План самообразования «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Опыт — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет педагогу одновременно решать несколько задач. Но опытническая работа только тогда приносит пользу, когда она проводится методически правильно, и дети видят результаты своего труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Средняя группа
Воспитатель: Пахомова М. С.
Тема: «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников»
Цель и задачи самообразования по теме:
Цель: исследование игры и познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника
Задачи:
- изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
Направление:познавательно – исследовательское.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Опыт — один из сложных и трудоемких методов обучения, позволяющий выявить сущность того или иного явления, установить причинно-следственные связи. Применение этого метода на практике позволяет педагогу одновременно решать несколько задач. Но опытническая работа только тогда приносит пользу, когда она проводится методически правильно, и дети видят результаты своего труда.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- проявляют познавательную активность;
- проявляют интерес к явлениям природы (живой и неживой);
- умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
- сравнивают, классифицируют, отражают результаты в речи;
- умеют устанавливать логические связи и зависимости предметов и действий;
- принимают активное участие в экспериментировании с различными-предметами: воспринимают цель, все действия выполняют последовательно, оценивают результат.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
1. Выявить особенности экологической игры и эксперимента.
2. Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и
экспериментов.
3. Оформить экологическую копилку (экологические игры, опыты и эксперименты.
4. Подготовиться к НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас»
Этапы разработки:
- Подготовительный (сбор информации по проблеме, изучение литературы по теме).
- Организационный (работа с детьми и родителями по теме)
Литература по теме:
- Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П.: Детство-Пресс, 2013. – 300с.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М.: Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.
- Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.– М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2012 – 240 с.
- Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме:
1. Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
Работа с детьми:
- Проведение дидактических игр по экологии - один раз в неделю (см. приложение №1)
- Проведение опытов и экспериментов- один раз в неделю(см. приложение № 2)
Подбор консультаций и папок – передвижек для родителей на тему:
- «Формы и методы ознакомления детей с природой» (декабрь)
- «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой» (декабрь)
Приложение №1
Картотека дидактических игр по экологии в средней группе.
Месяц | Название игры | Цель игры |
СЕНТЯБРЬ | «Что где растёт?» «Вершки и корешки». «Что сажают в огороде?» «Определи на вкус» «Найди, о ком расскажу». | Формировать у детей элементарные представления о том, где растут овощи, фрукты, цветы, ягоды, грибы. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. Способствовать умению классифицировать предметы по отдельным признакам (по месту их произрастания). Упражнять в умении определять вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький). Закрепить умение находить животное по его характерным признакам. |
ОКТЯБРЬ | «Раз, два, три дерево назови». «Кто живёт в лесу». «Кто знает, пусть продолжает». «Найди листок, какой покажу». «Собери дерево из частей» | Закрепить название деревьев (берёза, дуб, клён, ель, рябина). Закрепление знаний о животных, живущих в лесу. Учить подбирать слова к обобщаемому слову (насекомые - это…). Способствовать умению находить листок по показу. Закреплять умение собирать из частей целое. |
НОЯБРЬ | «Кто с хозяином живёт, что хозяину даёт? » «С какой ветки детки?» «Загадки о животных» (лесных и домашних). «Кто ползает, а кто летает» «Сложи картинку» «Да и нет». | Закрепить знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят. Закреплять знания о деревьях и их плодах. Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. Формировать знания детей о насекомых и способах их передвижения. Совершенствовать умение собирать из частей целое. Закреплять знания о временах года. Упражнять детей в распознавании овощей и фруктов. |
ДЕКАБРЬ | «Кто во что одет». «Охотник и пастух». «Когда это бывает?» «В магазине растений» «Кто живёт у нас зимой». «Какое время года» | Закрепить умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Упражнять детей в группировке диких и домашних животных. Закрепить знания детей о частях суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток. Закрепить знания детей о растениях, умение правильно их классифицировать. Закрепление знаний о зимующих птицах нашего края и их названия. Способствовать умению детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. |
ЯНВАРЬ | «Разрезные картинки». «Кто, где живёт» «Бывает - не бывает» «Зоологическое лото» «Все по домам». | Закреплять знания детей о строении тела домашних животных. Закреплять знания детей о насекомых и месте их обитания. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания. Учить, по внешнему виду домика, определять животное, в нём живущее. |
ФЕВРАЛЬ | «Чьи детки?» «Загадки об овощах» «Найди по названию». «Когда это бывает» «Кто, что любит» | Способствовать умению называть животных и их детёнышей. Способствовать умению отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. Закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие. Уточнить и углубить знания детей о временах года. Уточнить представления детей о том. Чем питаются дикие животные. |
МАРТ | «Когда это бывает» «Какая сегодня погода?» «Узнай по вкусу». «Магазин цветов». «Съедобное или несъедобное» | Учить отгадывать загадки по характерным признакам времён года. Способствовать умению по описанию выбирать нужные картинки. Упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий , кислый, солёный, горький). Способствовать умению описывать комнатные растения, которые нужно купить. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных растениях. |
АПРЕЛЬ | «Где спряталась матрёшка» «Какую пользу приносят». «Опиши, мы отгадаем». «А что потом?» «Птицы, которые прилетают весной». | Закрепить знания названий растений, воспитывать любознательность. Закреплять знания детей о домашних животных, и пользе, которую они приносят. Способствовать умению классифицировать растения по их признакам. Закреплять знания о частях суток, о деятельности детей в разное время суток. Закрепить знания детей о перелётных птицах. |
МАЙ | «Кто, где живёт?» «Найди ошибку». «Магазин Цветы». «Четвёртый лишний». «Парные картинки». | Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времён года. Способствовать умению описывать цветы, которые нужно купить. Способствовать умению замечать ошибки, развивать наблюдательность. Воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображённых на картинках, сходства и различия. |
Приложение №2
Картотека игр – экспериментов для детей средней группы.
Месяц | Название игры | Цель игры |
СЕНТЯБРЬ | «Путешествие с капелькой» «Вода прозрачная, но может менять цвет» «Значение воды в жизни растений» «Водяной у нас в гостях» | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды. Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы Создать целостное представление о значении воды в жизни растений. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях |
ОКТЯБРЬ | «Ветер, ветер ветерок». «Поиски воздуха» «Летающие семена» «Песочная страна» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. |
НОЯБРЬ | «В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича» «Плавающие и тонущие предметы» «Плавающее перо» «Мех. Зачем зайчику другая шуба» | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет ,плавает. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. |
ДЕКАБРЬ | «Песок, глина» «Волшебная рукавичка» «Метал» «Действие магнита на предмет» | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. |
ЯНВАРЬ | «Как снег становиться водой» «Льдинка и снежинка» «Вода, лед, снег» | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. |
ФЕВРАЛЬ | «Волшебная кисточка» «С водой и без воды» «Путешествие в мир стеклянных вещей» «Как достают скрепку из воды» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе |
МАРТ | «Почему растаяла Снегурочка» «Освобождение бусинок из ледяного плена» «Теплая капелька» «Стекло,его качества и свойства» | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость) |
АПРЕЛЬ | «Чудеса растений» «Нужен ли корешкам воздух» «Почва( песок, глина, камни)» «Солнечные зайчики» | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. Формировать представления о свойствах солнечных лучей |
МАЙ | «Зачем растения вертятся» «Растениям – теплую водичку» «Передача солнечного зайчика» «В мире пластмассы» | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников».
план самообразования Хузина Зульфира Рафиковна...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Выступление на пеагогическом совете № 4 МАДОУ д/С № 6 общеразвивающего вида станицы Калининской...
Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...
Мастер-класс для педагогов "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов "Игры и экспериментирование, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста". Данный мастер - класс поможет найти что-то новое те...
Мастер-класс по теме: «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объе...
- Мне нравится (1)