Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
методическая разработка

Каштанова Юлия Анатольевна

 Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар для родителей27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Старший воспитатель:

Цель: Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом.

Задачи:

  1. Создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения помогать друг другу и принимать помощь.
  2. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
  3. Формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении.

План семинара:

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой на работу (упражнение «Свеча»).
  3. Основная часть — теоретическая. Сообщение темы с использованием презентации «Мостик понимания между родителями и ДОУ».
  4. Практическая часть:

1. Организационный момент.

Родители входят под спокойную музыку в зал, становятся в круг.

 Старший воспитатель: Встречает родителей с зажженной в руках свечой, становится в середину круга.

Упражнение «Свеча»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.

Начать встречу мне поможет горящая свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки)

2. Теоретическая часть

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А. Сухомлинский

Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – Взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

Понимание, сотрудничество, общение являются главными связующими элементами между семьей и детским садом. Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая сторона в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей? А причины таковы.

Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями:

  1. Недостаток времени.
  2. Психическая и физическая усталость
  3. Негативное отношение
  4. Низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей.
  5. Непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом.
  6. Недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОУ, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания.
  7. Отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к её объектам.
  8. Неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих ошибок.
  9. Непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы ДОУ с семьёй именно родители выступают социальными заказчиками.

Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

 Старший воспитатель: Вы готовы?

 «Правила построения эффективного общения, взаимодействия».

В общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!

Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,

необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника

нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

  1. Улыбка
  2. Имя собеседника
  3. Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою

готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке.

Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:

«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, родителю — ребенок, воспитатель-труд.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Вывод: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, воспитателями, а так же в общении с детьми.

Приемы используемые при общении:

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь — благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это...!»), чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети... 7. «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело — это воспитание наших с вами детей!»

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение для воспитателей и родителей в умении говорить комплименты друг другу. (Участники встают в круг)

Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а как же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот человек которому адресован «комплимент», должен приняв его сказать: «Спасибо, мне очень приятно!

По окончании игры все возвращаются на места.

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, комплементы приятны. Но с комплементами нужно быть осторожным.

Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

Упражнение "Встреча на узком мостике".

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра.

Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик — это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами — тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов."

Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика".

Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?

Решение педагогической ситуации.

 Старший воспитатель: Иногда в детском саду происходят ситуации, в которых участниками являются родители – дети — воспитатель. Родители к возникшим ситуациям относятся по-разному. Вот и я вам предлагаю решить несколько типичных ситуаций.

Родители, обсудив ситуацию в подгруппе, высказывают свое мнение.

  1. Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
  2. Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
  3. Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждение воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им удобно.
  4. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого, грубо отвечает, что это его личное дело.
  5. Ваш ребёнок играет в своей комнате. Время позднее и пора ложиться спать. Ребёнок не хочет собирать игрушки и наводить порядок в комнате. Что делать?
  6. Ваш ребёнок приходит с улицы расстроенный и говорит: «Не пойду больше во двор гулять! Меня все обижают, и никто не хочет со мной играть!»
  7. В доме гости. Ваш ребёнок ведёт себя не идеально, но вы не реагируете на его поведение. Вдруг он громко говорит: «Ну, когда же все уйдут? Ты обещала со мной поиграть!»

Воспитатель: В результате обсуждения ситуаций родители приходят к выводу, что словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей – вылетит — не поймаешь».

Вывод: любая ситуация разрешима (одному тяжело, а обратившись за помощью, решить ситуацию будет легче) при совместных действиях обеих сторон.

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас.

Со щечками, с веснушками, с причёскою и без,

Кто с мамиными ушками, кто копия – отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем,

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи…

Сейчас мы предлагаем вам посмотреть чем занимаются дети в детском саду, (просмотр презентации «Как мы проводим время в детском саду»

Творческая часть:

Воспитатель: дорогие родители, детский сад — это дом который объединяет взрослых и детей, каким будет будущее зависит от нас с вами. Мы сами строим свое будущее. Я хочу, чтобы вы сегодня попробовали бы себя в роле стоителей. Я предлагаю вам из подручных материалов, создать макет детского сада, каким бы вы хотели его видеть. Родители приступают к творческой работе.

Выставка готовых работ.

Упражнение «Прощание».

Все родители встают в круг, передавая зажженную свечу, передают ее друг другу, а вместе со свечой и хорошие пожелания друг другу.

Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Семинар-практикум «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном...

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Семинар посвящен решению одной из задач дошкольного учреждения – взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и специалистами ДОУ через реализацию модели взаимодействия «...

Семинар-практикум "Мостик понимания между родителями и специалистами ДОУ"

Цель: повысить мотивацию участников к работе, повысить уровень профессионального мастерства родителей и специалистов ДОУ,  в вопросах взаимодействия друг с другом.Задачи:Создать условия для самор...