План самообразования по теме: "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"
материал (средняя группа)
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности. Средняя группа, 4-5 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности.
Анализ затруднений, постановка проблемы: Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.
Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.
Цель самообразования: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОО.
Задачи самообразования:
1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
2. Формирование у родителей гендерной компетентности.
3. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Предполагаемый результат: сформированы начальные представления детей о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Сформированы у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создана система совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.
Форма отчета о проделанной работе: картотеки потешек, игр по гендерному воспитанию, сюжетно-ролевых игр, библиотека книг со сказками, консультации для воспитателей и родителей, анкеты для родителей, памятки для родителей.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно – методического уровня ( изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, … | повышение профессионального мастерства ( ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий. , посещение семинаров по теме….. | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками) | Отчетные материалы (Подведение итогов, оформление результатов. |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Разработка диагностики Разработка анкеты | Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах | «Смотрите, какой я!» Цель: Учить идентифицировать себя с представителями своего пола. Формировать представления о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности Дидактическая игра «Одень куклу». Работа с зеркалом «Мои эмоции». Отгадывание загадок о частях тела | Папка-передвижка: " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?" Анкета по гендерному воспитанию для родителей. | |
Октябрь | Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012. | Просмотр мастер-класса для педагогов по теме: «Важность гендерного воспитания в современном мире» | «Кто есть кто» Цель: Развивать умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное. Инсценирование сказки «Курочка Ряба». Чтение «Шли по лесу два товарища...» Л. Толстого с обсуждением. Рассказ воспитателя «Правила в нашей группе». | Создать картотеку игр по гендерному воспитанию. | |
Ноябрь | Изучение работы Поповой Л.В. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” и Клециной И.С. «Гендерная социализация» | Видеолекция «Формирование основ гендерной социализации у детей дошкольного возраста» сайт Инфоурок | «Я среди других» Цель: Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходств и различий. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Подвижная игра «Ловишки парами». Дидактическая игра «Опиши того, кто справа...» Разучивание песен о дружбе. Просмотр мультфильма «Чебурашка». Конструирование из строительного материала «Домик для друзей». | Создать картотеку сюжетно - ролевых игр по гендерному воспитанию. Консультация для педагогов: Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры. | |
декабрь | Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
| Просмотр открытых мероприятий по теме “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве” | «Я и моя семья» Цель: Создавать условия для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками. Сформировать представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница». Рисование «Моя семья». Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом». | Выставка семейных фотографий. Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Больница». Рисование «Моя семья». Просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Трое из Простоквашино», «Кошкин дом». | |
Январь | Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с. | Вебинар на тему: Формы и методы работы по гендерному воспитанию. Сайт Инфоурок | «Кто я?» Цель: Формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности. Лото «Профессии». Чтение рассказа «Как я был мамой» Я. Сегеля. Дидактическая игра «Женская и мужская работа» Работа с картинками «Манеры поведения». | Памятка для родителей: "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях". | |
Февраль | Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с. | Вебинар на тему: Совместная деятельность воспитателя и родителей по развитию гендерной устойчивости детей. Сайт Инфоурок | «Из чего сделаны мальчишки?» Цель: Формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли | Чтение стихотворения Э. Успенского «Если был девчонкой». Чтение «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака. Беседа по рассказу «Рыцарь» В. Железникова. Аппликация «Подарок для папы» ко Дню защитника Отечества. | |
Март | Курбатова С. Книга - для мальчиков, книга - для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012. 8. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010. | Вебинар на тему :Роль семьи в формировании гендерной идентификации детей. Сайт Инфоурок | «Мир девочек» Цель: Воспитывать культуру общения с партнерами противоположного пола. Продолжать учить быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр Совместный труд с распределением обязанностей «Постираем кукольное белье». Аппликация «Подарок для мамы». Дидактическая игра «Одень куклу в театр, магазин, на дискотеку...» Развитие мелкой моторики: «Делаем украшения своими руками». | Советы по воспитанию дочери: "Как воспитывать девочку" | |
Апрель | Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2010. | Вебинар на тему: Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков Сайт Инфоурок | «Я родился!» Цель: Продолжать формировать представления о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения | Дидактическая игра «Кто кем был?». Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций. | |
Май | Аналитический отчет по теме самообразования Проведение диагностики детей | Вебинар на тему: Система работы по формированию основ представления о гендерной социализации у дошкольников. Сайт Инфоурок | «Я среди чужих» Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения в обществе Чтение произведения «Как мальчик потерялся» 3. Александровой. Просмотр мультфильма «Маша и медведь» с обсуждением. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» (усвоение правил хороших манер). | Памятка для родителей «Величие небольших различий». Анкета по гендерному воспитанию для родителей. Самоанализ процесса самообразования | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщ...
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности.
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности....
Сомообразование Тема:Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредствам различных видов деятельности.
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности»...
Методическая разработка "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности"
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...