Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
статья по теме
В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Буханцова Елена Олеговна
Старший воспитатель
Новосибирская область, р. п. Линево
Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
Модернизация развития системы российского образования «Национальная образовательная инициатива» предполагает реализацию тенденции развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, а также создание условий для полноценного личностного развития и раскрытия их творческих возможностей.
Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов. Такое взаимодействие определяет новые цели, новые задачи развития дополнительного и дошкольного образования, обусловленное общественными запросами и стратегией образовательной политики. При этом изменяются формы «взаимодействия» и «открытости»: сотрудничества, интеграции, партнерства. Речь идет об организации взаимодействия на основе образовательного партнерства, позволяющего двум или более учреждениям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов.
Дошкольное образование – первая ступень, но уже и здесь мы выделяем базовые (примерные требования к государственному стандарту) и дополнительное образование. Уже мало «старания» одного образовательного учреждения для развития и воспитания детей. Объединение с Центром дополнительного образования детей способствует реализации единой цели - взаимно дополнять друг друга в решении проблем развития творческих способностей детей.
Партнерство – это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.
Концептуальные основы взаимодействия детского сада и дополнительного образования:
• Развитие системы интеграции образовательных учреждений
• Интеграция базового (образовательный стандарт дошкольного) и дополнительного образования с учетом социального заказа родителей.
• Поддержание и развитие творческих возможностей, личностного потенциала детей.
Взаимодействию детского сада и дополнительного образования
создает требуемое единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного многостороннего развития каждого ребенка.
Логическая цепочка, обеспечивающая непрерывность и бесконечность процесса развития личности, самопознания и познания мира, выглядит следующим образом:
Удивление – Интерес – Желание – Действие.
В организации педагогического процесса личность ребенка выступает как систематизирующий фактор с акцентом на принципы:
• гумманизации,
• доступности,
• систематичности,
• цикличности, а также на принцип комплементарного (взаимодополняющего) функционирования учреждений дошкольного и дополнительного образований – учет интересов, наклонностей, потребности детей в саморазвитии и самореализации.
• раскрытие творческого потенциала ребенка.
Направление деятельности должно осуществляться в рамках приоритетного национального проекта «Образование»:
-создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте;
-развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
- повышение профессионального уровня педагогов творческих объединений;
-сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни;
-использование современных технологий и создание образовательных программ способствующих вызвать устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшей деятельности.
Организация образовательной деятельности дошкольника в дополнительном, образовании имеет свои особенности. Представляется важным целенаправленное создание культурно-развивающей среды на основе интеграции имеющихся в дошкольном и дополнительном образовании ресурсов. Игровая деятельность, обучение через игровые ситуации, межличностное общение активизируют целостное развитие личности ребенка и формируют у него социальный опыт, помогают подготавливаться к будущей учебной деятельности в начальной школе. Все это возможно при системном подходе к дополнительному образованию, при объединении усилий педагогов дошкольного и дополнительного образования. Главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Деятельность творческих объединений детского сада и дополнительного образования должна основываться на следующих принципах:
- принцип игрового познания через исследовательские проекты и творческие задания;
- принцип интегративности, определяющий взаимодействие различных видов деятельности;
- принцип гумманизации, основанный на эмпатическом «сопереживающем» видении, вера в возможности и способности ребенка, создание атмосферы доверия, безопасности, свободы и ответственности.
Теория и практика гуманистической этики обосновывают положение о том, что любой педагогический процесс должен приносить ребенку радость, чувство удовлетворения от процесса общения со сверстниками и взрослыми. Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что культурно-досуговая деятельность, осуществляемая совместно с Центром дополнительного образования, способствует развитию инициативности, творческого мышления, умения находить нестандартные решения ; помогает каждому ребенку раскрыться, проявить себя в выборе определенного вида деятельности; развить и реализовать свой творческий потенциал.
Таким образом, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала. Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения - эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования навыка выполнения основных движений, как необходимое условие физического развития дошкольника.
Формирования навыка выполнения основных движений, как необходимое условие физического развития дошкольника. Современная цивилизация во многом способствовала тому, что в дошкольных учреждениях...
Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"
Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)...
Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ д/с №29».
Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу...
Интеграция социальных институтов – необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
Расширение образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, включая дошкольников, невозможно без взаимосвязи, интеграции социальных институтов....
Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....
Партнерство и сотрудничество семьи, детского сада, общественности, других социальных институтов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В статье представлен опыт работы ДОУ с родителями по НМС "Детский сад-дом радости"....
Организация водного закаливания детского организма как необходимое условие снижения заболеваемости дошкольника
В статье раскрыты вопросы организации водного закаливания и процесса проведения оздоровительной работы как условий снижения заболеваемости у дошкольников....
Комментарии
Интеграция социальных институтов - необходимое условие