Консультация для педагогов Социальное и эмоциональное развитие детей.
консультация (средняя группа)
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-emotsionalnoe_razvitie_v_dou.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное города Ростова-на-Дону «Детский сад № 215»
344091 г. Ростов-на-Дону пр. Коммунистический 36/1 тел/факс 224-13-29 email: buratino215@mail.ru
ИНН/КПП 6168099008/616808001 ОГРН1021026104364252
Консультация для педагогов
Социальное и эмоциональное развитие детей.
Воспитатель Куницкая Татьяна Владимировна
МБДОУ «Детский сад №215»
города Ростова-на-Дону
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. Стержнем социально-личностного становления ребенка дошкольного возраста является социально-эмоциональное развитие. Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям, к самому себе. Дошкольный период отличается тем, что здесь эмоциональная сфера играет особо важную роль, чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизнедеятельности ребенка. При этом основную роль в развитии чувств ребенка, по мнению А.В.Запорожца, играет его практическая деятельность, в ходе которой он выступает в реальные взаимодействия с окружающим миром, и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения. Таким образом, выделили основные моменты эмоционального развития дошкольника:
1. Развитие эмоциональной сферы.
2. Регулирование эмоций
3. Наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми,
4. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
5. Проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения;
6. Темперамент ребенка.
С целью обеспечения приоритетного направления реализуется парциальная программа социального развития дошкольников «Я - человек» С.А.Козловой, которая полностью интегрируется в воспитательно-образовательный процесс. Социально-эмоциональное развитие в ДОО обеспечивается полноценная практика взаимодействия и речевого общения, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога, активизация его творческой деятельности через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы, способствующие вовлечению педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен, что позволяет:
1. Повысить качество образовательного процесса в дошкольном учреждении.
2. Стимулировать интерес и мотивацию педагогов к самообразованию.
3. Повышать уровень активности и самостоятельности.
4. Развивать навыки анализа и рефлексии своей деятельности.
5. Развивать стремление к сотрудничеству, эмпатии.
Кроме того, обеспечивается создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрываются новые возможности.
Реализуя социально- эмоциональное развитие дошкольников, перед педагогическим коллективом, где ребенок проводит большую часть своего времени, стоит задача создать условия для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития. Учитывая особую важность развития ребенка, педагоги определили задачу социально-эмоционального развития как приоритетную:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Предлагается педагогам в своей образовательной деятельности использовать такие способы и методы позитивной социализации, а именно:
- Создание условий для эмоционального благополучия детей;
- Воспитывать у них положительное отношение к окружающим;
- Формировать коммуникативную компетентность;
- Развивать социальные навыки;
- Формировать представление о правилах поведения и базовых культурных ценностях, принятых в обществе, посредством коммуникативных практик, игровой деятельности.
Для реализации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников, воспитатели и специалисты ДОО в своей работе должны использовать разные виды деятельности:
- игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества;
- коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым;
- предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире;
- изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие;
- наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет социальные чувства;
- проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Модернизация системы отечественного образования и ориентир на инновационный путь развития обуславливают высокую активность разработки и внедрения новых образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Использование новых подходов, методов и технологий позволяют не только заниматься воспитанием у подрастающего поколения общей культуры, но и формировать умения вести здоровый образ жизни, адекватно реагировать на стрессовые ситуации, адаптироваться к различным условиям жизни и жизнедеятельности, защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. С наступлением осени, похолоданием, иногда можно заметить изменение в поведении детей, к сожалению, не всегда в лучшую сторону, такие изменения характеризуются наличием чувства необоснованной тревоги и напряжения, депрессией, сонливостью, по утрам отсутствием традиционного чувства бодрости; тревожит появление у детей излишней активности или, напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Спокойный, уравновешенный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Такие варьирования могут действовать на психику, особенно на эмоциональное состояние.
Коллективу педагогов необходимо совершенствовать предметно-развивающую среду, составлять тематические планы, разрабатывать НОД, подбирать диагностический инструментарий, подбирать атрибуты, развивающие пособия и игры, разрабатывать глоссарий «Календарь эмоций». Содержательная связь между разными образовательными областями позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. Эффективная форма работы является театрализация, данное направление позволяет формировать опыт социально-эмоциональных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне. Продуктивный метод налаживания здорового психологического климата в детском коллективе является Декады психологии - это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Возможность проявить творческую активность в реализации собственных замыслов, используя собственный опыт. Декада психологии - является школой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Становление различных сфер самосознания ребенка происходит на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности Донского края, с учетом национальных ценностей и традиций. В наше время для физического и духовного воспитания подрастающего поколения очень важно использовать традиционный потенциал, накопленный многолетним жизненным опытом родного края. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Народная игра, выполняя различные воспитательные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Педагогами ДОУ эффективно применять и использоватьв работе народные игры в сочетании с игровыми ситуациями и дополнительными игровыми методиками. Это позволяет ребенку :
- овладеть опытом правильного поведения в игре и организаторскими умениями;
- справиться с отрицательными переживаниями (беспокойством, страхом, неуверенностью в себе), скованностью и нерешительностью в общении, с неумением постоять за себя.
При организации игровой деятельности воспитатель не просто наблюдатель, а активный участник. Необходимо активно использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал, это – один из действенных и ярких средств. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и широко используются детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Тесное взаимодействие со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, социальным педагогом, педагогом-психологом, помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-эмоциональных навыков.
Использование разнообразных приемов позволяет включать в традиционную систему новое содержание и способствует созданию позитивной социализации и профилактики психоэмоционального напряжения Эта система позволяет решать не только здоровьесберегающие задачи, но и задачи по формированию разумного поведения в отношении своего физического и психического здоровья. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а выступает творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. Следует подчеркнуть, что процесс социального и эмоционального развития детей не ограничен рамками одного вида деятельности, временем или сферой активности дошкольника.
Социальное и эмоциональное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом.
Литература:
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).
- Микляева Н. В. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика-Синтез, 2011
- Микляева Н.В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика теория воспитания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издательский центр «Академия» 2013г
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, «Владос», 1995.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
- Юрчук Екатерина. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2008 г.
Приложение №1.
Игры и упражнения, развивающие социальною и эмоциональную сферу
Игра «Назови ласково»
Цель: Развивать позитивное самовосприятие.
Ход: Ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома, дети повторяют.
Игра «Комплименты»
Цель: Развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.
Ход: Дети друг другу говорят комплименты, говорят друг другу добрые слова.
Игра «Газета»
Цель: Развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров общения.
Ход: На пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.
Игра «Молекула»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.
Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.
Игра «Колокольчик»
Цель: сплотить детский коллектив.
Ход: Дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.
Игра «Я чувствую»
Цель: Развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: Детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет изображенное чувство и говорит, когда он его испытывает.
Игра «Руки»
Цель: Развитие умения принимать настроение других людей.
Ход: Дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться с руками, поссориться руками, помириться руками, удивиться руками.
Игра «Наоборот»
Цель: Осознание и принятие себя, своих черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу, Тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.
Игра «Я умею»
Цель: Развитие адекватной самооценки; нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Ход: Дети сидят в кругу. Ведущий каждому кидает мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
Игра «Назови героя»
Цель: учить соотносить эмоциональные состояния и их внешние проявления с героями сказок.
Ход: Ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.
Игра «Бумажные развалы»
Цель: Расширение опыта позитивного взаимодействия; развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Ход: Сразу оговорить, что дети после занятия все убирают. Затем предлагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.
Игра «Спаси птенца»
Цель: Познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход: дети представляют, что у них в руках маленький беспомощный птенец. По сигналу ведущего они вытягивают руки вперед ладонями вверх, затем приближают их к себе. Медленно, по одному пальчику складывают ладони, прячут в них птенца, дышут на него, согревают своим ровным спокойным дыханием. Затем раскрывают ладони и выпускают птенца, представляя, как он радуется свободе. Дети улыбаются, прощаясь с птенцом.
Игры на сотрудничество
Игра «Пузырьки»
Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.
Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения.
Игра «Парашют»
Ход: Восемь-десять детей берутся за края ткани или покрывала, в центре которого помещается надувной мяч. Совместными усилиями дети стараются заставить его подпрыгнуть или прокатиться по краям «парашюта» так, чтобы он не упал.
Игра «Мы - туристы»
Ход: Дети на протяжении всего «путешествия», преодолевая различные препятствия, должны держаться за руки.
Игра «Доброе животное»
Цель: Развитие чувства единства.
Ход: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз: тук - шаг вперед, тук – шаг назад.
Коллективные работы детей в продуктивных видах деятельности, нацеленные на получение совместного результата (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, спортивные эстафеты и т.д.) способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями.
Данные игры создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения; объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия, как средство социального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия способствует социальному и эмоциональному развитию ребенка, так как наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, в наиболее сообр...
Консультация для педагогов на тему:«Эмоциональное благополучие детей.Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?»
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....
Консультация для педагогов на тему: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума , эмоционального и рационального , их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе всем больший интерес и приобретает особую актуально...
Основы разработки и реализации программ социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста
Основы разработки и реализации программ социального и эмоционального развития детей дошкольного возраста...
План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...
Родительское собрание Роль игрушки в социальном и эмоциональном развитии детей
Цель: Рассказать родителем о значительности игры и игрушек в развитии детей, развивать навыки игры со своим ребёнком.Задачи:Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности;Рассказы...
- Мне нравится (1)