Утренний круг
консультация

Бадертдинова Динара Дамировна

Консультация для воспитателей "Утренний круг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний круг называют по-разному: детский совет, утренний круг, групповой сбор, утро радостных встреч. Но смысл примерно один — это режимный момент для общения взрослых и детей в обсуждении проблем, принятие совместных решений по организации и планированию содержания своего образования, который проводится до или сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых
  • развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность
  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию
  • работает над развитием навыков культурного общения
  • обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения
  • развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично
  • формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Задачи педагога:
организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.);
сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.);
предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.;
вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу;
учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой;
учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.);
поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные воможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Роль воспитателя в утреннем круге:

Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре;
Установить и удерживать культурную рамку (культуру ведения диалога и монолога);
Демонстрировать свое собственное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
Помогать детям выбирать и планировать работу;

Структура утреннего круга:

  1. Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.
  2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
  3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
  4. Обмен новостями. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  5.  Составление плана дня
    Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы. Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят.

Таким образом, «Утренний круг» — «задаёт тон» всему дню, создаёт положительный эмоциональный настрой и вселяет в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...