МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА»
материал (подготовительная группа)

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА»

Сегодня в детских садах для всестороннего и творческого развития детей широко применяются различные развивающие методики. Однако авторская методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича, на мой взгляд, выделяется среди известных методик, она отличается многофункциональностью, креативностью и высокой эффективностью.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребёнка. Свою технологию Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Актуальность его методики состоит в том, что эти игры учат детей действовать «в уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие возможности и способности.   Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

•Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

•Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

•Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

•Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

•Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича

  • Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

  • Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

  • Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).

  • Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
  • Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Основные принципы, положенные в основу игр Воскобовича - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, веселым и грустным языком сказки, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать  многократно.
Содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослых в сюжетных линиях сказок. Сюжет – это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу, во время которых происходят различные превращения и чудеса, случаются фантастические явления.

У Воскобовича три группы развивающих игр:

- игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

- игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения превращается в занимательную игру.

- универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей  дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Для внедрения игровой технологии Воскобовича в образовательный процесс мы закупили комплекс развивающих игр. Кроме того, для групповой работы с детьми, мы создали некоторые игры своими руками, которые успешно используем в различных видах образовательной деятельности.

Благодаря многофункциональности игр Воскобовича, мы включаем их в различные занятия: математику, развитие речи, обучение грамоте, конструирование. А как мы это делаем, я сейчас вам покажу.Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе по теме «Использование игровой технологии В. В. Воскобовича».

Практическая часть.

Переходим к практической части. Коллеги, приглашаю вас отправиться в путешествие по сказочным лабиринтам игр Воскобовича.

1. Игра-конструктор «Геоконт»

Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности.В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»). (Показать книгу).

В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

- Вы хотите попасть в сказку?.Для того чтобы попасть в сказку, нам нужен волшебный ключик. А найдём этот ключ мы с помощью игры «Геоконт».

-Положите перед собой «Геоконт», снимите все резиночки.Синюю отложите в сторону, а с краснойрезиночкой будем работать. Я буду называть имя гвоздика на геоконте, а вы внимательно слушаете и последовательно одеваете резиночку на нужные гвоздики. Готовы? Будьте внимательны!

З3-Б1(обернуть сверху справа налево)-Ф1-Ф3-Б4-К3-К1-Б1(обернуть сверху)-З2-Ж2-Ж3

-Сравните с образцом. У всех получилось? Молодцы!

Вывод:«Геоконт» вводит детей в мир геометрии, развивает мелкую моторику рук, помогает изучить цвет, величину и форму. С помощью данной игры ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат,  искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить. «Геоконт» также развивает психологические процессы малыша. 

2.Игра  «Квадрат Воскобовича»
Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут сказочные герои.

- Мы нашли волшебный ключ и можем отправляться в сказочное путешествие.

-Но в каком направлении нам идти? Давайте у кого-нибудь спросим (подхожу к фиолетовому лесу).

-Первым кто встретился нам на пути, оказался ворон Метр.Он согласен указать нам направление пути, если мы создадим его портрет.

- Возьмите «Квадрат Воскобовича», схема перед вами. Попробуйте, следуя схеме, составить портрет ворона.

- Ворон Метр поблагодарил нас за портреты и указал дорогу в сказочный лес.

Вывод:«Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, 

внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с малышом.

3. Игра «Прозрачный квадрат»

Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач.В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата.Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром по ходу сказочного сюжета, ребенок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.(Подхожу к фиолетовому лесу)                                                                                                      - Если долго-долго идти по Фиолетовому лесу в сторону высоких гор, то по пути  неприменно встретится Озеро Айс. А пчёлка Жужа живёт на чудо-острове. Как же нам перебраться через озеро?  на кораблике  

- Возьмите игру «Прозрачный квадрат», попробуйте отыскать нужные вам льдинки и  сделайте кораблик в соответствии со схемой.

- У всех получилось? Молодцы! Сколько льдинок вы использовали?

Вывод: Данная игра развивает логическое мышление, мелкую моторику, конструкторские способности и воображение, знакомит ребёнка с геометрическими фигурами и их свойствами.

4. Головоломка «Чудо-крестики»

Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Малыш должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок».

- Ворон Метр сказал, что у пчёлки Жужи сегодня день рождения и она всех ждёт в гости. Давайте мы тоже отправимся на день рождения к Жуже. Вот только подарка у нас нет.

- А во что любят играть все девочки? (в куклы)

- Давайте подарим Жуже куклу.

- Возьмите конверты с игрой «Чудо-крестики». Достаньте детали головоломки. Попробуйте выложить такую же куколку, как на схеме.

-У всех получилось? Замечательно! Жужа будет рада такому подарку.

Вывод:«Чудо-крестики» помогают ребенку освоить цвет,  форму, развивают умение сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и часть,развиваетвоображение, фантазию, ловкость рук.
5.
Коврограф «Ларчик»

Коврограф - это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;

- разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.);

- разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;

- цветные карточки (10 карточек из ковролина: семь хроматических цветов (радуга) и три ахроматических (серый, белый, чёрный);

- буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки: 15шт с буквами красного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);

- забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами);

- забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами);

- кармашки (для размещения карточек).

- Наконец-то мы попали на чудо-остров.Нас встречает пчёлка Жужа. Она очень рада нашим подаркам.

- А вот и ещё гости. К пчёлке на день рождения пришли радужные гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. Скажите мне, пожалуйста:

1. Кто стоит между Желе и Геле?

2. Сколько гномов помещается между Кохле и Фи?

3. Какой гном стоит четвёртым? Последним? Между вторым и четвёртым?

Вывод:Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик», педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления: цвет, форма, размер; отношения: пространственные, количественные, по величине; сохранение количества, алгоритмы; ознакомление с окружающим: предметный мир, мир природы: растения и животные.В старшем дошкольном возрасте добавляется: развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; развитие речи, обучение грамоте.

6.«Игровизор» Воскобовича – уникальная развивающая игра для детей от 4 лет и старше. Игровая папка состоит из картонной основы с нанесенными на нее клеточками и верхнего листа из прозрачной пленки. На пленке можно рисовать маркером для белой доски (на водной основе) и затем стирать изображения салфеткой.«Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.Задания: направленные на знакомство с эталонами формы, величиной, пространственными отношениями; задания направленные на формирование моторного образа буквы, цифр; графический диктант и т. д.

Но любимая игра пчелки Жужи это «Игровизор».Давайте поиграем.

- Возьмите «Игровизоры». Выберите и обведите по контуру только овалы (круги, овалы, квадраты, треугольники).

Вывод:В игре с «Игровизором» развивается точность и координация движений детей, происходит подготовка руки к письму, совершенствуется внимание, память, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.

7.«Теремки Воскобовича»признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположенные различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком или аркой для гласных букв. В мир гласных букв малыша приглашают веселые артисты, имена которых начинаются с гласных букв: Орлекин, Арлекин и т.д. Чтобы соединить буквы в слог, нужно вложить соответствующий сундучок в теремок и пропеть слог, который после этого образовался. Также малыш знакомится со знаком ударения, мягким и твердым знаками. Далее ребенок учится составлять и читать первые слова. К данному пособию прилагается детальная инструкция с подробным описанием игр, обучающих ребенка основам чтения.

- Куда мы с вами попали? Какая-то улица, теремки разноцветные. Интересно, кто в них живёт?

Стоит белый теремок

Кто, кто в нем живёт?

Буква Б и буква П,

Буква В и буква Ф.

- Как вы думаете, какие птицы и животные могут жить в этом теремке? (белка, филин, ворона, петух и т.п.)

- Рядом с домиками стоят сундучки, в которых весёлые артисты хранят свои песенки. Если поставить сундучок в домик, то какую песенку будут петь жители этого домика? (читают слог). Правильно.

Вывод: Благодаря «Теремкам Воскобовича» дети в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова, обогащают словарный запас ребенка, развивают его психические процессы и творческие способности.

- Удивительные теремки и их жители: с ними так интересно, но нам пора домой.Жужа дала нам схему обратного пути и сказала, что помогут нам разноцветные верёвочки. Возьмите красную верёвочку и по моей инструкции прокладывайте верёвочкой путь домой.

- от белой точки одна клетка вправо, одна вверх, две  вправо, одна вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо.

- Вот мы с вами и вернулись домой. Каким увлекательным и познавательным было наше путешествие по сказочным лабиринтам игр Воскобовича!

Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

3. Моделирование.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам самостоятельно придумать задания к любой понравившейся игре,  из представленных мною игр Воскобовича, которые могли бы применить в своей профессиональной практике для работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах. На моделирование Вам даётся 2 минуты.

4. Подведение итогов, рефлексия.

Для подведения итогов нашего мастер-класса, предлагаю использовать ПОПС – формулу – это приём, который позволяет определить уровень принятия полученной информации более качественно и одновременно мотивировал бы педагогов на дальнейшее знакомство с предложенным направлением в работе.

Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти слова так:

П - позиция,

О - объяснение,

П - примеры,

С - суждение.

Теперь слово ПОПС формула уже не кажется таким сложным, не правда ли?

В качестве вспомогательных опорных слов, на которых говорящий может строить свой ответ, ПОПС формула предлагает следующие фразы:

Позиция: «Я считаю, что…»

Объяснение «Потому что...»

Примеры «Я могу это доказать на примере...»

Суждение «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...»

Так ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Мастер – класс на тему: «Внедрение технологии В. В. Воскобовича в дошкольное образование. Игровое пособие «Волшебный квадрат Воскобовича».

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах практического исполнения технологии В. В. Воскобовича.Задачи:- познакомить воспитателей с развивающей игрой двухцветным квадратом Вос...

Мастер-класс для педагогов "Применение технологии В.В. Воскобовича для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов в области развития познавательных способностей  у дошкольников средствами технологии, методического комплекта и игровых пособий В. В. Воскобовича....

Мастер - класс с использованием игровых технологий "Чудеса в заснеженном лесу!"

Уточнять и систиматизировать знания детей о цветах,живой природе.Развивать воображение,мелкую моторику рук. Вызывать желание помочь обитателям сказочного леса....

Мастер-класс с использованием игровых технологий " Чудеса в заснеженном лесу" в старшей группе.

1.Рисование снежинок на дисках2.Смешивание красок3.Витраж4.Рисование в пакете...