Сценарий КВН для воспитателей по русскому фольклору
методическая разработка

КВН для воспитателей по русскому фольклору. Цель: уточнить и расширить знания воспитателей о жанрах русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_dlja_vospitatelej_po_russkomu_folkloru.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

КВН для воспитателей по русскому фольклору

Цель: уточнить и расширить знания воспитателей о жанрах русского фольклора.

Педагоги делятся на команды: предложить прямоугольники 2-х цветов, педагоги разбиваются на команды по цветам. Каждая команда придумывает название в фольклорном стиле.

Жюри:

Заведующий __________________

Учитель – логопед _____________

Педагог – психолог ____________

Муз.руководитель _____________

 

Ведущий КВН:

Ст.воспитатель _______________

 

Вступление:

Сегодня наш педсовет посвящен русскому фольклору. Фольклор – уникальное средство, которое учит детей радоваться красоте и силе русского языка, воспитывает, развивает и обучает.

 

Разминка.

Командам предлагается ответить на вопросы. Балл получает команда, которая ответила правильно, подробно и вперед соперников.

 

1) Назовите жанры фольклора. (Варианты ответов: потешки, прибаутки, сказки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, дразнилки, докучные сказки, колыбельные, народные песни, народные игры, былины, легенды, предания, исторические песни, балладные песни, частушки, припевки, народные приметы и др.)

 

2) Назовите типы русских сказок. (Варианты ответов: сказки о животных, бытовые, волшебные, докучные)

 

3) Назовите наиболее часто встречаемых персонажей (героев) русских народных сказок. (Варианты ответов: Иван, Иванушка – дурачок, Емеля, Иван – царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Лиса Патрикеевна, серый волк, заяц и др.)

 

4) Назовите, как обычно начинается русская сказка. (Варианты ответов: Жили – были…., В некотором царстве…., На море – океане…., Было у старика…., У одного (одной)…., Жил – поживал…. И т.д.).

 

5) Назовите, как обычно заканчивается русская сказка. (Варианты ответов: Вот и сказке конец…., И теперь живут, хлеб жуют…., Стали жить – поживать да добра наживать…., Я там был, мед – пиво пил… и др.)

 

Задание № 1.

«Волшебные сказочные предметы».

Команды называют часто встречаемые в сказках волшебные предметы (Варианты ответов: ковер – самолет, сапоги – скороходы, молодильные яблочки, скатерть – самобранка, меч – кладенец, гусли – самогуды, шапка – невидимка, волшебное зеркало, и др.)

Побеждает та команда, которая назовет больше всех.

 

Задание № 2.

«Объясни словечко».

Каждая команда получает карточку со старинными русскими словами, встречающимися в русском фольклоре.

Задача: нужно объяснить, что означает каждое старинное слово.

 

Варианты старинных слов (в скобках – правильные ответы):

Дроля – … (ответ: милый, дорогой, любимый)

Живот –…. (ответ: жизнь)

Радеть –… (ответ: стараться, заботиться)

Седмица… – (ответ: неделя)

Супостатка… – (ответ: соперница)

Палица… – (ответ: боевая дубина)

Сыть… – (ответ: еда, корм)

Ширинка… – (ответ: полотенце)

Жито… – (ответ: всякий хлеб в зерне или на корню)

Маклак… – (ответ: посредник, плут)

Пойло… – (ответ: питательное питье для скота)

Месяцеслов… – (ответ: календарь)

Вешний… – (ответ: весенний)

Хвороба… – (ответ: болезнь)

За каждое правильно объясненное слово команда получает балл.

 

Задание № 3.

«Составь пословицу».

Каждая команда получает конверт, в котором «разобраны» пословицы. Задача: правильно составить пословицы.

 

Варианты пословиц (в скобках правильное продолжение пословицы):

Что не болит,…. (то и не плачет)

Мал золотник,… (да дорог)

Лучше торговаться,… (нежели воровать)

Осла узнаешь по ушам,… (а дурака по словам)

Молодость без любви,… (как утро без солнца)

Не любить – горе,… (а влюбиться вдвое)

На родной сторонке,… (что на мягкой соломке)

Не давши слово крепись,… (а давши – держись)

Речь – серебро,… (молчание – золото)

Не надобен и клад,… (коли в семье лад)

Делу время –… (потехе час)

Кончил дело –… (гуляй смело)

Хочешь есть калачи,… (не сиди на печи)

Любишь кататься –… (люби и саночки возить)

Не красна изба углами,… (а красна пирогами)

В гостях хорошо,… (а дома лучше)

Корми сына до поры –… (придет пора сын тебя покормит)

Что потопаешь,… (то и полопаешь)

Умел дитя родить –… (умей и научить)

Не тот родитель, кто родил,… (а тот, кто выкормил)

Балл получает команда, которая выполнит задание правильно и вперед соперников.

Задание № 4.

«Определи фольклорный жанр».

Команды получают листы, на которых представлены разные фольклорные жанры.

Задача: верно определить представленные жанры фольклора.

Балл получает команда, которая выполнит задание правильно и вперед соперников.

 

Варианты:

(Пословицы).

Что посеешь, то и пожнешь.

Щи да каша – пища наша.

Делу время – потехе час.

(Загадки).

Хвост крючком, нос пятачком.

Стоит Антошка на одной ножке.

Железный конь скачет в огонь.

 

(Считалка).

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

(Скороговорка).

Дали Клаше

Каши с простоквашей.

Ела Клаша

Кашу с простоквашей.

 

(Потешка).

Ой, ду – ду, ду – ду, ду- ду…

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала:

- На – ка, милый пастушок,

Ты спеши – ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить.

 

(Частушка).

Что же делать, маменька,

Что родилась маленька.

Что же делать, родненька,

Хоть мала, да модненька!

 

 

(Загадки).

Хвостом виляет, зубаста, а не летает.

В огне не горит, в воде не тонет.

Пятак есть, а ничего не купит.

(Колыбельная).

Баю – баю – баюшок,

Кладу Машу на пушок –

Ну пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

 

(Закличка).

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

(Потешка).

Коза – хлопота

День – деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.

 

Задание № 5.

«Найди пару».

Команды получают карточки, на которых написаны пословицы и поговорки русского народа и других народов.

Задача: найти пары, одинаковые по смыслу.

 

Варианты:

Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее (англ.)

Баба с возу – кобыле легче (рус.)

Красота сердца дороже красоты лица (япон.)

Не ищи красоты, ищи доброты (рус.)

 

Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце (азерб.)

Глаза – зеркало души (рус.)

Бежал от дождя, попал под ливень (араб.)

Из огня да в полымя (рус.)

Тот не заблудится, кто спрашивает (фин.)

Язык до Киева доведет (рус.)

Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет (иран.)

На безрыбье и рак рыба (рус.)

Молчаливый рот – золотой рот (нем.)

Слово – серебро, молчание – золото (рус.)

 

Разговорами риса не сваришь (кит.)

Соловья баснями не кормят (рус.)

Балл получает команда, которая выполнит задание правильно и вперед соперников.

Задание № 6.

«Загадай – ка».

Командам предлагается загадать соперникам 5 загадок.

За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл.

 

Задание № 7.

«Учим фольклор, играя».

Команды презентуют свои д/игры, согласно аннотации.

Аннотация к д/игре.

Название игры.

Цель игры.

Дидактические задачи.

Возрастная группа.

Материал к игре.

Описание хода игры (игровых действий).

Рекомендации к проведению.

Варианты усложнения игры.

 

В одну из представленных игр нужно проиграть с соперниками, соблюдая методику применения д/игр.

 

За каждую представленную игру, в соответствии с аннотацией – 1 балл. За проведение д/игры в соответствии с методикой – 5 баллов.

Задание № 8.

«Объясни, что означает народная примета».

Командам предлагается прослушать народные приметы и объяснить, что означает примета.

Варианты:

Выходить куда – либо в дождь …. (к благополучной дороге).

Локоть чешется …. (на новом месте спать).

Левая ладонь чешется… (к деньгам).

Прищемить одежду в дверях… (быть еще раз в этом доме).

Нож упал… (придет мужчина).

Давать другому булавку…. (к ссоре).

Чтобы не поссориться, подавая соль….. (нужно засмеяться).

Есть с ножа …. (быть сердитым).

Если двое зевают одновременно… (значит, им вместе водку выпивать). Кошка мордочку прячет…… (на холод).

Кукушка кукует ….( хорошая погода будет).

Пауки плетут паутину…..(будет сухая и холодная погода).

Не сметай со стола рукой …..(не будет достатка).
Поперхнулся за столом …..(гость спешит).

Посуда бьется …..(к счастью).

За кем допиваешь, того грехи принимаешь.
Утром первым встретишь мужчину…..(удачный день), женщину…(к неудаче).
В чужом доме поперхнешься ….(через год опять там будешь).

За каждый правильный ответ команда получает балл.

 

Задание № 9.

Домашнее задание.

1) Представить материалы папок – передвижек для родителей по теме «Использование русского фольклора в воспитании и развитии ребенка».

 

Оценивается:

красочность, яркость, оригинальность оформления;

доступность изложения материала.

Каждая представленная папка оценивается по указанным критериям.

 

2) Представить альбомы (картотеки) по фольклору.

 

Оценивается:

эстетичность оформления;

оригинальность оформления;

разнообразие представленных жанров.

Каждая представленная картотека оценивается по указанным критериям.

 

Задание № 10.

Назвать формы работы по ознакомлению детей с русским фольклором(чтение, рассказывание, обыгрывание с помощью театра, инсценировка, рассматривание иллюстраций к произведению, беседа по содержанию, д/игры, ребусы на основе фольклорного произведения, слушание в аудиозаписи, и др.)

Из предложенных форм выбрать соответствующие.

Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.

 

Подведение итогов КВН, награждение победителей.

 

Раздаточный материал к КВН:

 

ОПРЕДЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР.

1

Что посеешь, то и пожнешь.

Щи да каша – пища наша.

Делу время – потехе час.

2

Хвост крючком, нос пятачком.

Стоит Антошка на одной ножке.

Железный конь скачет в огонь.

3

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи

И замочек отопри.

4

Дали Клаше

Каши с простоквашей.

Ела Клаша

Кашу с простоквашей.

5

Ой, ду – ду, ду – ду, ду- ду…

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала:

- На – ка, милый пастушок,

Ты спеши – ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит.

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашу кашкой кормить.

6

Что же делать, маменька,

Что родилась маленька.

Что же делать, родненька,

Хоть мала, да модненька!

7

Хвостом виляет, зубаста, а не летает.

В огне не горит, в воде не тонет.

Пятак есть, а ничего не купит.

8

Баю – баю – баюшок,

Кладу Машу на пушок –

Ну пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

9

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

10

Коза – хлопота

День – деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.

СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ

Составить пары из карточек, чтобы получилась пословица.

Что не болит, // то и не плачет.

Мал золотник, // да дорог.

Лучше торговаться, // нежели воровать.

Осла узнаешь по ушам, // а дурака по словам.

Молодость без любви, // как утро без солнца.

«Что это означает?»

(объясняем народные приметы)

Выходить куда – либо в дождь …. ______________________________

Локоть чешется …. _______________________________

Левая ладонь чешется… ________________________

Прищемить одежду в дверях… _________________________________

Нож упал… __________________________

Давать другому булавку…. _________________________

Чтобы не поссориться, подавая соль….. _______________________

Если двое зевают одновременно… _________________________

Кошка мордочку прячет…… ______________________________

Есть с ножа …. _________________________________

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

(на холод).

(быть сердитым).

(придет мужчина).

(к деньгам).

(к ссоре).

(значит, им вместе водку выпивать).

(нужно засмеяться).

(быть еще раз в этом доме).

(на новом месте спать).

(к благополучной дороге).

Кукушка кукует …. ______________________________

Пауки плетут паутину….. _________________________

Не сметай со стола рукой ….. _______________________

Поперхнулся за столом ….. ________________________

Посуда бьется ….. _______________________________

За кем допиваешь…. ______________________________
Утром первым встретишь мужчину….. ______________ , женщину… _________________
В чужом доме поперхнешься …. _______________________

Поздний листопад …….____________________

Радуга утром …..___________________________

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

( того грехи принимаешь).

( к счастью).

( хорошая погода будет).

(не будет достатка).
(гость спешит).

(к неудаче).

(через год опять там будешь).
(будет сухая и холодная погода).

(удачный день)

(к суровой и продолжительной зиме)

( к дождю).

Итог подводиться по результатам всех конкурсов.

Пожелания жюри педагогам:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Русский фольклор"

Данный материал будет интересен и полезен для тех воспитателей, кто углубленно работает по теме "Фольклор" ...

Консультация для воспитателей: «Использование русского фольклора с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном....

Викторина для воспитателей ДОУ "Русский фольклор"

В представленной викторине имеется презентация "Руский фольклор" с заданиями для трёх команд воспитателей и текст ведущего с правильными ответами....

Консультация для воспитателей: «Использование русского фольклора с детьми раннего возраста»

Консультация для воспитателей:  «Использование русского фольклора с детьми раннего возраста»...

Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в процессе воспитания и обучения детей в детском саду.»

Устное народное творчество, как ценнейший языковый материал, широкого используется в обучении и воспитании дошкольников. Это как игра, развлечение, но в тоже время через него дети по-другому  вид...

Мастер-класс для воспитателей занятие русский фольклор в младшей группе «Едем мы к Варварушке, на вкусные оладушки»

Использование малых фольклорных форм в младшей группеЯ работаю с самыми маленькими и очаровательными детьми детского сада. Многие, придя в детский сад, плохо говорят, а кто – то и вовсе молчит, ...