Программа дополнительных образовательных услуг «Логика»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и  разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnyh_obrazovatelnyh_uslug_logika_.docx76.4 КБ

Предварительный просмотр:

Структура авторской разработки 

 Воспитатель: Григорьева З.М

Авторская разработка -  вариант рабочей программы

дополнительных образовательных услуг «Логика» учитывающей

региональные,  этнокультурные особенности и потребности обучающихся

1.  Пояснительная записка
   1.1   Актуальность
   1.2   Цель программы
   1.3   Задачи программы.

2. Методическое обеспечение
    2.1    Паспорт программы

     2.2    Сроки реализации программы

     2.3.   Ожидаемые результаты

     2.4.   Учебный план

     2.5.   Используемые методы и приемы

3. Приложение
   3.1. Перспективно-тематический план кружка «Развитие логического мышления

            у детей на основе занимательной математики «Логика

 4.  Картотека логических игр
  4.1 
Картотека игр на развитие внимания
  4.2 
Картотека игр на развитие познавательных процессов
  4.3 Картотека игр с блоками Дьенеша, палочками  Кюизенера
  4. 5 
Картотека проблемных ситуаций
  4.6 Лабиринты

   4.7 Игры со спичками или счетными палочками

   4.8 Картотека логических игр Воскобовича.

5. Используемая литература

Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Логика» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования и  разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок», в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Основные принципы:

           - самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;

- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка

  в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

  и склонностями;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий

   ребёнка через его включение в различные виды деятельности,

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • Учитывает основные задачи развития образования в регионе, этнокультурные особенности и потребности обучающихся

В соответствии с ФГОС программа дополнительных образовательных услуг разработана с учётом требований к образовательной программы  и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы дополнительных образовательных услуг «Логика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток. В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

    Актуальность. 

Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. 
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что   начинать работу по становлению  высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей  на основе занимательной математики «Логика»

Цель программы: Развитие у детей  элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.

Задачи

 1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

 здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

 проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

 технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

  ИКТ

                               

                                                 Паспорт программы.

1

Наименование дополнительной образовательной услуги.

Программа  по дополнительной  образовательной услуге  «Развитие логического мышления у детей

 на основе занимательной математики «Логика»

2

Основание для разработки программы.

1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

 5. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 05.02.2014 №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

    6. Приказ департамента образования администрации    города Нижневартовска от 24.02.2014 № 67 «Об утверждении "дорожной карты" по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательные организации), города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

7 Образовательная   программа    МБДОУ   ДСКВ № 64 «Пингвиненок» на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

8 Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

9. «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова

«Маленькие гении» В.В.Воскобович.

3

Заказчик программы.

Родители, педагоги  коллектива МБДОУ ДСКВ № 64

«Пингвинёнок ».

4

Организация-исполнитель.

Педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».

5

Целевая группа.

Старший дошкольный возраст.

6

Составители

программы.

Воспитатель Григорьева З.М.

7

Цель программы.

Развитие логического мышления, формирование навыков учебной деятельности; подготовка к обучению в школе. 

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС ДО  пункт 2.4)

8

Задачи

программы.

  • Учить оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру.
  • Учить сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству
  • Учить проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
  • Учить рассказывать о выполнении или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
  • Формировать умение проявлять коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,

 желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

9

Ожидаемый результат.

Дети должны уметь:

  выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;  сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

6 ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

  разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

 сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  называть главную функцию (назначение) предметов;

 расставлять события в правильной последовательности;  выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

 проводить аналогию между разными предметами;

  запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

 работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

10

Срок реализации программы.

Учебный год.

Учебный план.

Временной период

Количество занятий

(длительность занятия 30 мин.)

В неделю

2

В месяц

8

В год

72

Информационная часть программы

 Тип программы – авторская.

 Вид программы – развивающая

 Период обучения – 1 год.

 Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы и приемы: - практические (игровые);

 - развития;

- исследования;

- экспериментирование;

 - моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование.

  1. Игровые приемы:
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  1. Практические приемы:
  • манипуляция,
  • превращение,
  • складывание,
  • выбор,
  • складывание,
  • показ,
  • совместные действия,
  • сравнение.
  1. Словесные приемы:
  • диалог с игровыми персонажами,
  • объяснение,
  • описание,
  • рассказ,
  • сказка,
  • уточнение,
  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка, взаимооценка, саморефлексия);
  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания  с показом фрагментов деятельности детей;
  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • организация «Домашней игротеки»;
  • разъяснительная и образовательная работа.


Календарно-тематическое планирование по разделу «Математическое развитие»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

«Развитие логического мышления у детей   на основе занимательной математики «Логика»

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность

Региональный компонент

октябрь

1неделя

«Найди клад»

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик».

Лабиринты» Найди клад

Игра–путешествие по регионам нашего края  по карте схеме Поиск клада

«Угадай-ка»

Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства ( цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета ( не красный, не треугольный и т.д.)

Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры  со счетными палочками.

Д/игра      «Флаг и герб ХМАО. «Собери из частей целое»

2неделя

«Домик» игра со счетными палочками.

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу.

Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик».

Конструирование из бумаги «ЧУМ оленевода»

Ознакомление с понятиями  «геометрическая фигура», «геометрическое место точек».

Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию.

Д/и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша: «Домино». Д/и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех».

Игра: карточки с точками(геометрическими фигурами) Игры народов Севера.

3неделя

« Необычные фигуры»

Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвленный алгоритм -  «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения.

Д/и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров.

 «Найди свою пару(фигуру)».

«Кошечка» игра-конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки»  Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

Игрушки народов Севера. Материалы для изготовления предметов

«Что из чего?».

4неделя

«Поезда»

Упражнять детей в количественном  и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них.

Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга.

 У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек    Кюизенера 

                                   

Игра по карточкам: Найти животных Севера и поезд. На чем катались дети хантов? ( Ответы)

Решение логических задач.

Выкладывание элементов узора одежды хантов.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать выводы.    Познакомить детей с узорами хантыйской одежды  

Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты»

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Чум»

ноябрь

1неделя

«Дорожки»

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся».

Превращение квадрата «Летучая мышь

По каким дорожкам ходили для охоты  ханты-манси?

М/игра: «Мы поедем, мы помчимся», «Северный олень"

«Домино»

Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам

Д/игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей"

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Северные олени»,

2неделя

«Собачка» игра-конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей

Игра «Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Югры- Что значит собака для хантов? Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Загони оленей» Использование ездовых собак хантами в жизни

Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая».

Выкладывание из счетных палочек  элементов узора одежды народов манси.

Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить  детей с элементами узора одежды  народов манси.

Легенда: «Откуда северное сияние пошло», со стихами поэтов о Югре

Элементы узора одежды народов манси. Рассматривание  альбома и   иллюстраций одежды с орнаментами народов ханты и манси

3неделя

«Поймай тройку».

Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр.

Игра «Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?»

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка»,

Ознакомление с разными видами штриховки.

Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики”  «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями.

Д/игра: «Назови игрушки детей Севера» , «Найти и заштриховать»

4неделя

«Веселый поезд»

Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять  ребенка в умении  расставлять вагончики так, чтобы

 — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога»

Чтение сказки народов Севера во время путешествий.

 Выкладывание  из палочек Кьюизнера  элементов узора одежды народов манси.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов манси.

Выкладывание  из палочек Кьюизнера  одежды народов Севера.

«Украшение хантыйским орнаментом одежды», Д/игра:  «Соберём бисер»

декабрь

1неделя

Работа в тетрадях.        

«Засели домик».

 Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды  народов ханты и манси.

Д/игры: «Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»

 

Аппликация: «Дети Севера» Особенности жизни людей на Севере (жильё – чум, яранга)

«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?»

Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры.

«Назови ласково»;

«Узнай по описанию»;

«КТО ГДЕ ЖИВЁТ». 

2неделя

«Цветы» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Игра "Танграм"«Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Красная книга Югры
«ЦВЕТЫ». «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»

« Загадки без слов».

Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей.

Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки , поговорки о нашем крае.

«Быт и традиции» народов манси. «Нгухукова – игра в куклы».

3неделя

«Дом и  мебель для матрешки» игра - конструирование.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер.

«Украшение хантыйским орнаментом одежды»

Д/материал: «Одежда и предметы быта народов Севера ». “Прыжки через нарты”.

«Угадай фигуру»

 Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Д/игра: «Забавные гимнасты» Игра «Подскажи словечко»

Или "У бабушки на грядке выросли загадки"

В какие игры играли дети Севера “Ловкий оленевод”. Ловля оленей

4неделя

Рисуем цветными палочками.

Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер.

Игра «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения», «Зашумления»

Схема построения чума. Строим чум из палочек или спичечных палочек

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать  выводы.

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

«Продолжи цепочку»

“Выручаем внучку Аркуту”. М/игра: «Олени и пастухи»

январь

1неделя

Работа в тетрадях.

Продолжить  знакомство с элементами узора одежды народов ханты и манси.

Д/игра: «Путешествие по Югре» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов ханты-манси

В стране узоров на одеждах ханты и манси, Графический диктант.  

«Построй дом».

Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Мнемотаблица: « Как построить чум»?

2неделя

«Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение.

Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения  предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Д/игра: «Путешествие по Югре», «К кому идем на день рождение».

Игры с детьми народов севера, связанные с обитателями тайги «Оленья упряжка»,

«Раздели блоки-2»

Развитие умений разбивать множество по двум  совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление.

Д/игра: логические операции «не», «и», «или» (по карточкам)

Д/игра: «Важенка и оленята» (по карточкам)

3неделя

«Пирамидка и лесенка» игра- конструирование.

Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т.д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.

Д/игра: “Раз ступенька, два ступенька” Что изменилось?

Группирование по наличию/отсутствию одного свойства.

Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия.

4неделя

Знакомство с понятиями» луч», «направление луча».

Развитие практической смекалки,  памяти,  логического  мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию.

Мнемотаблицоа  с  направлениями луча. Использование наглядного моделирования д/игра: «Волшебные лучи»

М/игра: «Перетягивание палки», «Ловкий оленевод».

Решение логических задач

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить рассуждать и делать  выводы.

Д/игра: Что изменилось?

февраль

1неделя

«Зоопарк»

Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины.

Игра «Путешествие в зоопарк»

Животные и птицы нашего края. Красная книга нашего региона

«Где чей гараж?».

Развитие  умений классифицировать.

Графическая  схема определения у кого? что?

2неделя

«Кошка и котенок» игра со счетными палочками.

Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических  фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция).

Д/игра: Раздели фигуры

«Помоги муравьишкам».

Развитие устойчивой связи  связи  между  образом  свойства и словами, которые его обозначают, умений  выявлять и абстрагировать свойства.

Игра «Волшебные дорожки» «Мы – строители»

Красная книга Югры. Насекомые нашего региона-муравьи

3неделя

Ознакомление с понятием «полуплоскость».

Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию.

Д/игра: «А ну-ка, сосчитай!»

«Найти пару».

Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

 Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино»

4неделя

«Раздели блоки-1»

Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два  подмножества, производить логическую операцию « не».

Д/игра: Найди нужный блок

Решение логических задач.

Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное  мышление. Учить  рассуждать и делать выводы.

Д/игра: Найди нужный блок

март

1неделя

«Помоги фигурам выбраться из леса».

Развитие логического мышления,  умение рассуждать.

Использование мнемотаблицы  с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия»

Деревья Югры-Щедрые дары природы

«Найди свою дорожку».

Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств.

Д/игра: «ДА ИЛИ НЕТ». 

Работа со схемой микрорайона. Как дойти ло детского сада

2неделя

«Стрекоза»  игра со счетными палочками.

Учить детей сосчитывать , сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов,  действий по числу.

Работа с карточками Д/игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ». 

Игрушки хантов: В какие игры любили играть ханты-манси Рассматривание

игрушек и способы игры с ними

Ознакомление с понятием «угол».

Развитие умений  ориентироваться в пространстве,  вести счет, последовательно  располагать элементы  в  ряд  элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к  математике.

Д/игра: «ЧТО ЛИШНЕЕ?»  

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ». 

3неделя

«Автотрасса(построй дорожку)».

Развитие умений выделять свойства в  предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий(линейный алгоритм).

Загадки на движение «Отгадай, где я».

Ознакомление с понятием «прямой угол».

Развитие умения классифицировать множества  и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес  к математике.

Д/игра: «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ». 

4неделя

«Где, чей гараж?» Построй дом.

Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города».

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.

Д/игра: «ИГРА В ЗАГАДКИ». 

апрель

1неделя

«Разноцветные вагончики».

Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом.

Д/игра: «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!». 

«Дружат – не дружат» (сходство-отличие).

Учить , что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно.

Д/игра: Дидактическая игра «Третий лишний»

Дружба народов ханты-манси

2неделя

«Бабочка» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек(ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества.

Д/игра: «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». 

Красная книга Югры. Насекомые

Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел.

Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию.

Дидактическая игра «Сравни и заполни»

3неделя

«Две дорожки».

Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Д/игра: «ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!» 

Сказка манси «Гордый олень»

Ознакомление с понятием « тупой угол».

Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию.

Дидактическая игра «Рассеянный художник»

4неделя

Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол» .Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач.

Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике.

 Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича

Решение логических задач.        Работа в тетрадях.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.  Рисование узора одежды народов ханты и манси.

Дидактическая игра «Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича

май

1неделя

«Где спрятался Джерри».

Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее.

 Дидактическая игра «Муравьи»

Красная книга Югры. Насекомые

Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9.  

Развитие соображения, памяти, конструктивных  способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию.

Дидактическая игра «Сравни и заполни»

2неделя

     «Аквариум» игра со счетными палочками.

Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества.

Д/игра: Построй из геометрических фмгур «Аквариум»

Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую.

Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10.Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Конструктор» «Где чей дом?»

3неделя

Действие «сложение».

Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета.(Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8).

Д/игра: «Сколько? Какой?»

Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник».

Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике.

Д/игра: «Почини одеяло» «Космонавты»

4неделя

«Раздели блоки -3».

Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

Д/игра: с блоками Воскобовича

Решение логических задач.

Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы

Д/игра: «Заполни квадрат»


Используемая литература:

Литература:

  1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  2. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
  3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
  4. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
  5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», АКЦИДЕНТ, С-Петербург,1997.                                                                                                                
  6. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
  7.  План-программа образовательной воспитательной работы в детском саду.

 Под ред. З. А. Михайловой, Спб., 2000г.

  1.  Никитин Б.А. «Развивающие игры», Спб., 1996г
  2.  Смоленцова А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы» Спб., 2002г.
  3.  Воскобович В.В., «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я». Воскобович В.В., Детство-Экспресс, 1996г.
  4. Чеплашкина И.И. «Математика – это интересно».
  5.  Паршина Л.А. Современная технология развития  умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт». Сборник ВОИПКРО.

     13. Образовательная   программа    МБДОУ   ДСКВ № 64 «Пингвиненок»

           на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

     14. Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

     15.  «Играя, развиваюсь».А.Н.Бурова

     16.  «Маленькие гении» В.В.Воскобович.Богуславская З. М., Смирнова Е. О.  

            Развивающие игры. – М.: Пр., 1991

     17.  Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.

            – Ярославль, Академия развития, 1998.

    18. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

          воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.М.:

    19. Делай и играй. Обучающие игры, чтение и счет для детей младшего возраста.

         - М., Росмэн, 1997

Ресурсы Интернета

  1. На сайте секции ТРИЗ БГИ
  2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.http://psylib.org.ua/books/ivina01/index.htm
  3. Попов Ю.П. Учебник по логике http://works.tarefer.ru/46/100036/index.html
  4. Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.http://www.krotov.info/lib_sec/shso/37_chelpanov.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге «Логика» Для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет

Занятия кружка «Логика для малышей» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко пре...

ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге «Логика» Для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическог...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

Программа для дополнительной образовательной услуги " Логика для малышей "

Программа для дополнительной образовательной услуги " Логика для малышей "...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей раннего возраста "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов – передать этот опыт ребенку, научить его использов...

Программа дополнительной образовательной услуги по ФЭМП «Логика» для детей 4 – 5 лет.

Программа дополнительной образовательной услуги по ФЭМП «Логика» для детей 4 – 5 лет....