Конспект занятия РНК
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о народных промыслах и ремёслах.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.
3. Передать свои впечатления через устное народное творчество.
4. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
5. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.
6. Расширять словарный запас.
7. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_nar_kultura.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавлик»
Конспект занятия в старшей группе «Русская народная культура и традиции
Воспитатель: Белобородова Любовь Алексеевна
Тамбовский район 2022 г.
Конспект занятия в старшей группе.
«Русская народная культура и традиции»
Цель:
познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о народных промыслах и ремёслах.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами.
3. Передать свои впечатления через устное народное творчество.
4. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
5. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями.
6. Расширять словарный запас.
7. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.
Форма организации: фронтальная.
Оборудование:
Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, макет дома, театральные куклы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери костюмы».
Словарная работа:
Обогащение: традиции, культура. Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, быт. «кукла – оберег», чугунок, ухват.
Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, сказки.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в прошлое, закрывайте глаза.
Ветер, ветер, ветерок.
В прошлое нас увалок.
Дуй сильнее ветерок.
Путь наш в прошлое далёк.
В помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.
Воспитатель:
Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда-то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?
Дети:
Самовар для чая, ложки для еды.
Воспитатель:
Правильно, но как все предметы назвать одним словом?
Дети:
Посуда!
Воспитатель:
А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из пряжи? Что это?
Ребенок:
Это кукла.
Воспитатель:
Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и никому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег».
Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Хозяйки готовили еду в чугунках, прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?
Дети:
На плите!
Воспитатель:
На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено?
Дети:
Девушка работает.
Воспитатель:
Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни. Как вы думаете, для чего нужна пряжа?
Дети:
Что бы вязать разные вещи!
Воспитатель: Девушки прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будут вязать тёплые вещи.
Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы.
На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия – это Народный промысел.
Игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните. Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры.
Дети:
(хором) «Во поле берёза стояла», «Каравай!»,
Воспитатель:
А игры?
Дети:
«Ручеек»
Воспитатель:
Хотите поиграть?
Дети:
Да!
Игра повторяется два раза.
Воспитатель:
Мы немного отдохнули. Ребята русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами.
Воспитатель: Русский народ богат сказками. Вы знаете, русские народные сказки, назовите их.
Дети:
«Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д.
Давайте немного отдохнём, и посмотрим театральную постановку «Сказка Теремок»
Ведущий: стоит в поле теремок, он не низок, не высок, подбегает к теремку мышка – норушка:
Мышка: Терем – теремок, кто в тереме живет?
Ведущий: никто не отзывается, мышка – норушка забежала в терем и стала в нем жить! Бежит лягушка – квакушка, увидела терем, подбегает и спрашивает:
Лягушка: Терем - теремок, кто в тереме живет?
Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: А, я лягушка – квакушка! Пусти меня к себе жить?
Ведущий: и, стали они жить вдвоем! Бежит зайчик – попрыгайчик, увидел терем, подбегает и спрашивает:
Заяц: Терем – теремок, кто в тереме живет?
Мышка и лягушка: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, а ты кто?
Заяц: а, я зайчик - попрыгайчик! Пустите меня к себе жить?
Ведущий: и, стали они жить втроем! Бежит мимо, волчок - серый бочок, увидел терем, подбегает и спрашивает:
Волк: Терем теремок кто в тереме живет?
Мышка, лягушка и заяц: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, а ты кто?
Волк: а, я волчок - серый бочок! Пустите меня к себе жить?
Ведущий: и, стали они жить вчетвером! Бежит мимо лисичка - сестричка, увидела терем. Подбегает и спрашивает:
Лиса: Терем теремок, кто в тереме живет?
Мышка, лягушка, заяц, волк: я, мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, я волчок - серый бочок, а ты кто?
Лиса: а, я лисичка - сестричка! Пустите меня к себе жить?
Ведущий: и, стали они жить впятером! Живут, песни поют! Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидал теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: Терем теремок, кто в тереме живет?
Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса: Я мышка - норушка, я лягушка - квакушка, я зайка - попрыгайка, я волчок - серый бочок, я лисичка – сестричка, а ты кто?
Медведь: а, я медведь косолапый! Пустите меня к себе жить?
Ведущий: Медведь и полез в терем, лез – лез, лез – лез, никак не мог влезть и говорит:
Медведь: Я лучше у вас на крыше жить буду!
Звери: да, ты же нас раздавишь!
Медведь: нет, не раздавлю!
Звери: ну так, полезай!
Ведущий: Медведь влез на крышу. Только уселся! – БАБАХ, раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и развалился! Еле – еле успели из него выскочить: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, волчок – серый бочок, лисичка – сестричка – все целы и невредимы!
ВОТ И СКАЗКИ КОНЕЦ»!
Воспитатель:
Нам пора возвращаться в группу.
Закрывайте глаза, покружитесь, покружитесь и в группу возвратитесь.
Ребята, что вам понравилось на занятии?
Рассматривать картинки; Отвечать на вопросы; Играть в театре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...