Развитие творческого потенциала дошкольников средствами театра
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
о результатах участия педагога Мурзина Е.В.
в создании развивающей предметно-пространственной среды
в младшей группе №5 ГБДОУ №31
Младшая группа имеет списочный состав из 28 человек, в который входят 12 девочек и 16 мальчиков 2011 года рождения, у всех детей разный уровень речевого и умственного развития.
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы.
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (книги для чтения, плакаты, магнитные доски, муляжи, макеты, магнитофон, проектор (методический кабинет) и др.; игровым (атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Доктор», «Водители» и др. игрушки предметы оперирования (набор кухонной посуды, машинки, и др.) оборудованием; спортивным, оздоровительным инвентарем (мячи скакалки, кегли, обручи, клюшки, «рыбки», шнуровки и др.); соответствующим материалом (творчество: разнообразные виды бумаги и картона, краски акварельные, гуашь, семена, каштана, засушенные листья и др.)обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в групповых комнатах отвечает требованиям техники безопасности (скреплено между собой, зафиксировано к стене и т. д.), позволяет воспитанникам свободно перемещаться в пространстве. Мебель и прочее оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (соразмеренно росту ребенка) и физиологии воспитанников (центры детской активности организованны так, что самим расположением развивающей среды определяется положение ребенка, он может располагаться в ней, сидя на стульчиках (зона настольных игр), па полу (игры с машинками, напольными конструкторами), стоя у мольберта и пр.) Соблюден световой режим в группах. Центр для организованной деятельности расположен у окон, где свет падает слева и сзади. Все электрические розетки оснащены заглушками.
Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
В групповых комнатах созданы функциональные центры, в которых материалы, располагаются в разных пространствах. Трансформация группы обеспечена раздвижными лёгкими ширмами (она позволяет детям уединится, служит и как стена для индивидуальных игр детей), мягкие модули обогащают детскою игру (это может быть ракета, дворец, автобус и т.д.), перестановкой мебели.
Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Созданные центры детской активности отражают различные виды деятельности (игра – на развитее мелкой моторики «Покорми куклу», общение – сказки на магнитах («Красная шапочка», «Три поросёнка»), труд – уголок дежурства, предметы оперирования (утюг, набор для стирки) и т. д. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью мягких модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами (заместителями) и играми (шнуровки), ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры, которые не несут в себе определённой смысловой информации, способствует развитию воображения и знаков символической функции мышления дошкольников. ( См. ПРИЛОЖЕНИЕ Самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная деятельность)
В группе педагог Мурзина Е.В. организовала различные пространства (для игры–детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетно-ролевых игр, разыгрывания кукольных мини-спектаклей и др.; конструирования – дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки; уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. В пространстве группы выделены три части: спокойная, двигательная и рабочая.
Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Детям предоставлена возможность свободно использовать в сюжетно-ролевых играх такие материалы, как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества. Ребята используют для своих игр и строительный материал, находящийся в «Уголке Конструктора». Познавательные игры периодически меняются в зависимости от лексических тем, вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, развивают речь («Чей малыш», «Где чей дом», «Что такое хорошо, что такое плохо», разнообразные «Лото» («Насекомые», «Моя квартира» и т.п.), «Домино», пазлы и мн. др.,). Для развития памяти, логического мышления, воображения, внимания на группе есть ряд развивающих игр, которые предлагают детям («Найди четвёртый лишний», «Блоки Дьениша», «Отгадайка», и др.). Для развития познавательной активности необходимы такие методы, как наблюдение, сравнение, обобщение, в связи с этим группе организован «Уголок природы», в котором находятся комнатные растения, календарь наблюдения за погодой, копилка природного материала и др. Есть в группе «Уголок безопасности»: модель светофора, дорожные знаки, применяются игрушки – утюг, плита, микроволновка и т.д.. В двигательной активности дети используют как обычное, так и нестандартное оборудование. Постоянными «участниками» занятий являются Незнайка, доктор Айболит, Лесовичёк (би-ба-бо). Таким образом развивающая среда является вариативной. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность).
Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательно-речевое; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Основными компонентами предметно-развивающей среды в группах являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребёнку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определённое эмоциональное состояние.
Центр речевой деятельности включает в себя разнообразные картотеки («Упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи», «Коммуникативные игры и упражнения» и др.), настольно-печатные игры, такие как логопедическое лото «Подбери и назови», иллюстративный материал по лексическим темам, (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Коммуникативная деятельность)
Группа оборудована книжным уголком, библиотекой, в которой представлены сказки, рассказы, стихи в достаточном количестве (книжки-малышки, подборка книг по лексическим темам), имеются атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
В уголке театрализации представлены театры: пальчиковый театр, би-ба-бо, настольный театр и др., ширмы для кукольного театра, аудиозаписи литературных произведений, костюмы, маски и т.д. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Восприятие художественной литературы и фольклора).
Для развития активности, самостоятельности и творчества воспитанников в центрах искусства расположены шумовые инструменты – бубен, маракасы, деревянные ложки и др., пособия – нотный стан с нотками, дидактические наборы – «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», лото «Три кита музыки». (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Музыкальная деятельность).
Впечатления от окружающего мира, произведений литературы и искусства дошкольники способны отражать с помощью различных изобразительных средств. Обводки, шаблоны, книжки-раскраски, бумага разной текстуры, пластилин, мелки, краски, кисти, карандаши, стеки – это тот набор инструментов, которым наполнены центры художественного творчества. Использование сопутствующих материалов (ниток, пуговиц, бусин, лоскутков ткани, семян, природного материала) позволяет овладевать различными способами украшения и создания изображений, поделок. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Изобразительная деятельность).
В группе существует материал на формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его историей и культурой (иллюстративный материал – «Твой Петербург», коллекции календарей, открыток о Санкт-Петербурге, коллекция статуэток с достопримечательностями города, настольные игры и др.), к ознакомлению с культурными ценностями России и других стран (дидактические наборы – «Народы мира», «Костюмы народов мира», «Народы России и ближнего зарубежья» и др.), на усвоение детьми нравственных общечеловеческих ценностей, гражданственности (атрибуты для с\р игр «Семья», «Школа», «Моряки» и т.д., настольные игры – лото («Профессии», «Кем быть» и др.), «ПДД», «Служу России», «Мы разные, но мы вместе», и др.) (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Игровая деятельность)
Развитие творческой личности тесно связано с возможностями детского экспериментирования. Здесь находятся пособия, энциклопедическая справочная литература (Энциклопедии: «Мир в твоих руках», «Насекомые», «Динозавры»), «Интересное рядом» («Морские животные», «Пресмыкающиеся», «Ночные животные», «Жизнь в джунглях» и др.), атласы, карты, логико-математические игры («Предметы и контуры», «Только одно свойство», «Составь предметы, картину из геометрических фигур» и др.), а так же современный развивающий материал для формирования умственных и речевых способностей дошкольников: журналы, книги с познавательными заданиями, кроссворды, обучающие познавательные таблицы, картины и т.д. В центре науки дети экспериментируют с песком, водой, светом, звуком, воздухом и многими другими материалами и явлениями. Наличие разнообразных измерительных приборов, материалов для исследований помогают организовать цикл взаимосвязанных опытов и экспериментов, а дети обобщают свои результаты наблюдений в дневниках, рисунках, рассказах. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Познавательно-исследовательская деятельность).
В уголке физкультуры рационально размещено оборудование, созданы благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды группы вызывает у дошкольников пложительные эмоции. Комплектация уголка: кольцеброс, кегли, мячи разных размеров, обручи сетки для забрасывания мячей, скакалки, нестандартное оборудование и др.. Имеются игры «Классики», «Бильбоке», «Моталочка», которые помогают развивать физическую выносливость, координацию движений (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Двигательная деятельность).
Организация предметно-развивающей младшей в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.
В групповых комнатах имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учётом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек (дид. игра «Одень принцессу», «Подбери наряд девочке», наборы для девочек (заколки, украшения), магнитная кукла «Маруся», и аналогично – для мальчиков (дид. игры «Служу России», «Военная техника», набор инструментов для ремонта, солдатики). Девочки больше любят проводить в центрах сюжетно-ролевой игры («Семья», «Кафе», «Парикмахерская»),уголках ряженья; мальчики – на коврах для машинок («Строитель», «Пожарный», «Космическое путешествие»), в центрах двигательной активности. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки – с аккуратностью («Уголок дежурств»). Дошкольники чаще привлекаются к созданию окружающей обстановки, спрашивается их мнение по поводу предстоящих действий по изменению среды. Игровой репертуар становится разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссёрские, строительные-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры. У детей младшего дощкольного возраста повышается острота зрения и точность цветоразличения (дид.игры «Палитра», «Цветные фоны»). Увеличивается интерес дошкольников к общению со взрослыми. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями (Альбомы «Как я провёл лето», «Мои зимние каникулы», «Любимые сказки К. Чуковского»). Ребят привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты (энциклопедия окружающего мира «Экология» («Киты и дельфины», «Рыбы», «От акулы до ерша», «От лотоса до незабудки», «От медведя до ежа»), энциклопедия «Всё обо всём» («Искусство»). (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Конструирование из разного материала, Самообслуживание и элементарный бытовой труд, Игровая деятельность)
Все игры и пособия в группе доступны всем детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья обеспечена доступная среда в помещении, где осуществляется образовательная деятельность.
Материалы расположены в удобных и доступных для воспитанников местах – на стеллажах, полках, в контейнерах. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребёнок может найти удобное и комфортное место для занятий, с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, ширма, а так же мягкие модули. Игрушки и книжки размещаются на низких полках.
В группе имеется свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Все групповое пространство распределено на центры, в которых доступны детям игрушки, дидактический и иллюстративный материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Ребёнку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию игры и пособия на основе тактильно-кинестетических («Волшебный мешочек», «Узнай на ощупь»), слуховых («Шумовой оркестр») и других ощущений. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое , сложить объекты по заданной схеме («Составь узор», Палочки Кюизенера»), тренируют мышечный аппарат ребёнка, развивают мелкую моторику («Моталочки»), стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребёнка. Для детей с нарушением зрения игры, пособия не ламинируются (для исключения отблеска).
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе Мурзиной Е.В. создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами изобразительной деятельности
Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей....
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами театра
развивающая среда в группе...
"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами дизайн - деятельности"
Представление опыта работы по детскому дизайну....
"Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"
Мастер - класс для педагогов детского сада....
Консультация для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»
материал для воспитателей ДОУ...
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности
Развитие творческого потенциала дошкольников средствами ИЗО деятельности...
Консультация дл педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыки"
1.Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.2....