План самообразования "Использование технологии В. В. Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
"Использование
игровых технологий В.В.Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников с ЗПР "
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ №30
Лесниченко Светланы Николаевны
на 2021 - 2026 учебный год.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем,
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть. Малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА. Необходимость использования игровых приёмов в работе с дошкольниками не вызывает сомнений. Игра является ведущей формой познавательной деятельности детей. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; во время игровой деятельности активно работают все его психические процессы – мышление, память, внимание, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые качества.
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель экологических игр – формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Через игровую деятельность решаются образовательные и воспитательные задачи:
• углубить и расширить экологические знания;
• привить начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;
• развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;
• воспитывать чувство бережного отношения к окружающему.
Поэтому в своей деятельности с детьми большой акцент делаю на использование экологических игр и применяю развивающие игры В.В. Воскобовича.
Цель саморазвития:
повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-повысить профессиональный уровень и педагогическое мастерство;
-изучить учебную, справочную и научно- методическую литературу;
-обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
-изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, основанных на использовании пособий В.В. Воскобовича; составить конспекты занятий, развлечений;
-сформировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развивать экологически воспитанную личность, формировать у детей гуманное отношение к природе;
-привлекать родителей к воспитанию экологической культуры поведения у детей.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
-воспитание защитников природы;
-творческая активность воспитанников.
Форма отчётности:
-сделать консультацию для воспитателей и родителей по экологическому воспитанию с развивающими играми Воскобовича;
-провести анкетирование родителей;
-создание проекта «Экотопик и его экологические сказки»
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | |||
1. | Н.А. Рыжова «Наш дом- природа»- экологическая программа | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры -В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса" -В.В.Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова "Развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес" -П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» -М. В. Лучич «Детям о природе». -Н. А. Рыжова « Не просто сказки» -Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». -О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов |
3. | Проект «Экотопик и его экологические сказки» | Январь-май | Изучить пособие В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса". На основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экотопик и его экологические сказки» с детьми дошкольного возраста. |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
5. | Разработать карты мониторинга.
| В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников через использование развивающих игр Воскобовича |
6. | "Под парусом Лето плывёт по Земле". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из овощей и фруктов. |
2 ЭТАП- Внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ с использованием развивающих игр Воскобовича | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
3. | Мастер- класс для воспитателей: «Сказка "Теремок" с использованием "Квадрата Воскобовича"». | Март | Проведение мастер- класса |
4. | Родительское собрание «Дошкольник и экология. Игры Воскобовича в экологическом воспитании дошкольников». | Апрель | Проведение родительского собрания. |
5. | Накопление практического материала по теме «Предметно- развивающая среда "Фиолетовый лес" в экологическом воспитания дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. |
6. | Подготовка материала к информационным стендам. | Ноябрь, май | День открытых дверей |
3 этап: Представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии | В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Подготовка статьи для публикации в СМИ | Октябрь | Статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов МБДОУ №30 |
5. | Обобщение опыта. | Май | Оформление отчета |
4 этап: Работа с семьёй | |||
1. | Наглядная агитация | В течение года | Оформление родительского уголка по темам: "Учите с нами стихи и пословицы о временах года", «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса», «Жизнь птиц зимой», «О чём рассказывают растения». |
2. | Анкетирование | В течение года | «Детский сад глазами родителей!» |
3. | Выставка | В течение года | Семейных творческих газет «Наш здоровый образ жизни»; «Здоровячок» Фотовыставки: «Наши добрые дела», «Вот оно какое- наше лето!» |
4. | Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями |
5. | День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!» |
6. | Акция | Апрель | Трудовой десант «Очистим нашу площадку от мусора», «Дома для птичьих семей» |
7. | Круглый стол | Май | «Волшебный мир книги как средство повышения экологической культуры родителей» |
5 этап: Мероприятия для детей
| |||
1. | «Одарила нас природа, принесли мы с огорода» | Сентябрь | Развлечение для детей с использованием "Игровизора" |
2. | "Осень в Фиолетовом лесу" | Октябрь Ноябрь | Выставка детских рисунков, коллажей. |
3. | "Зимушка- зима" | Январь | Экологическое мероприятие с использованием "Игровизора", РППС "Фиолетовый лес", "Разноцветные кружки", Радужные гномы |
4. | «Мы спешим на помощь Гео» | Март Апрель | Развлечение по экологии |
5. | «Воздух- невидимка» | Апрель | Экологическое мероприятие |
6. | «Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Собираем урожай» «Что нужно растениям для роста» и др. | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
7. | Акции: «Берегите природу», «Юный эколог», «Поможем птицам» | В течение года | Рисование плакатов в защиту природы. Конкурс на лучшую кормушку |
8. | «Волшебница-зима»; «Как молоком облитые , стоят сады вишнёвые»; «Зелёная аптека» | В течение года | Тематические прогулки |
9. | «Я и природа. Друзья Малыша Гео», «Волшебница- вода. История одной капли», "Зеленый наряд Земли. Как Гео за растениями ухаживал", "Человек и природа. Открытие Малыша Гео" | В течение года | Экологические сказки |
10. | «Осенние старты» (с использованием игр В. В. Воскобовича) | Октябрь | Спортивное развлечение |
Перспективный план работы «В мире природы»
№ | Тема | Задачи | |
Сентябрь | |||
1 | «Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | |
2 | Мониторинг | ||
3 | За грибами мы пойдем(с использованием игр В.В.Воскобовича) | Уточнить знания детей о грибах. Познакомить с ядовитыми грибами (мухомор и поганка). Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: съедобные и несъедобные грибы("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес"). | |
4 | Развлечение: «К нам осень пришла!» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о сезонных изменениях осенью. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. Активизировать словарь детей: осенняя пора, красиво. | |
Октябрь | |||
5 | «Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | |
6 | «Домашние животные» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Закрепить названия детенышей домашних животных. Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать. ("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Геовизор"). | |
7 | «Как звери к зиме готовятся!» | Формировать у детей представления о разновидностях подготовке диких животных к зиме (меняет шубку, делает запасы). Закрепить названия и характерные признаки диких животных, их среду обитания. Активизировать словарь детей: лисенок, бельчонок, зайчонок, медвежонок, волчонок. | |
8 | Развлечение: «К нам гости пришли» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о диких и домашних животных, их среде обитания. Формировать желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Ноябрь | |||
9 | «Осеннее дерево» | Познакомить с осенним деревом – рябиной. Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Активизировать словарь детей: рябина красная, гроздь, ягоды. | |
10 | «Перелетные птицы» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать любознательность и наблюдательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные, юг("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", Чудо- соты"). | |
11 | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья. Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | |
12 | Развлечение: «Синичкин праздник» | Развлечь детей, закрепить полученные знания о перелетных птицах. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Воспитывать интерес и желание играть в подвижные и дидактические игры. | |
Декабрь | |||
13 | «Снежинка» опыт | Закрепить знания о снежинке. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти. Учить видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег, снежинка. | |
14 | «Волшебная льдинка» опыт | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определения свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | |
15 | «Зимняя красавица - ель» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев. Формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Активизировать словарь детей: красавица, зеленая. ("Игровизор", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик"). | |
Январь | |||
16 | «Жизнь птиц зимой» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями, жизненными трудностями зимой. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно. ("Игровизор", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").. | |
17 | «Мороз – удивительный художник» опыт | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Активизировать словарь детей: морозные узоры. | |
Февраль | |||
18 | «Выращиваем лук на окошке» опыт | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке. Развивать желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. Формировать представления о свойстве лука и его пользе для человека зимой. Активизировать словарь детей: полезный, горький. | |
19 | Комнатные растения. | Учить детей сравнивать 2 комнатных растения (бальзамин и фикус), находить сходства и различия. Дать понятие, что растения выделяют кислород, которым мы дышим. Воспитывать любовь и желание за ними ухаживать. Активизировать словарь детей: комнатные, протирать, поливать. | |
20 | «Полезные витамины» | Формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. Развивать у детей умения заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувства заботы о больном товарище. Активизировать словарь детей: здоровый, больной. | |
21 | Развлечение: «Путешествие по зимнему лесу» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Нетающие льдинки", "Волшебный квадрат").. | |
Март | |||
22 | «Наши четвероногие друзья – собака» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Воспитывать осторожное обращение с бездомными животными, опасно для жизни("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики"). | |
23 | «Птицы прилетели» | Познакомить с первыми перелетными птицами – грачами. Способствовать обобщению представлений об изменениях их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов. Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Активизировать словарь детей: перелетные, чирикают. | |
24 | «Сосульки». Звенит капель. опыт | Познакомить с понятием – капель. Продолжать учить детей наблюдать явления природы: сосульками. Формировать осторожность и опасность около домов. | |
Апрель | |||
25 | «К нам весна шагает быстрыми шагами» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев. Дать представления об изменениях, происходящих весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Активизировать словарь детей: весенняя, греет("Игровизор", "Чудо- крестики 2,", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик").. | |
26 | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Воспитывать интерес и любознательность. Активизировать словарь детей: подснежники, нежные. | |
27 | «Водичка – водичка» опыт | Познакомить детей со свойствами и пользой воды для человека. Развивать умение делать несложные выводы и проводить простой опыт по очистке грязной воды. Закрепить значение грязной и чистой воды. Активизировать словарь детей: грязная, чистая. | |
28 | Развлечение «Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. Активизировать словарь детей: красивая, белоствольная. | |
Май | |||
29 | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми о солнце, весенних изменениях в природе. Учить описывать свойства солнца, подбирать прилагательные. Продолжать вызывать у детей интерес к явлениям неживой природы. Активизировать словарь детей: солнышко, теплая погода. | |
30 | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Активизировать словарь детей: страшно, испугались. | |
31 | «Божья коровка» (с использованием игр В.В.Воскобовича) | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым. Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых. Активизировать словарь детей: летают, жужжат("Игровизор", "Чудо- крестики 2,3", развивающая предметно- пространственная среда "Фиолетовый лес", "Коврограф Ларчик", "Фонарики","Чудо- соты"). | |
32 | Мониторинг |
6. Список методической литературы.
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2.В.Н.Адлер, О.Н. Черисова "Экологические сказки Фиолетового леса". ООО "Развивающие игры Воскобовича",2017г.
3.Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
4.Организация деятельности детей на прогулке, старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова.– Волгоград: Учитель, 2011
«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.
5.Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004/
6.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. -Москва, 2014.
7.Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа. –Москва, 2010.
8.Чумичева «Родники Дона».
9.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология.-Воронеж.,2008г.
10. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2014-2015 учебный год "Экологическое воспитание дошкольников"
план самообразования составлен для детей второй группы раннего возраста....
План работы с родителями подготовительной группы по экологическому воспитанию дошкольников.
План взаимодействия с родителями дошкольников по экологии....
План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...
План самообразования по теме "Роль загадки в экологическом воспитании дошкольника"
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:1. Осознание поставленной цели.2. Овладение различными способами решения поставленных задач;3. Способность предвидеть результат, основываясь на...
Перспективный план самообразования на 5 лет по теме "Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности"
Экологическое воспитание дошкольников...
Индивидуальный план самообразования тема: «Интеллектуальные игры в развитие экологического воспитания дошкольников»
Индивидуальный план самообразования тема: «Интеллектуальные игры в развитие экологического воспитания дошкольников»...
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий"....