"Нетрадиционные формы работы в детском саду"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Дошкольное образование: актуальные направления модернизации
«Нетрадиционные формы работы в детском саду»
Тема работы: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста (6-7(8) лет) посредством проекта «Подаренное словечко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_material_esyreva_aa.docx | 27.88 КБ |
prilozhenie.docx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №7»
152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д.10.
Название материала: Педагогический проект «Подаренное словечко»
Дошкольное образование: актуальные направления модернизации
«Нетрадиционные формы работы в детском саду»
Тема работы: «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста (6-7(8) лет) посредством проекта «Подаренное словечко»»
Разработчик воспитатель:
Есырева Анна Анатольевна,
МДОУ «Детский сад №7»
г. Ростов
2022г.
Введение
Актуальность:
«Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» Л.С. Выготский
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания, образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельную область не случайно, и предполагает следующее:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.
Основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Недостаток общения родителей со своими детьми приводит к трудностям в овладении связной речью.
И тогда, решая проблемы речевого развития детей и чувствуя необходимость поддержки и участия семьи в данном направлении, мною был разработан педагогический проект «Подаренное словечко».
Новизна проекта заключается в том, что мною была найдена новая нетрадиционная форма работы с семьей, в области речевого развития детей дошкольного возраста.
Целью проекта «Подаренное словечко» - является организация сотрудничества воспитателя (педагога) с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет), для повышения уровня речевого развития детей.
Задачи:
- способствовать обогащению словаря новыми словами;
- закреплять и уточнять словарь детей, углублять понимание уже известных слов, соотносить их с объектами реального мира;
- активизировать словарь, путем использования новых слов в речи;
- привлекать родителей для активной совместной деятельности.
Участники проекта:
Воспитатель группы, родители, воспитанники группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Эффективность использования данного педагогического проекта «Подаренное словечко», представляет собой, систему организации сотрудничества воспитателя (педагога) с семьями воспитанников, с целью повышения уровня речевого развития детей. Проект был разработан и апробирован с детьми группы старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Колокольчики» и показал хорошие результаты. Этот опыт работы может быть интересен, не только дошкольным работникам (воспитателям, логопедам), но и учителям начальной школы.
Основное содержание
Этапы реализации проекта:
1 Этап – подготовительный (организован круглый стол с родителями дошкольников, целью которого являлось, определение готовности родителей к сотрудничеству по работе над проектом):
- обратить внимание родителей на такую проблему, как недостаток общения детей с родителями в семье;
- определить основные методы и формы взаимодействия с семьей;
- определить актуальные темы для реализации проекта.
2 Этап - основной, организация работы над проектом:
- осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения и активизации словаря детей, углубления понимания уже известных слов, совершенствования диалогической и монологической формы речи.
3 Этап - заключительный (презентация проекта):
- организовать выставки творческих работ дошкольников;
- оформить портфолио дошкольников творческих работ по проекту «Подаренное словечко»;
- подобрать речевые и дидактические игры для активизации «подаренных словечек» в речи детей группы;
- организовать открытый просмотр презентации родителей совместно с детьми «Подаренного словечка»;
- создать «Шкатулку отзывов и предложений» для определения чувства удовлетворенности для родителей группы от совместного творчества всех участников проекта.
Ожидаемые результаты:
- речь детей активизируется, словарный запас пополнится новыми словами;
- дети научатся целенаправленно искать ответы на вопросы, делать предположения и выводы;
- повысится педагогическая культура родителей, появится понимание необходимости в развитии связной речи детей.
Работа с детьми:
- совместная и самостоятельная деятельность по речевому развитию детей;
- создание выставки творческих работ.
Работа с родителями:
- «Круглый стол»;
- презентации;
- консультации;
- индивидуальные беседы;
- выставки детских работ;
- «Шкатулка предложений и отзывов».
Работа с педагогами:
- консультации;
- открытые просмотры;
- памятки;
- обмен опытом.
Работа по проекту «Подаренное словечко» выстроена следующим образом:
Воспитателем подбираются незнакомые или малознакомые для детей слова, соответственно темам перспективного тематического плана образовательного процесса. Подобранное слово в красивой подарочной коробочке преподносится семье воспитанника в присутствии детей группы.
Темами подаренных словечек стали следующие: «Щедрая хозяйка, золотая осень», «Мир профессий», «Зимушка зима. Сезонные изменения в природе», «Дикие и домашние животные зимой. Птицы», «Наша Армия. День защитника Отечества», «День Космонавтики. Путешествие к звездам», «День Победы».
Такая тема, как «День Космонавтики. Путешествие к звездам», подарила семье Алины К. словечко - «Созвездие», а тема «Зимушка зима. Сезонные изменения в природе», подарила семье Максима Ф. словечко – «Хлопья снега» и т.д.. Родители с ребёнком дома обсуждают «подаренное словечко», уточняют или находят его значение в различных источниках, выбирают наиболее оптимальную форму его представления в виде творческой работы (рисунок, поделка, стихотворение, рассказ и др.).
Следующим этапом является представление «подаренного словечка». Презентация происходит различными способами: ребёнок рассказывает детям группы о том, как осуществлялся поиск значения «подаренного словечка» и
создание предмета творчества.
Словечко «Созвездие» Алина представила ввиде создания макета «Созвездие Большой Медведицы», также Алина рассказала ребятам, что такое созвездие. В процессе презентации дети и педагоги увидели, насколько интересной для семьи и для самой Алины стала эта работа. Алина с воодушевлением рассказывала детям о своем творчестве: как они дома с мамой искали значение этого слова, почему выбрали именно этот макет для представления слова «Созвездие». Алина также подготовила небольшой рассказ о «созвездии Большая Медведица». Дома Алине подобрали, и она выучила стихотворение, которое ещё больше раскрыло значение слова «созвездие».
После презентации дети проявили живой интерес к данной работе, стали задавать многочисленные вопросы, употребляя в речи это слово и активно используя слова, связанные с этой темой.
Далее мы совместно с детьми группы обсуждаем те или иные предметы, явления и ситуации, к которым применимо данное слово. В ходе дальнейшей словарной работы и в процессе общения дети встречаются со словами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, происходит усвоение детьми ранее не известных слов, а так же уточнение значения ряда слов, уже имеющихся у них в лексиконе.
Так значение слова «Созвездие» дети применили в сюжетно – ролевой игре , «Путешествие к звездам».
Итогом совместной деятельности воспитателя(педгога), родителей и детей, организуется выставка творческих работ.
На каждого ребенка группы заведена папка - «Портфолио», в которую помещаются все творческие работы ребенка, которые он может в любое время взять и посмотреть их.
Для родителей группы создана «Шкатулка отзывов и предложений», для удовлетворения от совместного творчества всех участников проекта.
Заключение
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (речевую интеллектуальную, познавательную);
- прослеживается положительная реакция, заинтересованность и эмоциональный отклик детей на знакомство с «подаренными словечками»;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
- дошкольники обогатили свой активный словарь, новыми словами;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия воспитатель(педагог) - родители - дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта, овладели определенными педагогическими знаниями и умениями и преодолели все возникающие трудности в организации по взаимодействию со своим ребенком.
Благодаря совместно проделанной работе, исходя из наблюдений за дошкольниками, в режимные моменты, в самостоятельной игровой деятельности, прогулке, работе во время занятий, очень заметен качественный скачок в развитии детей. Результаты наблюдений подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание как форма работы в детском саду
родительское собрание как форма работы в детском саду...
Нетрадиционные формы занятий в детском саду
Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни пр...
СТАТЬЯ "«ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ»
Статья о дистанционной форме работы детского сада в период пандемии...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Дистанционные формы работы в детском саду"
Опыт дистанционных форм работ с детьми дошкольного возраста с условиях пандемии...
Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"
Детское телевидение, как инновационная форма работы в детском саду. Телеканал "Смешарики"...
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)
Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы организации взаимодействия детского сада и родителей"
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы организации взаимодействия детского сада и родителей"...