Индивидуальный план самообразования тема: «Интеллектуальные игры в развитие экологического воспитания дошкольников»
материал (средняя группа)
Индивидуальный план самообразования
тема: «Интеллектуальные игры в развитие экологического воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniya_zigangirova_na_2020-21.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Садко»
г. Альметьевска
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «д/с №9 «Садко»
Комарова Н.А.
Индивидуальный план самообразования
тема: «Интеллектуальные игры в развитие экологического воспитания дошкольников»
2020 – 2021 уч.год.
Составила воспитатель: Зигангирова. Е.Х.
воспитатель
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеобразовательного вида №9 «Садко»
г. Альметьевск, РТ
Актуальность Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической проблемы планеты и их осмыслением населением планеты. Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности. В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления (И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова, Г. А. Ягодин, С. Н. Глазачев). Признается всеми: начальным звеном является сфера дошкольного образования. Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, то есть до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Иначе говоря, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в семье и дошкольных учреждениях. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее. Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам: 1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия; 2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям; 3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; 4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия; 5) конкретно и четко объяснять правила. Дидактические игры являются эффективным средством и экологического воспитания. Процесс игровой деятельности позволяет: - обеспечить возможность усвоения экологических представлений; - пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; -формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; -предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Цель: формирование у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью путем создания основ экологической культуры; привлечение родителей в воспитание экологической культуры у детей. Задачи: 1. Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах. 2. Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений. 3. Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе. План работы на 2020 – 2021 год | |||||||||
Раздел | Сроки реализации | Содержание работы | Практические выходы | ||||||
Изучение методической литературы | Сентябрь -май 2020-2021г. | 1.«Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева, Подольск 1993. 2. «Эколог в детском саду» С. Н. Николаева, Москва «Мозаика – Синтез, 2003. 3. «Место и игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева, Москва «Новая школа», 1996. 4. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева, Москва «Мозаика – Синтез», 2010. 5. «Юный эколог. Система работы в старшей группе 5-6 лет» С. Н. Николаева, Москва «Мозаика – Синтез», 2010. 6. «Природа и художник. Программа по ИЗО» Т. А. Концева, Москва, 2006. 7. «Туган як табигате белен таныштыру» Р. А. Борганова, Казан, 2002. 8. «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет по экологической тропе» С. В. Машкова, Волгоград, 2010. | Анализ изученной литературы, повышение педагогической компетентности . | ||||||
Работа с детьми | Сентябрь 2020г. | Познакомить с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые грибы от съедобных) Лепка грибов. Закрепить знания о грибах. Загадки про грибы. | ОД «Путешествие в грибное царство» ОД «Грибы» Д/И «Съедобные и несъедобные» Беседа о грибах. | ||||||
Октябрь 2020г. | Классификация овощей и фруктов Учить составлять целое из частей. Закрепить знания об объектах природы. Уточнить признаки осени. Беседа об изменениях в мире растений. Рисование овощей. | ОД «Дары осени». ОД «Овощи на грядке» Д/И «Вершки и корешки». Д/И «Воздух, земля, вода» Чтение сказки А. Лопатиной «Как деревья к зиме готовились». | |||||||
Ноябрь 2020г. | Расширять представления о зимовке зверей. Учить отыскивать причины изменения в жизни животных. Уточнить знания о среде обитания животных. Закрепить знания о диких и домашних животных. Знакомство со свойствами воды Разучивание потешек о животных. Рассматривание картин о диких животных. | Беседа о том, кто, как зимует. Д/И «Кто где живет». Д/И «Зоологическое лото». Опыт: «Лед – твердая вода» ОД «Домашние и дикие животные» ОД «Знакомство со свойствами воды » | |||||||
Декабрь 2020г. | Наблюдение за птицами. Подвести к пониманию того, что дятел – лекарь леса. Развивать слуховое внимание, выдержку. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. Приучать заботиться о птицах. Аппликация «Воробей» | ОД «Кто к нам в гости прилетел». ОД «Птицы» Чтение рассказа Л.Куликова «Дятел – наш приятель». Д/И «Летает – не летает». Д/И «Птичья столовая». | |||||||
Январь 2021г. | Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Учить соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года. Коллективная аппликация «Зимушка – зима» | ОД «Зимушка-зима» ОД «Признаки зимы» Д/И «Какое время года». | |||||||
Февраль 2021г. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов. | Беседа «Воздух и его роль в жизни человека». Опыт «Воздух повсюду». Д/И «Тонет - не тонет» ОД «Воздух и его свойства» | |||||||
Март 2020г. | Формировать представление детей о признаках весны. Лепка весеннего цветка. Уточнить знания детей из чего птицы вьют гнезда. Загадки о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдения за птицами, прилетающими на участок. | О Д «Признаки весны» ОД «К нам весна шагает быстрыми шагами» Беседа о птицах, о гнездах. Подвижная игра «птички в гнездышках» | |||||||
апрель 2020г. | Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Беседы о насекомых. Рассматривание картинок насекомых, отгадывание загадок. Лепка улитки. | Посадка семян гороха. ОД «Улитка» Д/ и «Назови насекомое» ОД «В мире насекомых» | |||||||
Май 2020г. | Рассматривание веток тополя, березы, ели. Учить узнавать деревья по их веткам. Рисование веток разных деревьев. Закрепить знания о деревьях. | ОД «Рассматривание веток деревьев» ОД “Весенняя ветка» Беседа о дереве. Д/И «В гостях у Красной шапочки» | |||||||
Работа с родителями | Сентябрь2020г. | «Сезонное дерево» совместно с родителями, привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал. | Пополнение предметно пространственной среды в группе «Сезонное дерево», Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | ||||||
Декабрь 2020г. | Памятка «Как помочь птицам пережить зиму» Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о животных». | Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Конспект | |||||||
Март 2021г. | Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей дошкольного возраста. | Привлечь к изготовлению игр родителей | |||||||
Предметно – развивающая среда | Пополнение экологических игр, «Сезонное дерево», создание макета «Домик в деревне» из бросового материала, пополнение центра природы природным материалом, оформление и пополнение центра экспериментирования. | Пополнение электронной и методической копилки педагога. | |||||||
ФГОС | Сентябрь-май 2020-2021г. | Изучение обязательных требований к дошкольному образованию - Приказ об утверждении ФГОС утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155. | Повышение педагогической грамотности, план работы на учебный год. | ||||||
Самореализация | Воспитательно-образовательный процесс с детьми в ДОУ, мастер – класс «Домик в деревне», изготовление картотеки наблюдений в уголке природы, пополнение материала уголка природы, подготовка статьи для публикации в СМИ «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность», участие в конкурсах по теме самообразования, в семинарах, участие в КМО с мастер – классом, изготовление экологической игры из палочек для мороженого. | Образовательная деятельность, открытые просмотры, методические объединения, обмен опытом. | |||||||
Работа с педагогами | Сентябрь 2020г. | Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС" | Конспект | ||||||
Октябрь 2020г. | Мастер – класс для педагогов «Тайны природы» | Конспект | |||||||
Ноябрь 2020г. | Привлечь педагогов к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» | Изготовление поделок из пластиковых бутылок. | |||||||
Декабрь 2020г. | Круглый стол «Люби и охраняй окружающую природу» | Выступление с докладом за круглым столом. | |||||||
Январь 2021г. | Мастер – класс по созданию дидактической игры по экологии из палочек для мороженого. | Конспект | |||||||
Февраль 2021г. | Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» | Викторина. | |||||||
Март 2021г. | Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ёжика!» | Сбор батареек. | |||||||
Апрель 2021г. | Конкурс для педагогов «Экологический калейдоскоп» лучшая игра по экологии. | Выставка игр | |||||||
Май 2021г. | Экологическая акция «Детский сад – цветущий сад» | Высадка цветов на клумбы, смотр – конкурс на лучшую клумбу. | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».
Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...
Индивидуальный план работы по развитию экологического воспитания дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность.
Индивидуальный план работы по развитию экологического воспитания дошкольника через познавательно-исследовательскую деятельность....
план по самообразованию на тему " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры".
план по самообразованию на 2020-2021уч.год для создания оптимальных условий для развития позновательно- иследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, творческого развития...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
«План по самообразованию» Тема: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
laquo;План по самообразованию»...
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...
план самообразования «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
план самообразования по экологии...