Шахматы как инновационная форма работы с детьми в рамках ФГОС ДО
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Волковая Ольга Владимировна

Одной из основных задач ФГОС является развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тема моего самообразования непосредственно связана с интеллектуальным развитием дошкольников.Долгое время изучая эту тему я пришла к выводу, что шахматы могут служить универсальным тренажером для развития умственных способностей дошкольников, который не имеет аналогов по степени своей эффективности.В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира.Поэтому шахматы ввели в обязательную образовательную программу в Испании, Германии, Китае, Мексике, Японии.В других странах их только начинают внедрять в область детского образования и воспитания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматы как инновационная форма работы с детьми в рамках ФГОС ДО МАДОУ №145 г. Казани Воспитатель: Волковая О.В. Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» Б. Франклин

Слайд 2

Одной из основных задач ФГОС является развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тема моего самообразования непосредственно связана с интеллектуальным развитием дошкольников. Долгое время изучая эту тему я пришла к выводу, что ш ахматы могут служить универсальным тренажером для развития умственных способностей дошкольников, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления . Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

Слайд 3

В 2019 г. Наш детский сад совместно с родителями и детьми принял участие в Семейном шахматном фестивале в рамках образовательного проекта «В школу с шахматами» .Это был наш первый опыт по выступлению на соревнованиях. Соревнования проводились отдельно с детьми и взрослыми. Было удивительно , когда мальчик семи лет обыграл всех взрослых и занял первое место. Мы тоже будем к этому стремиться.

Слайд 4

На сегодня шахматы в ДОУ используются в качестве дополнительного образования , а ведь могли бы стать частью познавательного развития наравне с математикой. Сознавая всю значимость шахмат, я стараюсь использовать шахматы на самых различных занятиях. На пример на занятиях по аппликации мы делали коня и ферзя в стиле айрис-фолдинг .

Слайд 5

Совместно с родителями нам удалось создать шахматную королеву и шахматного короля. Дети были в восторге. В будущем я собираюсь сшить кукол из фетра для шахматного театра. Некоторым детям через сказку гораздо легче получать информацию, чем просто играть в шахматы

Слайд 6

За годы работы удалось создать большую картотеку по дидактическим играм, стихам посвященным шахматам, загадки о шахматах, сказки, конспекты интересных занятий. А также методическая литература, которая позволила бы объяснить детям правила игры в шахматы в более простой, доступной и в тоже время интересной форме.

Слайд 11

Обучая детей шахматам, я ставлю перед собой следующие цели: 1)Обучить правилам игры в шахматы; 2)Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; 3)Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Слайд 12

Задачи: Обучающие: ознакомить с историей шахмат; обучить правилам игры; дать теоретические знания по шахматной игре. Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы; сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания; вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Слайд 13

Воспитательная бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; прививать навыки самодисциплины; способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Слайд 14

Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре. Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

Слайд 15

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Слайд 16

Это первые шахматные фигуры, которые мне удалось отреставрировать.

Слайд 17

А здесь мы уже играем с пешками. СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Инновационные формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО с использованием ИКТ

Консультация на тему: "Инновационные формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО с использованием ИКТ"...

«Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Журавлик - Мегаполис детства»

Доклад на городском методическом объединениивоспитателей групп младшего и среднего возраста тема: «Использование инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реали...

Выступление на педсовете "Формы работы с родителями в рамках ФГОС"

Данный материал может быть интересен старшим воспитателям и воспитателям...

Инновационные формы работы с родителями дошкольников по ФГОС

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду...

Акция - как одна из инновационных форм работы с дошкольниками в рамках волонтерского движения

Цель:Внедрить волонтерскую практику в деятельность ДОУ, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников....

Использование инновационных форм работы в ДОУ в рамках реализации ФГОС

В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в...