Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"
методическая разработка

Семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Но часто родителя боятся обратиться  за помощью к специалисту, пытаясь справиться в одиночку. Причиной является недопонимание родителями специфики деятельности педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. В итоге результат не всегда положительный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для родителей

«Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ»

Участники: Мосина О. А., учитель-логопед, Николаева В.В., социальный педагог, Новикова Н.И., педагог-психолог, родители воспитанников Средней группы А и Средней группы Б.

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.

Задачи:

Создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения помогать друг другу и принимать помощь.

Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

План семинара-практикума

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть — теоретическая. Сообщение темы с использованием презентации «Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ».
  3. Практическая часть.
  4. Заключение.

Организационный момент

  1. Приветствие участников семинара.
  2. Знакомство с темой семинара-практикума.
  3. Заполнение анкеты. (вариант 1)

Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Но часто родителя боятся обратиться  за помощью к специалисту, пытаясь справиться в одиночку. В итоге результат не всегда положительный.

Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями:

  1. Недостаток времени.
  2. Психическая и физическая усталость.
  3. Негативное отношение.
  4. Недостаточная информированность родителей об особенностях деятельности специалистов ДОУ.

Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. А также хотим познакомить вас с особенностями работы психолога, социального педагога, логопеда в ДОУ.

Для начала, чтобы нам познакомиться, немного адаптироваться, давайте поиграем в игру «Давай знакомиться».

Игра «Давай знакомиться»

Цель: познакомить всех членов коллектива, установить контакт между присутствующими.

Описание: Родители и педагоги по очереди называют свое имя и комплимент-описание, который должен начинаться на первую букву его имени.

Практическая часть

 Педагог-психолог – не врач-психиатр. Это специалист с высшим психологическим образованием, который не ставит диагноз, не выписывает лекарств, а создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.  В своей работе педагог-психолог реализует следующие направления: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психо-коррекционная работа.

В среднем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться  воображение, в связи, с чем могут появиться  различные страхи и тревожность, с которыми ребенок неспособен справиться самостоятельно. Психолог помогает  ребенку справиться со страхами и тревожностью, которые могут стать в дальнейшем препятствием для школьного обучения. Кроме того, не маловажную роль играет развитие эмоциональной сферы, поскольку в среднем дошкольном возрасте у детей появляется потребность в общении со сверстниками.  Зачастую дети  не понимают чувства и эмоции других людей, а так же неспособны адекватно проявлять свои, в связи, с чем возникают конфликты и круг их общения сужается.  Психолог же расширяет знания ребенка в сфере эмоций и чувств, учит способам выражения эмоций и самоконтроля.

 Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: развитие умения понимать  и передавать эмоции с помощью средств невербального общения (мимика, пантомимика)

Материал: карточки с названиями эмоций (схематичными изображениями)

Ведущий раздает всем присутствующим карточки с эмоциями. Участники по-очереди должны показать свою эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимика, пантомимика), остальные угадывают.

Социальный педагог

Мало кто знает, чем и как занимается социальный педагог в детском саду.  Как координирует свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, родителями)?

Наверняка, все эти и многие другие вопросы  возникают у родителей. Мне, как социальному педагогу отводится основная координирующая, правозащитная роль, так как именно социальный педагог может оказывать помощь и детям и родителям.

Цель моей работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.

В нашем мире, социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Упражнение «Башмачки счастья»

Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию жизненных трудностей.

Задачи: осмысление того, что реальная жизнь без трудностей невозможна; развитие навыков жизнестойкости, формирование умений конструктивного решения проблем; осознание значимости поддержки социального окружения в трудных жизненных ситуациях.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Башмачки счастья».

У Г.Х. Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Иными словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Процедура выполнения: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе (Например: на работе задержали зарплату – можно сэкономить на чем-то, можно сесть на диету). Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Учитель-логопед

Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста.

Учитель-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь. Таким образом, результатом логопедических занятий является красивая, выразительная, грамматически правильная речь.

Я предлагаю вам упражнение на обогащение словарного запаса. Мы с вами сейчас будем работать над созданием синквейна. Наиболее слабой стороной у детей является употребление прилагательных. Синквейн помогает обогатить и расширить лексику ребенка.

Синквейн – это пятистрочная нерифмованная строфа стихотворения. Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания, выделять главную мысль текста.

Есть определенные правила составления синквейна:

- первая строка – одно слово. Обычно существительное, отражающее главную мысль;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие предмет;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия;

- четвертая строка – фраза из нескольких слов, которая показывает отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым и отражает сущность темы.

Например: 

Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Упражнение по составлению синквейна со словом: дети, родители, помощь.

Игра «Клубочек»

 Цель: воспитывать чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в группе, чувства единства.

Материал: клубок прочных ниток.

Психолог, социальный педагог, логопед и родители стоят в кругу. Психолог обматывает большой палец правой руки ниткой; затем передает клубок родителю, ласково называя его по имени. Клубок передвигается к следующему родителю. Все родители соединяются ниточкой. Клубок должен вернуться к психологу, проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев. Психолог обращает внимание родителей на то, что ниточка не порвалась, и мы взрослые должны приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было комфортно жить в обществе. А мы – взрослые должны , как единый механизм, помогать нашим детям.

Заключение

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. У педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ПОНИМАНИЕ

Мосина О. А., учитель-логопед,

МБ ДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления  №16», г. Орла

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. Семья и детский сад составляют для ребенка – образовательное пространство. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад». Но не всегда взаимодействие бывает продуктивным. Часто родителя боятся обратиться  за помощью к специалисту, пытаясь справиться в одиночку. В итоге результат не всегда положительный. Причин этому много и они разные. Одной из них является недостаточная информированность родителей об особенностях деятельности специалистов ДОУ. Многие родители не понимают специфику работы педагога-психолога в ДОУ, социального педагога. Даже на вопрос, о деятельности учителя-логопеда обычно получаешь стандартный ответ: «Учит рррычать». Поэтому, специалистам ДОУ, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо провести разъяснительную работу с родителями.

Необходимо объяснить, что педагог-психолог – не врач-психиатр. Это специалист с высшим психологическим образованием, который не ставит диагноз, не выписывает лекарств, а создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.  В своей работе педагог-психолог реализует следующие направления: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психо-коррекционная работа.

Немаловажную роль играет развитие эмоциональной сферы. Зачастую дети  не понимают чувства и эмоции других людей, а так же неспособны адекватно проявлять свои, в связи, с чем возникают конфликты и круг их общения сужается.  Психолог же расширяет знания ребенка в сфере эмоций и чувств, учит способам их выражения и самоконтроля.

Мало кто знает, чем и как занимается социальный педагог в детском саду.  Как координирует свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, родителями)?

Социальному педагогу отводится основная координирующая, правозащитная роль, так как именно социальный педагог может оказывать помощь и детям и родителям. А так же создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.

В нашем мире, социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.

Учитель-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь. Таким образом, результатом логопедических занятий является красивая, выразительная, грамматически правильная речь.

Расширение знаний родителей о специфике деятельности специалистов ДОУ ведет к полноценному сотрудничеству. Так как у педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Список литературы:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. – 2011. - № 12. – С. 88-94.
  2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доронова [и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.
  3. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: метод. Рук-во для работников дошк. Образовательных учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ

В последние годы в нашей стране, большое внимание уделяется образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидов. Главная задача государства, образовательных учреждений, педагогов и родителей помочь такому ребенку реализоваться в жизни, открыть свои таланты, научиться чему-то новому и самое главное подготовиться к жизни в коллективе. Социализация дошкольника заключается в процессе усвоения знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребенку активно участвовать в жизни общества, взаимодействовать с окружающими людьми.

Работая учителем-логопедом в ДОУ, в силу специфики своей деятельности, занимаюсь в основном с детьми, имеющими статус ребенка с ОВЗ. И в основном это дети с нарушением речи. И не понаслышке знаю, как этим детям трудно построить взаимоотношения со сверстниками, с взрослыми. Уметь четко и внятно изложить свои мысли. Научиться адекватно, оценивать себя и других. Да и просто научиться общению. А как этому научиться, если не в совместной деятельности: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Именно в процессе совместной работы дети учатся взаимообщению, взаимопомощи. Занятия в дополнительных кружках, секциях, группах и т. д. во многом помогают ребенку:

  1. Ребенок открывает для себя новый, интересный, творческий мир, где он может реализовывать себя. Соответственно, он сам выбирает путь дальнейшего индивидуального развития
  2. Увеличивается пространство, в котором развивается личность ребенка. У него появляется возможность открыть в себе новые таланты. А это обеспечивает ему «ситуацию успеха».
  3. Занятия творчеством помогают ребенку ОВЗ раскрепоститься, учат общаться со сверстниками и взрослыми, помогают искать нерациональные варианты решения проблем.
  4. Немаловажным является и положительный результат. Это помогает ребенку не останавливаться,  двигаться дальше, добиваться более высоких результатов. Это своего рода «вечный двигатель».
  5. Получение новых умений, навыков в системе дополнительного образования может стать для ребенка с ОВЗ не только приятным времяпровождением, но и его профориентацией, и в конечном результате жизненным статусом.

Занятия в дополнительных кружках помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, а так же к жизни в обществе.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного детского сада. Поэтому и в нашем детском саду была организована поддержка детей через систему дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Читайка» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Коррекционные мероприятия нацелены на максимальное развитие речи и обогащение практического речевого опыта ребенка.

На дополнительных занятиях по развитию речи я активно использую мнемотехнику и создание синквейна. Синквейн – это пятистрочная нерифмованная строфа стихотворения. Есть определенные правила составления синквейна:

- первая строка – одно слово. Обычно существительное, отражающее главную мысль;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие предмет;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия;

- четвертая строка – фраза из нескольких слов, которая показывает отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым и отражает сущность темы.[1, с. 27-28]

Чтобы правильно, грамотно выразить тему синквейна, ребенок должен обладать богатым словарным запасом.[4, с. 36-52] Поэтому предварительно ведется работа по обогащению и уточнению словаря. Для этого в своей работе пользуюсь мнемотехникой.[3, с. 8-43] Мнемотехника является эффективным приемом запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть мнемотаблиц заключается в том, что на каждое слово, даже самое маленькое придумывается символ, схема или рисунок. [2]

Речь является весомым фактором в развитии дошкольника, его социализации. Красивая и правильная речь - это залог успеха в любом деле. Умение говорить четко, последовательно, правильно оформляя высказывания, пригодится во всех сферах жизни.

Таким образом, красивая, грамотная речь один из важнейших факторов социализации. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничению в общении, а, следовательно, к обеднению жизненного опыта. Поэтому дополнительная кружковая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность четко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личные предпочтения ребенка. Что в свою очередь несет в себе более легкий процесс вхождения в социум, а так же поддерживает у ребенка желание и возможность общаться.

Список литературы:

1.     Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

3. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 64 с.

4.     Коноваленко  В.В.  Родственные  слова.  Лексико – грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМ  и  Д – Москва, 2009.

5.     Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.

6.     Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.



Предварительный просмотр:

Мосина Ольга Анатольевна, учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления № 16» г. Орла

КОНСТРУКТОР «ШИФОНОВАЯ РАДУГА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

  Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                         Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

                                        Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

                                                Мир особого ребёнка безобразен и красив.

                                      Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

                                            Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

                                                Почему он агрессивен? Почему не говорит?

                                     Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

                                         Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

 «Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

С первых месяцев заметно отставание «дауненка» от ровесников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на близких. Отстает и моторное развитие. Они поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Организм малыша с синдромом Дауна живет, как бы в полусне. Но на самом деле он хочет расти и развиваться.

Сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, выделяют главную сложность – передача такому малышу жизненного опыта.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Создавая благоприятные условия для детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать сопровождение такого ребенка специалистами: педагогом-психологом, дефектологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, реабилитологом, тьютором. А так же в работе с малышом важно заинтересовать ребенка, предложив ему что новое, яркое, интересное. Что будет притягивать интерес ребенка и давать положительный результат в работе.

 «Шифоновая радуга» - это конструктор для рисования тканью, разработанный Е. Д. Файзуллаевой, Т. Д. Фицнер. Его можно использовать в игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях и даже на занятиях продуктивной деятельностью (рисование). Основная идея методики заключается в том, что при использовании тканевых материалов ребенок приобретает сенсорный опыт и накапливает впечатления, развивает воображение, мышление, способности к фантазированию и знакомит его с цветом в необычной форме.

Известно, что у детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, затрудняющих сенсорное развитие. Из них весьма значительными являются недостаточность тактильного и вестибулярного анализаторов, а также суставно-мышечного чувства. Нарушение тактильной чувствительности ведет к тому, что затрудняется усвоение сенсорных эталонов: таких, как форма, цвет, величина, температура, вес, свойства поверхности. У многих детей с синдромом отмечается повышенная чувствительность. Такой ребенок не терпит прикосновений с предметами неприятных для него на ощупь. В этом случае, а также в период адаптации малыша с синдромом Дауна эффективным «помощником» в работе может стать конструктор «Шифоновая радуга».

Ткань, используемая в конструкторе «Шифоновая радуга» - лёгкий, мягкий, гладкий материал. А для обогащения сенсорного опыта можно вводить в работу разнообразные тканевые лоскутки (шершавые, натуральные, синтетические и т. д.)

Безопасность делают конструктор доступным в работе с детьми раннего возраста и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Определенных умений и навыков в работе с конструктором «Шифоновая радуга» ребенку не требуется. Ткань даёт ребёнку приятные ощущения «поглаживания». Поэтому ребенку комфортно играть  с конструктором в период адаптации. А правильно подобранные в этот период цвета действуют на ребенка успокаивающе.

При игре с данным конструктором и на занятиях малыш:

- играет, ощупывает, действует, располагает детали конструктора, не боясь и не рискуя их испортить;

- получает красочные, привлекательные, объемные картины и поделки, в независимости от имеющихся у него навыков и опыта;

- испытывает состояние успеха, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние;

- располагает детали конструктора не только на холсте, но и на полу, столе, ковре, поэтому нет необходимости сохранять статичную позу, что особенно важно для соматически ослабленных и детей с ОВЗ, в том числе с синдромом Дауна;

- изучает цвета, форму;

- знакомиться с новым материалом по лексическим темам;

- убирает поделки легко, быстро и с удовольствием.

Важно на занятиях общаться с малышом «дауненком». Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать, показывать и выполнять действия за него или с ним.

Используя на занятиях и в игре с ребенком с синдромом Дауна «Шифоновую радугу» можно решать различные задачи:

- более быстрое и адекватное привыкание ребенка к условиям детского сада в период адаптации;

- формирование и накопление знаний о сенсорных эталонах;

- развитие восприятия цвета и осуществление сочетаний цветов;

- в совместной деятельности со взрослым «при рисовании тканью» у малыша с синдромом Дауна возникает ситуация делового общения;

- расширение представлений о свойствах объектов и предметов;  

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие силы выдоха;

-развитие общей и тонкой моторики;

- расширение эмоционального опыта;

- развитие чувства границ;

- овладение навыком конструирования;

- получение опыта совместной деятельность со взрослым, сверстником и в группе;

- развитие социальных умений (выполнять действия по очереди);

- развитие лицевых мышц;

- развитие речи.

Для развития речи полезен массаж лица. При массаже лба, щек, шейно-грудных мышц так же можно использовать конструктор.

Таким образом, результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение малыша, развитие памяти, воображения, мышления, а также легкая и комфортная адаптация к новым условиям. Конструктор «Шифоновая радуга» на занятиях с ребенком с синдромом Дауна зарекомендовал себя с положительной стороны. Малыш всегда с радостью «играет-занимается».

Список литературы:

 1.«Арт-методики для развития малышей». Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трёх лет)/ под ред. И.А.Лыковой. Издательский дом «Цветной мир»,2018.

2.Г.Г. Григорьева «Играем с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста». Пособие для воспитателей ДОУ и родителей// Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба. -Просвещение, 2003.

3.Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 2: науч.-практ. сб. – М. : Теревинф, 1999 – 125 с.

4.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018 — 351 с. 

5.https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vospitatelej-konstruiruem-fantaziruem-igraem-4150933.html



Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Мосина О. А., учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления № 16» г. Орла

Раннее детство – наиболее важный период жизни малыша. В это время ребенок не просто познает окружающий мир. Он становится неотъемлемой его частью. Путем длительных проб и ошибок малыш учится действовать с различными предметами, использовать их для достижения своих личных целей. И если действиям научиться не сложно, то вот научиться общаться с «миром» гораздо сложнее. Ребенка окружают постоянные запреты, правила, нормы. Именно находясь в этих рамках, ребенок должен развиваться, учиться и научиться. Здесь важным звеном являются взрослые.  По словам В. А. Сухомлинского. «…Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, и здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья и общественность». [4]

В настоящее время дошкольные учреждения являются важным субъектом социального партнерства. Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, администраторов, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошкольного образования. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми,
а также поднимает статус учреждения.[2] Результаты социального партнерства зависят от того, насколько четко спланирована совместная деятельность партнеров, насколько участники взаимодействия заинтересованы в достижении поставленных целей и добросовестно выполняют свои обязанности. [1]

На протяжении пяти лет участия МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №16» города Орла  в инновационной площадке ФГБНУ «ИХО  РАО» «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста» педагоги и специалисты старались найти более легкие и адекватные пути вхождения ребенка в социум. Выстраивая систему социального партнерства, основное внимание уделялось, прежде всего, семье. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников, партнерские взаимоотношения способствуют укреплению физического и психического здоровья дошкольников.

На 2023-2024 учебный год участниками сетевой инновационной площадки была определена тема «Взаимодействие педагогов и родителей как эффективное условие формирование социокультурных умений детей раннего возраста».   В свою очередь педагогами, были  выбраны направления работы в контексте своей деятельности: «Социальное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи», социальным педагогом; «Социально-психологическое партнерство дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников», педагогом-психологом; «Физическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности «семья - ребенок - детский сад», инструктором по физической культуре; «Роль родителей в развитии речи у детей раннего возраста», учителем-логопедом; «Сенсорное развитие у детей раннего возраста посредством дидактических игр в семье и в ДОУ», «Работа с родителями по формированию экологической культуры у детей раннего возраста», воспитателями групп первого раннего возраста; «Использование музыкальных игрушек в семье, с целью развития музыкальных способностей детей», музыкальным руководителем. Участниками инновационной площадки были разработаны и представлены для родителей (законных представителей), видео-консультации, видео-памятки, видео-уроки, мастер-классы по тематике на учебный год. С целью отслеживания эффективности работы педагогов и специалистов с детьми раннего возраста, для подкрепления знаний полученных в детском саду, а также с целью определения наиболее важных направлений для родителей была организована обратная связь. Родители присылали фотографии и видео клипы с отчетом о проделанной работе с ребенком дома.
Опыт работы нашего детского сада по выбранным направлениям, а также с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Социальное партнерство, которое строится с учетом интересов детей и родителей, совместная реализация образовательных программ объектов социума и получение в этой области положительных значимых результатов подтверждает необходимость развития социального партнерства, направленного на социализацию детей дошкольного возраста, на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Анфисова Светлана Евгеньевна. Социальное партнерство ДОУ // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №116.
  2. Иванов Д. Л., Митрофанов К. Г., Соколов О. В. Социальное партнерство: учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.
  3. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. М., 2017.
  4. Воспитание и обучение детей в детском саду/Под. Ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой, М., Педагогика 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель статьи: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Понимания между родителями воспитанников и детским садом»

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский Доверяя свое любимое и зачастую ...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом....

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.Задачи:Создать условия для самор...