Проект для детей старшего дошкольного возраста "Колядки"
проект (подготовительная группа)
В проекте представлена подборка мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста, а так же работа с родителями по теме "Колядки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolyadki.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12
г.Дивногорск
2023
Паспорт проекта:
Название проекта: «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Авторы проекта воспитатели подготовительной группы:
Мокина Наталья Владимировна
Буракова Наталья Викторовна
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители,
Продолжительность проекта: краткосрочный (9 января-29января), групповой, творческо-информационный
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Вид проекта: коллективный, интегративный, творческий, продуктивный.
Участники проекта: воспитатели подготовительной группы, родители, дети подготовительной группы.
Актуальность проекта
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом.
Историк В. О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего..." и это действительно так.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Это относится к прошлому нашего народа: Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе. И сегодня каждый из нас понимает потребность в возрождении и развития духовных традиций нашего Отечества.
Дошкольный возраст – это очень важный период в воспитании ребенка. В это время начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его музыке, песнях, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда и быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет…
К постановке таких вопросов мы, как носители русской народной культуры, стараемся подводить детей с целью пробуждения у них патриотических чувств к своей родной земле.
Поэтому в рамках программы «Социокультурные истоки» мы поставили перед собой задачу познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства.
Содержание проекта:
- носит интегративный характер;
- соответствует ФГОС ДО;
- расширяет кругозор детей.
Цель: Познакомить детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере рождественских колядок.
Задачи:
дидактические:
- приобщить дошкольников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;
- сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;
- организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению совместной проектной деятельности;
- привлечь родителей к сотрудничеству.
развивающие:
- развивать связную речь, умение эмоционально, образно ее окрашивать (разучивание колядок и стихов);
- развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;
- формировать коммуникативную компетентность дошкольников;
- развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к Родине, семье;
- приобщать детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями, песнопениями и устным народным творчеством.
Проблема:
- Как люди готовились к Рождеству?
- Как в старину колядовали наши предки?
Предполагаемый результат:
- осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
- формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;
- разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;
- совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства.
Продукт проекта: Фотоальбом «Приходила Коляда»
Результат проекта: Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
Этапы проекта:
- Этап подготовительный:
- подбор детской художественной литературы
- подбор материала для презентации и её создание
- подбор наглядного материала по данной теме
- подбор песенного материала
- подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды
- Этап практический (основной)
- беседы по картинам русских художников
- чтение художественной литературы, загадывание загадок
- подбор народных игр, потех
- прослушивание и разучивание рождественских колядок
- ознакомление с музыкальными произведениями
- рассматривание иллюстраций, связанных с празднованием Рождества
- просмотр презентация по теме, обсуждение
3. Этап заключительный:
- Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
- Организация фотосессии участников проекта
- Фотоальбом «Приходила Коляда»
- Сценарий «Рождественских колядок»
План реализации проекта:
1 этап – Подготовительный:
- Подбор и знакомство с литературой по теме «Рождественские традиции».
- Подбор музыкального репертуара – колядки, святочные рассказы детских писателей.
- Изготовление рождественского вертепа, кукол для вертепа, рождественской звезды, изготовление декораций, украшений для оформления зала.
- Подбор русских народных игр.
- Подготовка элементов костюмов ряженых.
- Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.
- Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Коляда, коляда, отворяй ворота!».
II этап – Основной (формирующий)
Мотивирование детей на проектную деятельность.
Постановка проблемных вопросов.
Проектная деятельность:
- Знакомство в группе с русской народной традицией празднования рождественских колядок.
- Прослушивание и разучивание рождественских колядок:
- «В ночном саду прозрачно и светло»
- «Коляда, коляда, уж ты клюшечка…»
- «Приходила Коляда»
- «Сею, вею, посеваю»
- «Коза пришла»
- «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»
- «Рождество Христово, ангел прилетел»
- Хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»
- Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей. Загадывание загадок.
- Л.Медведев «В сочельник»
- Н.Хвостов «Сочельник в лесу»
- Б.Пастернак «Рождественская звезда»
- О.Ефремов «Рождество Христово»
- Н.Гоголь «Коляда»
- А.Корифонский «Христославы»
- Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
- Игра-классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»
- Игра-классификация «Символы Рождества»
- «Золоченый сундучок»
- «Заря-зареница»,
- «Уж я улком шла, переулком шла»
- «Поясок»
- «Тесто»
- «Жмурки»
- Беседы по картинам русских художников.
- Н. Пимоненко "Святочные гадания"
- А. Кившенко «Колядки» (иллюстрации к повести Н.Гоголя «Ночь перед рождеством»)
- К.Маковский «Святочное гадание»
- Б.Кустодиев «Балаганы», «Ярмарка», «Карусель»
- К.Брюллов «Гадающая Светлана»
- П. Каверзиев «Ряженые»
- Ознакомление с музыкальными произведениями:
- П.Чайковский «Январь У камелька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»
- Вивальди «Зима»
- В.Моцарт «Колокольчики звенят»
- А.Хачатурян «Вечерняя сказка»
- В.Суслин «Менуэт ёлочных игрушек»
- А.Хачатурян «Вечерняя сказка»
- Работа с родителями:
- Ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет, ).
- Беседа об обычаях и традициях праздника.
- Консультация на тему «Святки».
- Слушание и разучивание колядок.
- Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.
- Изготовление «Рождественской звезды», шапочек «Козла», «Волка», «Медведя», «Зайца».
III этап – Заключительный
- Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
- Организация фотосессии участников проекта
- Фотоальбом «Приходила Коляда»
- Сценарий «Рождественских колядок»
Сценарий рождественских святок - колядок в детском саду для детей подготовительного дошкольного возраста
Театрализованное представление «Святочные колядки»
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Ход мероприятия
Звучит народная музыка, дети заходят в группу и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм, дети одеты в костюмы колядовщиков (Коза, Медведь, ряженые у которых в руке Рождественская звезда, Скоморохи).
Ведущая-хозяйка Варварушка: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!
Читает указ. (заранее напечатать!)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!
Ведущая-хозяйка Варварушка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это — Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.
Ведущая - Варварушка:
Эй, спешите в круг сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!
Танец «Хоровод» подготовительная .гр.
Ведущая - Варварушка:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Варварушка: Мы сейчас с вами пойдем колядовать! Подходят к домику.
Колядовщики хором:
Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза:
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Дети: Это мы – колядовщики.
Ведущая Скоморох: И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да плясать?
(уходит в дом)
Дети (все вместе)
Колядовщики хором:
Чем, хозяин, нас одаришь?
Что, хозяин, нам подаришь?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Скоморох:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Варварушка:
Мы вам споём Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Шуточные частушки.
Нечетные поют девочки, четные – мальчики.
1. Начинаю петь частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2. Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3. Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
4. Оханьки да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
5. А я валенки надену.
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
6. Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
7. Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
8. Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!
Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь:
Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза:
Пускай почитают родителей дети
Варварушка:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Скоморох:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали мне добра, повеселили меня!
Варварушка: А сорить у вас в избе можно?
Скоморох: Можно, можно, сори сколько хочешь!
Дети разбрасывают зерна
Скоморох: Вот спасибо гости! Это значит , вы мне желаете добра, да богатства! Ну, а теперь будем вечер продолжать, будем время коротать!
Варварушка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
К козе встают девочки, к медведю – мальчики
1. Игра – соревнование «Ведьмина метелка»
Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.
Ведущая – Варварушка: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»
Дети садятся
Варварушка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать.
Гадание
Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.
Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:
«Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают один предмет
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз.инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
Скоморох:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Смекалку покажите
Меня старика удивите.
Отгадайте загадки:
- Мы ее на Новый год
В гости приглашаем.
Яркими игрушками
Гостью украшаем. (Елочка)
- Навещает нас зимою
Дед с седою бородою
И его приход, поверьте,
Ждут и взрослые, и дети. (Дед Мороз)
- У дедушки внучка,
И все ее знают.
Под солнцем она
Никогда не бывает. (Снегурочка)
- До чего же неприятно
В горку их тащить обратно.
А с горы они уж сами
Смело едут вместе с нами. (Санки)
- Известно ребятам, что есть у меня
Два друга веселых, два резвых коня.
Они то несутся, то плавно скользят,
То сбросить на лед голубой норовят. (Коньки)
- Что за зеркало такое,
По нему уж много зим
Во дворе у нас с друзьями
Мы катаемся – скользим? (Каток)
- Если вы со льдом дружны,
Для какой игры нужны
В эти зимние деньки
Шайба, клюшка и коньки? (Для хоккея)
- Какие, скажи, две чудесных доски
По склонам несут меня горным?
Не каждому сразу послушны они,
Лишь смелым, спортивным, проворным. (Лыжи)
Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Потанцуй со мной дружок.
Игра «Шапка»
Варварушка: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
Поиграем в игру « Мы наденем Варежки»
Скоморох:
Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.
Раздает угощение на подносах
Варварушка: Вот подходит наш праздник к концу. Какой же праздник мы сегодня отмечали?. А что это значит?
Варварушка:
Весело сегодня было ?. Все веселились и играли.
Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
Под веселую музыку дети уходят из зала.
Консультация для родителей:
"Коляда, Коляда! Что рассказать детям о празднике.
Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это отличный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит — обо всем этом читайте в нашей заметке. А также мы подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом.
Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже принимали участие в этом действе. Если нет, то самое время начать. Вдохновляйтесь и колядуйте со своими детками!
Что же такое Коляда, и с чем ее едят
- (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Со временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп» ,показывая представления на евангельские сюжеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.
Как колядовать с детьми в наше время
Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.
Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.
Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. Есть вариант посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.
Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.
Костюмы для колядок
Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы создать праздничное настроение.
Ну и самое главное – выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.
Колядки и рождественские песенки для детей
***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
***
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
***
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
***
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздником поздравить!
***
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи,
Весть вам добрую несем,
Без гостинцев не уйдем!
***
Коляд-коляд-колядушек,
Хорош с медком оладушек,
А без меда не таков,
Дайте, тетя (или дядя) пирогов!
***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
***
Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот — князь,
Кто не даст —
Того в грязь!
***
Калидым, калидым я у батьки один,
Меня батька послал,
Чтоб я хлеба достал.
А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,
Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.
***
Колядин, колядин,
Я у мамки один,
По колено кожушок,
Подай, дядя, пирожок!
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Что есть в печи – в мешок мечи!
***
Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Коляда, коляда!
***
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!
***
Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь — гони рубль!
После колядования не спешите возвращаться домой: устройте на улице снежную битву, скатайте снеговика (если погода позволит), придумайте какую-нибудь забаву. Главное, чтобы в развлечение были вовлечены все колядующие, и никто не остался скучать в сторонке. Все, что получится наколядовать, съешьте вместе с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей и сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.
Мало кто знает, как весело и задорно можно праздновать колядки с детьми в наше время. Но в ваших силах положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот старый славянский праздник друзей и соседей.
Литература:
- Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
- Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
- Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»
Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
laquo;Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»....
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...