Играем в шашки
рабочая программа (подготовительная группа)

Фомина Ольга Ивановна

Подготовительная группа. Второй год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_shashki_2y_god_obucheniya.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/



Программа

дополнительного образования

 «Играем в шашки»  для детей  6-7 лет. 

Направленность: физкультурно-спортивная.

                                                           

        Составители:

Педагоги дополнительного образования

Аксенова Елена Викторовна

Фомина Ольга Ивановна

Возраст обучающихся : 6 -7 лет.

Срок реализации: 9 мес.

                                                  Москва   2022г.

Содержание Программы

1

Информационная карта Программы…………………………………………….

2

Пояснительная записка…………………………………………………………..

3

Методическое обеспечение………………………………………………………

4

Тематическое планирование (2 год обучения – возраст дошкольников 6-7 лет)…………………………………………………………………………………………...

5

Календарно-тематическое планирование

6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..

7

Оборудование и материалы………………………………………………………

8

Литература………………………………………………………………………...

Приложение……………………………………………………………………….


Информационная карта

Наименование программы

Программа дополнительного образования "Играем в шашки" по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста

 Руководители

программы

Аксенова Елена Викторовна, Фомина Ольга Ивановна воспитатели ГБОУ Школа № 2120  «Детский сад» корпус 1

Целевая группа

Дети от 6 до 7 лет группа общеразвивающей направленности  

Цель программы

Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.

Задачи программы

Обучающие:

- познакомить с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;

- научить простейшим комбинационным идеям в середине игры в 1-2 хода, познакомить с кодексом новичка;

- познакомить с правилами шашечной игры, буквенно-цифровым рядом;

- научить реализовывать материальный перевес в 1 шашку и более;

- научить простейшим дебютным схемам;

- научить реализовывать нормальные окончания: квадрат, 4 дамки против одной;

- познакомить с основами композиционной игры.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским шашкам как к древней всенародной игре;

- развивать  внимание, память, логическое мышление

Воспитательные:

- формировать культуру общения и поведения в коллективе;

- прививать навыки здорового образа жизни;

- помочь ребенку в самореализации, осознания собственного “Я”;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Направленность

Интеллектуальная направленность

Срок реализации

9 месяцев

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Программа предусматривает  знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам  не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

В процессе обучения усиливается творческий интерес к шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые  приобретают опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

Актуальность программы

 Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный –не менее 5 тысяч лет.

Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное

творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой. В действительности же, научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Увлечение шашечной игрой поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования детей.

Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся. Каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Анализируя программы, предшествующие нашей, мы пришли к выводу, что

одной лишь теории здесь недостаточно. Поэтому данная модифицированная программа создана в соответствии с

Законом об образовании, исходя из взглядов, принципов, теоретических знаний, игровой практики, педагогического, тренерского опыта работы с детьми и молодежью. Ставит основной своей целью не только практическое обучение,

но и психологическое сопровождение.

Новизна программы

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Ожидаемые результаты  

К  концу года обучения дети будут уметь:

  • Правильно располагать  доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Ориентироваться на шашечной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
  • Решать простые шашечные задачи.
  • Будут знать шашечные термины.

.


Пояснительная записка.

          Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.

          Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

      Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

     Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в  шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. 

Настоящая  программа  предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках.
Программа игровых  познавательных  ситуаций  по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи  по данной программе должны приблизить начинающего шашиста  к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Методическое обеспечение

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

При составлении Программы учитывалось:

- время занятий по дополнительному образованию детей  

- соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 20 июля 2015 г. N 28.

- соответствие ФГОС дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Программа направлена на развитие мышления, самостоятельности, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

- связи с жизнью,

- систематичности,

- реалистичности,

- активности,

- контролируемости,

- последовательности,

- индивидуального подхода в обучении и умственного развития детей,

- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,

- наглядности,

- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 38 часов по 1 занятия в неделю, длительностью 30 минут. Из этого количества –13 часов отводится на теоретический курс, 25 часов – на практическую деятельность дошкольников. Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6- 7 лет).

          Основой организации работы с детьми в данной программе является  система дидактических принципов:

1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2.Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3.Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

4.Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

5.Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Основные формы и средства обучения:

1.Практическая игра.

2.Решение задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Развлечения  и  познавательные  досуги, игры в  шашки.

Методы проведения игровых  встреч

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. 

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Срок реализации программы: 9 месяцев

Тематическое планирование

2 год обучения

(возраст дошкольников 6-7 лет)

№ п.п.

Тема

Содержание

всего

теория

практика

1

 Вводный инструктаж Как начинать партию?

Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

1

 1

2

«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

2

1

1

3

«Разные виды ничьей партии».

Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога»,  чтение худ литературы Юровскй Е.М

2

1

1

4

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

Знакомство  с  понятием «Таблица  турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

1

1

5

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске

 1

1

6

Турнир «Белочки- медвежата».

Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» ЧХЛ Юровский Е.М.»Цейтнот»

1

1

7

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

1

1

8

 «Умники  и  умницы».

Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся»

1

1

9

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

1

1

10

 «Лесные  забавы»

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

2

11

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой»

2

1

1

12

 «Зайкин  сон».

Практическое закрепление материала. Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон»

1

 

1

13

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связы-вание»

Знакомство  с  понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

2

1

1

14

 «Использование дополнительного темпа».

Познакомить  с  понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»

2

1

1

15

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

Знакомство с понятием «Шашечные  окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

1

1

16

 «Решение  элементарных  комбинаций».

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

2

2

17

 Основные приемы борьбы на шашечной доске  «Размен».

Знакомство  с  понятием  «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

2

1

1

18

 «Конкурс на  призы от  Зайки».

Практическое закрепление материала.  Решение  кроссвордов, выполнение  заданий, дидактические  игры.

1

1

19

 «Шлагбаум».

Знакомство  с  понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами. Дидактическая игры.

1

1

20

 «Победитель  - это  я»

Развлечение. Практическое закрепление материала.. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

1

1

21

 «Достижение выгодной оппозиции».

Познакомить  с  понятием  «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания  «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

2

1

1

22

 «Турнир сильнейших»

Практическое закрепление материала. Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

1

1

23

 «Зайкина  задачка».

Работа с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

1

1

24

 «Шашечный  бал».

Практическое закрепление материала.

1

1

25

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших  в  детском  саду».

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

1

1

26

Эффективность и красота комбинаций.

Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

1

1

27

Дружеские  встречи.

Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов  года.

1

1

итого

38

Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п.п.

Тема

планируемые

Сроки ( дата) скорректированные

Кол-во занятий

1  Как начинать партию?

01.09.2022

  1

2«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

08.09.2022
15.09.2022

 2

3«Разные виды ничьей партии».

22.09.2022

29.09.2022

 2

4

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

06.10.2022
13.10.2022

 2

5

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

20.10.2022

1

6Турнир «Белочки- медвежата».

27.10.2022

 1

7Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

03.11.2022

1

8

 «Умники  и  умницы».

10.11.2022

1

9

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».


17.11.2022

1

10

 «Лесные  забавы»

24.11.2022
01.12.2022

2

11

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».


08.12.2022

15.12.2022

2

12

 «Зайкин  сон».

22.12.2022

1

13

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

29.12.2022
12.01.2023

2

14

 «Использование дополнительного темпа».

19.01.2023
26.01.2023

2

15

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

02.02.2023
09.02.2023

2

16

 «Решение  элементарных  комбинаций».

16.02.2023

23.02.2023

2

17

 Основные приемы борьбы на шашечной доске  «Размен».

02.03.2023
09.03.2023

2

18

 «Конкурс на  призы от  Зайки».

16.03.2023

1

19

 «Шлагбаум».

23.03.2023

1

20

«Победитель  - это  я»

30.03.2023

1

21

 «Достижение выгодной оппозиции».

06.04.2023
13.04.2023

2

22

 «Турнир сильнейших»

20.04.2023

1

23

 «Зайкина  задачка».

27.04.2023

1

24

 «Шашечный  бал».

04.05.2023

1

25

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших  в  детском  саду».

11.05.2023

1

26

Эффективность и красота комбинаций.

18.05.2023

1

27

Дружеские  встречи.

25.05.2023

1

итого

   

38

 

 

                                 

                                           Ожидаемые результаты

К  концу обучения дети должны знать:

  • Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие,  пат, ничья;
  • Правила хода.

К  концу обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шашечной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
  • Правильно располагать  доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Решать простые шашечные задачи

Оборудование и материалы

Наименование        Количество

1 Доски картонные        14 шт

2 Доска магнитная        1 шт

3 Доска деревянная        1 шт

4. Шашки                    15 наборов

 

Литература

Список использованной литературы

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.


Приложение

1) Начинать бой можешь смело –

Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,

Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,

Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,

Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,

Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,

Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»

И чтоб им не было ходов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей игре в шашки

Обучение детей игре в шашки...

Играем в шашки с детьми

Данная информация будет полезна родителям и педагогам, чтобы научить детей дошкольного возраста играть в шашки....

Мини-проект «Играем в шашки»

Формирование у детей и родителей заинтересованности и умения игре в шашки....

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...