Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра"
методическая разработка

Вылегжанина Анжелика Борисовна

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра" повышение компетенций педагогов в процессе создания театрализованной хороводной игры по знакомому сказочному сюжету.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра».

Вылегжанина Анжелика Борисовна.

Музыкальный руководитель детского сада №47 «Лесная сказка» АН ДОО «Алмазик», п.Айхал, Республика Саха (Якутия).

Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра».

Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов – участников педагогического общения: создание театрализованной игры - хоровода на сюжет знакомой сказки.

Задачи:

  1. Обогатить знания педагогов о театре и музыке (Блиц – опрос).
  2. Дать участникам мастер – класса практические навыки создания хороводной игры на знакомый сказочный сюжет для обогащения опыта педагогов и использования в практической деятельности с воспитанниками.
  3. Развивать самостоятельное и коллективное песенное творчество на заданный текст в процессе создания хороводной игры.
  4. Создать условия для развития самостоятельного и коллективного песенного творчества и интонационной выразительности в процессе создания театрализованной хороводной игры.

Планируемый результат: Мотивация присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.  Создание творческой атмосферы для создания театрализованной игры – хоровода участниками мастер-класса.

Образовательный продукт: Продукт коллективного творчества педагогов - театрализованные игры-хороводы на сюжеты сказок «Теремок», «Колобок».

Структура мастер - класса

1. Актуализация. Постановка проблемы. Средства, методы и приемы.

2. Блиц – опрос. Распределение педагогов на команды.

3. Практикум. Театральная игра – хоровод на сюжеты сказок «Теремок» и «Колобок».

4. Рефлексия. Награждение участников театрализации.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театральной педагогике и пополнить вашу методическую копилку методами и приемами проведения театрализованной деятельности, творчеством театрализованных хороводных игр, которые направлены у детей на развитие перевоплощения и игрового творчества.

Предлагаю вашему вниманию цель, задачи, планируемый результат, образовательный продукт и структуру мастер- класса.

Актуальность:

У каждого у нас

Внутри талант таится,

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

В. А. Сухомлинский.

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

  • позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает детям высокую степень свободы самовыражения;
  • обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому ребенку более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения; обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;
  • создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;
  • создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон.

Применение театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать комплекс задач воспитания и развития не только в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направление «Музыка», но и во всех образовательных областях по ФГОС ДО, создавать условия для расширения сотрудничества детей и семьи, педагогов и специалистов, обогащения развивающей среды в сотворчестве с родителями и педагогами, развития творческой активности воспитанников и их родителей, повышению педагогических компетенций у родителей и педагогов.

Отсюда определились задачи работы:

  1. Развивать у детей дошкольного возраста активность, творческое воображение посредством музыкальных образов в музыкально-театральной деятельности.
  2. Приобщать родителей к совместной музыкально-театральной и творческой деятельности через праздники, развлечения и вечера досуга, приобщение к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций для театрализованной деятельности.
  3. Сотрудничество с педагогами по созданию условий для развития театрализованной деятельности и творческой активности воспитанников.
  4. Создавать условия для развития театрализованной деятельности, творческой активности детей на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, театрализованных играх, драматизациях, спектаклях. 

Развивать творческую активность у воспитанников мне помогает создание хороводных игр на темы сказочных сюжетов.

А чтобы Вам, Уважаемые коллеги, было более понятно мы сегодня превратимся в детей и поиграем.

Игра «Театральная разминка»

Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

Пришла пора устроить разминку главного органа нашего организма.

Внимание, блиц – опрос.

(Вступительное слово к викторине)
Когда произносится слово «театр», то в глазах людей появляются особые искорки. А атмосфера вокруг вдруг становится торжественной. Театр – таинство, загадочная и чудесная Вселенная. Здесь говорят, поют и думают по-особому; а ты им веришь. Переживаешь, смеёшься, плачешь, сочувствуешь…Посетив театр, ты, как будто бы, встаёшь на новую, более высокую энергетическую ступень, и какое-то время на ней находишься. А потом снова идёшь в театр, окунаешься в этот мир, заведомо зная, что это всё придумано… но так здорово!

Блиц - опрос «Музыка и Театр».

1. Что означает слово «театр»?

В переводе с греческого «зрелище» +
В переводе с латинского «вид»
В переводе с древнеегипетского «соревнование»

2. В какой стране в конце третьего тысячелетия до н.э. устраивалась театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе?

В Индии
В Греции
В Древнем Египте +

3. Что послужило прообразом театра?

Охота на животных
Обрядовые игры +
Природные явления

4. В каком веке появился балет?

В XVI-XVII веках
В середине XIX века
В середине XVIII века +

5. Какие виды театров для детей вы знаете?
Ответ: театр кукол, театр юного зрителя, детский театр, театр на льду..

6. Как называется песня о том, чем занимаются школьники на протяжении 11 лет? (Чему учат в школе)

7. Песня звучит о том, как одинокая кудрявая красавица в поле стояла? (Во поле берёзка стояла)

8. Попытайтесь вспомнить, как называется песня, где гостям предлагают «бей кокосы, ешь бананы…»? (Чунга-Чанга).

9. Когда будет веселей дорога? (Если друг встретил друг)

10. Главное музыкальное произведение страны? (Гимн)

11. Как называется овощ из 2 нот? (Фасоль)

12. Какое животное ненавидит весь дом? (Чёрного кота)

13. Кого просят не быть жестоким в известной детской песне? (Прекрасное далёко)

14. Любимая нота повара – это … (соль)

15. Какой фигуре из школьного конспекта по геометрии удалось стать музыкальным инструментом? (Треугольнику).

16. Какой ключ не поможет открыть двери? (Скрипичный)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами. Всех, получивших жетон в этом конкурсе прошу занять места за столами с соответствующей эмблемой.

(Участники мастер-класса занимают места за столами на которых эмблемы и театр из компакт дисков к соответствующим сказкам).

И так у нас две команды и мы сегодня с вами создадим театральную игру – хоровод, в которой каждый герой будет петь свои слова, используя различные интонации и модуляции голоса. Напоминаю, игра должна быть хороводной. Двигаться можно как внутри круга, так и за кругом. Так же есть слова, которые команда должна петь коллективно. Предлагаю командам внимательно прочитать задание, по совещаться, распределить роли, придумать мотив, на который будут петься слова хоровода. Слова героев будут песенной импровизацией.

И так три минуты на подготовку командам.

Музыкальная пауза.

В это время остальным участникам раздаётся по два жетона для голосования.

Жребий представителей команд.

А сейчас я приглашаю вас на нашу театральную игру - хоровод по мотивам сказки «Теремок» («Колобок»).

Демонстрация театрализованных хороводных игр участниками мастер-класса.

(музыкальный руководитель поддерживает песенную импровизацию хоровода музыкальным аккомпонементом ).

По окончании все зрители голосуют за понравившуюся хороводную игру. Поздравление победителей и участников игры. Вручение символических призов.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно- изобразительными, непосредственными, наконец здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. А вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности, а может быть придумаете в сотворчестве с детьми новые интересные театрализованные игры. На этом мой мастер – класс закончен. Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов....

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности

В  буклете представлены виды строительного материала, рассказывается о том, как можно обучить конструкторским навыкам, показаны условия для игр со строительным материалом....

Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...