План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"
материал (средняя группа)

Борисенкова Елена Николаевна

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности.

Анализ затруднений, постановка проблемы: Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

          Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

        Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.

Цель самообразования: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОО.

Задачи самообразования:

1.        Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

        воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

        развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

        развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

        обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

        закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

        углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

2. Формирование у родителей гендерной компетентности.

3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.

Предполагаемый результат: сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Сформированы у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает  творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.

Форма отчета о проделанной работе: картотеки потешек, игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками,  консультации для воспитателей и родителей, анкеты для родителей, памятки для родителей.

Срок

Повышение теоретического и научно – методического уровня

( изучение литературы по теме,  самообразование с помощью интернет ресурсов,  КПК, …

повышение профессионального мастерства ( ознакомление с передовым опытом через  просмотр  открытых мероприятий. , посещение семинаров по теме…..

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками)

Отчетные материалы (Подведение итогов,  оформление результатов.

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме.

Разработка диагностики Разработка анкеты

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах

«Смотрите, какой я!»

Цель: Учить идентифицировать себя с представителями своего пола.

Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности

Дидактическая игра «Одень куклу».

Работа с зеркалом «Мои эмоции».

Отгадывание загадок о частях тела

Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

Октябрь

Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

Просмотр мастер-класса для педагогов по теме: «Важность гендерного воспитания в современном мире»

«Кто есть кто» Цель: Развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное. Инсценирование сказки «Курочка Ряба».

Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с

обсуждением.

Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе».

Создать картотеку игр по гендерному воспитанию.

Ноябрь

Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” и

Клециной И.С. «Гендерная социализация»

Видеолекция «Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного возраста» сайт Инфоурок

«Я среди других» Цель: Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Подвижная игра «Ловишки парами».

Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...»

Разучивание песен о дружбе.

Просмотр мультфильма «Чебурашка».

 Конструирование из строительного материала «Домик для друзей».

Создать картотеку сюжетно - ролевых игр по гендерному воспитанию.

Консультация для педагогов: Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры.

декабрь

Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.

 Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.

Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

 

Просмотр  открытых мероприятий по теме “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”

«Я и моя семья» Цель: Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье.

Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница».

Рисование «Моя семья».

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из

Простоквашино», «Кошкин дом».

Выставка семейных фотографий.

Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница».

Рисование «Моя семья».

Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из

Простоквашино», «Кошкин дом».

Январь

Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.

Вебинар на тему: Формы и методы работы по гендерному воспитанию. Сайт Инфоурок

«Кто я?» Цель: Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности.

 Лото «Профессии».

Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля.

Дидактическая игра «Женская и мужская работа»

Работа с картинками «Манеры поведения».

Памятка для родителей: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

Февраль

 Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.

Вебинар на тему: Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию гендерной устойчивости детей. Сайт Инфоурок

«Из чего сделаны мальчишки?»  Цель: Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли

Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был

девчонкой».

Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака.

Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова.

Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника

Отечества.

Март

Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.

8. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010.

Вебинар на тему :Роль семьи в формировании гендерной идентификации детей.

Сайт Инфоурок

«Мир девочек» Цель: Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр

Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Подарок для мамы».

Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...»

Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками».

Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку"

Апрель

Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010.

Вебинар на тему: Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков

Сайт Инфоурок

«Я родился!» Цель: Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения

Дидактическая игра «Кто кем был?».

Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

Май

Аналитический отчет по теме самообразования

Проведение диагностики детей

Вебинар на тему: Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников.

Сайт Инфоурок

«Я среди чужих» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе

Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3. Александровой.

Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением.  

Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер).

Памятка для родителей «Величие небольших различий».

Анкета по гендерному воспитанию для родителей.

Самоанализ процесса самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщ...

«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада             посредством различных видов деятельности....

Сомообразование Тема:Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредствам различных видов деятельности.

Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»...

Методическая разработка "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...