.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа) по теме
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umnye_shashki.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖОК
«УМНЫЕ ШАШКИ»
совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет,
(подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«БОГУЧАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатели: Диброва Л.В. 1КК
Кращенко С.А. 1
г. Богучар 2017 г
.Программа "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
I. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях. Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Игровая деятельность привлекательна тем, что в процессе ее возникают благоприятные условия для удовлетворения интересов, желаний, запросов, творческих устремлений детей. Кроме того, им нравятся необычность, таинственность обстановки, особая занимательность. Радость доставляет и то, что в игре открывается возможность коллективных действий и коллективного общения. Предлагаемая игра шашки отвечает данному требованию и направлены на развитие указанных приемов.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки и шахматы.
В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. На последнем занятии проводиться итоговое занятие, на котором рассматриваются достижения каждого кружковца. Победителям вручаются грамоты. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль педагог должен постоянно подчёркивать во время занятий в кружке. Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенство-ванием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
II. Цель и задачи проекта программы
Цель:
1.Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.
2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.
3.Заложить основы гармоничного развития детей и расширить их представление об окружающем мире, приобщить детей к общечеловеческим и культурным ценностям
4. Социально-личностное развитие ребенка и его творческие способности.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора.
- развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление.
- развитие способности к самооценке и самоконтролю.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Кружок обучающей игры «Умные шашки»
Экспериментальная обучающая программа, рассчитана на детей 6–7 лет. Срок реализации составляет 1 год. Количество детей в группе – 6 человек (в среднем). Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей подготовительной группы - длительность занятий до 30 минут.
Непосредственная образовательная деятельность проводится комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием нашего кружка выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Участники:
Воспитатели, дети, родители.
Социальные связи с другими организациями:
- Работа по преемственности со школой, куда поступают выпускники детского сада
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь. 2016 г.)
- Консультация для родителей «Игровое шашечное пространство для детей подготовительной группы»;
- Подготовка группы к работе с детьми в шашечном кружке;
- Оснащение демонстрационными и раздаточными материалами шашечный кружок;
- Заказ и оформление стенда для шашечного кружка;
- Оформление шашечного уголка для детей в групповых комнатах;
- Планирование и составление сценариев развлечений, спортивных соревнований;
- Совместно с детьми и родителями изготовление шашечных игр для выставки
2 этап. Реализация проекта (сентябрь 2016 по ноябрь 2018 г)
Тематическое планирование. 1 год обучения 2016–2017 гг.
(старшая группа)
№ занятий | Кружковые занятия | Сроки | Ответственный |
1 | Занятие. История шашек. | 15 сентября | (воспитатели) |
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | 22 сентября | |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | 29 сентября | |
4 | Занятие. Шашечные поля. | 6 октября | |
5 | Занятие. Диагональ | 13 октября | |
6 | Занятие. Как ходят шашки | 20 октября | |
7 | Практическое закрепление материала | 27 октября | |
8 | Занятие. Основные правила шашечной игры | 3 ноября | |
9 | Занятие. Разные виды ничьей партии | 10 ноября | |
9 | Занятие. Как начинать партию? | 17 ноября | |
10 | . Практическое закрепление материала | 24 ноября | |
11 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | 1 декабря | |
12 | . Занятие. Делаем наилучшие ходы | 8 декабря | |
13 | Занятие. Простые комбинации | 15 декабря | |
14 | Занятие. Основы позиционной игры | 22 декабря | |
15 | Практическое закрепление материала | 29 декабря | |
16 | Занятие. Комбинационные приемы | 12 января | |
17 | Занятие. Связывание | 19 января | |
18 | Практическое закрепление материала | 26 января | |
19 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | 2 февраля | |
20 | Занятие. Размен | 9 февраля | |
21 | Практическое закрепление материала | 16 февраля | |
22 | Занятие. «Шлагбаум». | 2 марта | |
23 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | 9 марта | |
24 | Занятие. Треугольник Петрова. | 16 марта | |
25 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | 23 марта | |
26 | Практическое закрепление материала | 30 марта | |
27 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | 6 апреля | |
28 | Эффективность и красота комбинаций. | 13 апреля | |
29 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | 20 апреля | |
30 | 27 апреля | ||
31 | Соревнование по шашкам в МКДОУ между детскими садами «Солнышко», «Сказка», «Теремок» | май |
Практическая часть. Дидактические игры, адаптированные к кружку.
Использовать информационно-коммуникативные технологии в процессе работы в приобщении детей к играм в шашки.
Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.
Использовать адаптированные классические дидактические игры к кружку «Умные шашки» для достижения цели.
- 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
- 2. Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
- 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
- 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
- 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
- 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.
- 7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
- 8. Игра «Узнай по описанию». Описывается фигура, дети угадывают.
И многие другие, не менее любимые детьми игры
Организационно-педагогическая работа с детьми в ДОУ:
- Проведение отборочных туров (декабрь).
- Развлечение «Шашечный бал» (январь 2018 г.).
- Участие детей во внутрисадовской спартакиаде по шашкам (май 2018 г.).
- Совместно с родителями продуктивная деятельность детей по теме: «Шашечные забавы» (февраль 2018 г.).
- Организация сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игр с применением шашечной терминологии.
3 этап. Обобщающий этап. Ноябрь 2018 г.
- Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»
- Фоторепортажи с мероприятий.
- Подготовка методических рекомендаций с описанием технологий разработки занятий направленных на развитие интеллектуально-познавательного мышления дошкольников.
- Создание профессионально-развивающей среды в МКДОУ.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки
(Давыдова Т.Г.,Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень– для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры шашки
Простая - обычная шашка (не дамка)
Бортовые — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски
Дамочные – поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски
Дамка – шашка, достигшая дамочных полей
Ход - передвижение шашки с одною поля на другое
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки
Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника
Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар
Дебют - первая стадия партии вовремя которой соперники стремится наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующие операций
Миттельшпиль - серединная часть партии (после 7 – 12 ходов), в которую переходит ее дебютная часть
Эндшпиль – заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остается не более чем по шесть шашек (иди позиция смолам числом шашек)
Приложение 1
Объявление для родителей
Уважаемые родители!
В нашем детском саду начинает работу кружок «Умные шашки».
Цель работы кружка:
1. Раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников.
2. Организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
3. Помочь ребенку ощутить атмосферу риска, учить его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослым соперникам и со сверстниками.
4. Помочь ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить технике игры в шашки;
- ознакомить детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
- развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; учить ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
- выработать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Используемая литература
- Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
- В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Голиков А.И. Развитие математического мышления средствами динамических игр преследования. – Новосибирск: Наука, 2002.
- Костров В.В., Рожков П.П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера», 2012.
- Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. – Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Погрибной В.К. Шашки для детей. – Изд.4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя», май 2012. Статья Васиной Е.В. Использование мультимедийных презентаций в процессе ознакомления детей с противопожарными правилами.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дош-кольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра – КВН -2012 (для детей подготовительной группы, с фонетико-фонематическим нарушением и первого класса)
Групповая игра с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основными целями игры являются: Развитие внимания, памяти, познавательной активности, творческого воображения, связной реч...
Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.
Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....
Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы с ОНР.
В материале перечислены несколько игр по развитию речи, в которые с детьми с ОНР может поиграть педагог. Приведённые игры имеют полное описание и примеры выполненных заданий....
Игра "Поле чудес" для детей подготовительной группы
В этой игре дети закрепляют знания о домашних и диких животных....
Игры для развития речи детей подготовительной группы
Игры созданы для расширения кругозора, развития речи и ознакомления с окружающим миром детей старшего возраста....
Интеллектуальная игра «Права ребенка», для детей подготовительной группы.
Систематизация знания детей о гражданских правах и обязанностях....
Сюжетно ролевая игра "Служба спасения" для детей подготовительной группы
Игра знакомит детей с работой службы спасения....