Программа дополнительного образования "Занимательная логика"
календарно-тематическое планирование
Программа дополнительного образования "Занимательная логика", сетка занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanimatelnaya_logika.docx | 45.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №439 «ИНТЕЛЛЕКТ»
Утверждаю
Директор ГБОУ Школы №439 «Интеллект»
____________________
Н.А. Рототаева
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная логика»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: ознакомительный
Срок освоения: 1 год
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Составитель:
Логинова Светлана Владимировна, воспитатель
(ФИО, должность)
Согласовано: _____________
(дата)
Старший методист: _________________
(Н.Д. Вакуленко)
Москва, 2018
Пояснительная записка.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Предлагаемая программа направлена на развитие памяти и мышления в единстве с творческим воображением, создание предпосылок формирования у детей системного видения мира. Структуру программы составляет развитие восприятия, памяти, внимания, конвергентного и дивергентного мышления. Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на оба вида мышления. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого (продуктивного) мышления. Данная программа помимо коррекции интеллектуальных и творческих возможностей детей позволяет решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста, необходимых для ребенка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов , подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление– чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез– мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Программа отражает:
• принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
• дифференцированное обучение;
• владение методами контроля.
Задачи:
- Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
- Совершенствовать произвольное внимание, память.
- Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Практическая направленность
В содержании программы интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления обучающихся.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала обучающиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, внимания; умению создавать интеллектуальные проекты, анализировать, решать, обобщать и делать выводы.
Система тем и заданий, разработанных в программе, дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется в работе индивидуальному подходу. Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала. Содержание учебно-тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения при появлении новой технологии и в связи с социальными запросами обучающихся.
Методы обучения, которые предлагает программа, опираются на образное мышление, они соответствуют законам физиологического развития ребенка. Программа по формированию познавательных способностей у детей дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга, что, в свою очередь, делает более гармоничным самого ребенка. Он становится более работоспособным, его память и концентрация внимания возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Еще одно важное преимущество программы - ребенок учится радостно.
Обучение осуществляется с учётом современных образовательных технологий: игрового обучения (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина), проектного обучения (Г.Л. Ильин), здоровьесберегающего обучения (Л.В.Костынко), Информационные технологии, технология «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач) (Альтшуллер Г.С., Голицина О.Л., Максимова Н.В., Партыка Т.Л., Попова И.И.)
Ожидаемые результаты:
Формирование познавательных интересов, интегративных качеств, формируемых у ребёнка: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Структура программы.
Программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста в течении одного года.
Возрастная группы: 4-5 лет
Количество часов: в неделю — 1-2ч.; в год — 42ч.
Учебный план.
Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
Раздел 1.Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 2. Восприятие, внимание | 15 | 5 | 10 |
Раздел 3. Память | 8 | 3 | 5 |
Раздел 4. Развитие логического мышления | 7 | 2 | 5 |
Раздел 5. Развитие мелкой моторики
| 11 3 5 3 | 3 1 1 1 | 8 2 4 2 |
ИТОГО | 42 | 13,5 | 28,5 |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение – 1 час
- Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года .Тесты (1 час).
Раздел 2. Развитие восприятие, внимание (15 часов)
- Сравни и сопоставь похожие предметы (3 часа)
- Найди различия и общее (3 часа)
- Найди фрагменты изображения по образцу (3 часа)
- Найди точно такой же предмет (3 часа)
- Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение) (3 часа)
Раздел 3. Развитие памяти (8 часов)
- Запомни пары: предмет – символ (2 часа)
- Запомни расположение предметов, изменение в картинках (2 часа)
- Запомни различные предметы до пяти штук (2 часа)
- Запомни цепочку из 5-7 слов, повторять их по памяти (1 час)
- Запомни и повтори рассказ (1 час)
Раздел 4. Развитие логического мышления (7 часов)
- Выстрой логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности) (2 часа)
- Найди закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) (2 часа)
- Найди общие признаки у предметов, объединённые в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы) (1 час)
- Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) (2 часа)
Раздел 5. Развитие мелкой моторики (3 часа)
- Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.) (1 час часов)
- Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги. (2 часа)
Копирование (5 часов)
- Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.) (1 часа)
- Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги (2часа)
- Скопируй простой узор, геометрические фигуры, рисунок (1час)
- Скопируй изображения по клеткам и точкам (1час)
Штриховки (3 часа)
- Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) (2 часа)
- Раскрашиваем, не выходя за контуры(1 час)
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
Октябрь | ||
Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года. Тесты | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов | 1 | |
Развитие памяти. Запоминать пары: предмет – символ | 1 | |
Развитие логического мышления. Выстраивать логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности) | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее. | 1 | |
6. | Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение) | 1 |
Итого 6 часов | ||
Ноябрь | ||
Развитие восприятие, внимание .Сравнение и сопоставление похожих предметов | 1 | |
Развитие памяти. Запомни пары: предмет – символ | 1 | |
Развитие логического мышления. Выстраиваем логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности) | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение) | 1 | |
Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) | 1 | |
Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) | 1 | |
Итого 6 часов | ||
Декабрь | ||
Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов | 1 | |
Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение) | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Скопируй изображения по клеткам и точкам | 1 | |
ИТОГО 6 часов | ||
Январь | ||
Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других) | 1 | |
Развитие памяти. Запомни пары: предмет – символ | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) | 1 | |
Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.) | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу | 1 | |
ИТОГО 6 часов | ||
Февраль | ||
Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу | 1 | |
Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т. п.) | 1 | |
Развитие памяти. Запомни и повторить рассказ | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет | 1 | |
Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках | 1 | |
ИТОГО 6 часов | ||
Март | ||
Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее | 1 | |
Развитие памяти. Запомни цепочку из 5-7 слов, повторять их по памяти | 1 | |
Развитие памяти. Запомни различные предметы до пяти штук | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.) | 1 | |
Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов, объединённые в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы) | 1 | |
Раскрась, не выходя за контуры | 1 | |
ИТОГО 6 часов | ||
Апрель | ||
Развитие памяти. Запомни различные предметы до пяти штук | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Скопируй простой узор, геометрические фигуры, рисунок | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу | 1 | |
Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее | 1 | |
Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет | 1 | |
ИТОГО 6 часов |
Методическое обеспечение образовательной программы
Программа рассчитана на работу с обучающимися от 3 до 4 лет. Занятия проводятся со всей группой или с подгруппой. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Структура занятия:
— Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
— Основное содержание занятия. Изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
— Физ минутка. Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
— Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Форма работы:
Групповые занятия , включающие в себя:
развивающие игры логического содержания;
словесно-логические упражнения;
самостоятельную деятельность детей;
рассматривание и беседу по картинке;
раскрашивание «умной» картинки;
использование литературных текстов; интеллектуальные викторины…
Средства, необходимые для реализации программы
- учебный кабинет;
- мультимедийное оборудование.
- наглядные демонстрационные пособия;
- мультимедийные презентации занятий
- литература для педагога и обучающихся
Используемая литература.
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г.
2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительных образовательных услуг «Логика»
Составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобови...
Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»
Критерии и уровни освоения программы дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»...
Программа дополнительного образования по развитию логико -математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих сила...
Программа дополнительного образования по развитию логико- математических способностей у детей "Сказки фиолетового леса"
Развитие логико - математических способностей у детей 4-7 лет посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
Программа дополнительного образования «Логико-малыш»
Актуальность Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матер...