семинар-практикум
материал
« Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум на тему:
« Формирование экологического воспитания у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС - дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса.
Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии и это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».
В любом городе, поселке можно найти интересные для
наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.
Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда - ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами другими словами:
«..разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!
Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране
В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:
- наблюдение
- игровые задания
- тестирование
Для выбора методов и методик я изучила множество литературы по экологическому воспитанию детей.
В своей работе я использовала методы и приемы:
1.Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.
2.Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.
Среди таких качеств - умение:
- работать в коллективе
- брать ответственность за решение
- разделять ответственность
- анализировать результаты своей деятельности
3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).
4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).
5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые игры, творческая деятельность детей).
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ (причинные связи)
- сравнение
- экспериментирование
- применение информационно-коммуникативных технологий
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
- игровые
- воображаемые ситуации
- игры драматизации
- сюрпризные моменты
- элементы новизны
Методы, способствующие установлению связи между видами:
- обучение способу установления связи между разными видами
деятельности
- перспективное планирование
- развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую
Методы обучения и развития творчества:
- эмоциональная насыщенность окружения
- мотивирование детской деятельности
- исследование предметов и явлений живой неживой
природы (обследование)
- игровые приемы
- прогнозирование
- проблемные ситуации и задачи
Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:
1.Группа методов используемых в работе с детьми
- метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
- метод демонстрации
- метод объяснения нового материала
- рассказ воспитателя
- рассказ ребенка
- чтение литературы
- метод детского исследования
- метод проектов
- метод моделирования проблемных ситуаций
- метод рассуждения
- метод решения проблемных задач, ситуаций
- метод игры
2.Группа методов используемых в работе со специалистами:
- педагогические советы
- методические объединения
- распространение педагогического опыта работы
- интернет ресурсы
- диспуты
- проведение индивидуальных и групповых консультаций и
мероприятий для педагогов и специалистов
- проектная деятельность
- педагогические выставки
- педагогические конкурсы
- открытые занятия
- семинар – практикум
3.Группа методов используемых в работе с родителями:
- анкетирование
- беседы
- консультации при помощи информационных коммуникативных технологий
- диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов
- собрания с применением информационных коммуникативных технологий
- памятки
- рекомендации
- проекты
- исследования
- круглые столы
- субботники, десанты
- акции
- семинары
- информационные стенды
- дни открытых дверей
- привлечение к совместному творческому труду
- досуги, праздники
При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.
Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Проектно-исследовательская деятельность является важным элементом программ экологического образования, поскольку она способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений и навыков детей, способствует практическому применению данных знаний в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Проектно-исследовательская деятельность реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, дает возможность объединять коллективную и индивидуальную деятельность в рамках единого педагогического процесса. В конечном счете, данная технология обеспечивает рост личности ребенка.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
2.Разработка плана движения к цели
3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
4.Составление плана – схемы проекта
5.Сбор, накопление материала
6.Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
7.Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения
8.Презентация проекта, открытое занятие
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
- в каких источниках можно найти информацию
- какие предметы использовать для достижения цели
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников
- по целевой установке
- по тематике
- по срокам реализации
В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:
1.Исследовательско–творческие:
- дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.Ролево–игровые:
- с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы
3.Информационно–практико–ориентированные:
- дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
4.Творческие:
- оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна 5.Смешанные типы:
- предметно – содержательные области являются меж предметными
- творческие – моно проектами
Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными
- средней продолжительности
- долгосрочные до года
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
- развитие познавательных способностей
- развитие творческого мышления
- развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию - ведущая роль педагога
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации - вместе с педагогом
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности
При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: "это - верно, а это - неверно". Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность объединяет дошкольников, педагогов различной направленности (воспитатели, физ.инструкторы, муз.руководители и др.), а также родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.
Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом.
Принципы использования форм и методов для проектно-исследовательской деятельности
Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в своём опыте работы, я использовала следующие принципы:
- принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность
- принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста
- принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний. Имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом
- принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией
- принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе
- принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы
- принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности
- принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности
- принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации
- принцип целостного подхода к образованию и воспитанию
- принцип целенаправленности
- принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия
- принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется
- принцип ассоциаций: способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»
- принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы
- принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива
- принцип природосообразности
- принцип культуросообразности
- принцип воспитания в коллективе
- принцип здоровьесберегающий
- принцип безопасности
Рекомендации:
- применяя в проектно - исследовательской деятельности структуру педагогического процесса, необходимо всегда помнить о главном - нельзя делать за дошкольника то, что он может сделать самостоятельно
- не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ - лучше меньше, да качественнее
- не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени
Наше взаимодействие дало отличные результаты и сформировало у детей:
- базу их оптимальных отношений с природой
- качественные показатели экологической культуры личности
- самосознание по мере их взросления
- накапливание познавательного баланса
- начало гуманного отношения к природе, её экологической среде
- чувства сострадания и сопереживания
- познавательную активность в исследовательской и проектной деятельности
- уровень экологической воспитанности
- экологическое мышление
- навыки, умения и знания
- желание создавать необходимые для жизни условия
- бережное отношение к природе родного края
Это те, экологические основы культуры, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся жизнедеятельность будущего гражданина нашей России.
Своей работой я подвела детей и родителей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в ответе за нашу землю, за её будущую сохранность и приумножение!
Подготовила воспитатель Бричкина Наталия Константиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...