Сказкотерапия, как средство социального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_socialnogo_i_emocionalnogo_razvitiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
как средство социального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Метод сказкотерапии направлен на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Он имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказывать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, передавать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки.
Каждый раз дети ожидают встречи со сказочными героями и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном.
Задачи:
- Развивать речь детей с помощью:
- Пересказывание сказок;
- Рассказывания сказок от третьего лица;
- Группового рассказывания сказок;
- Рассказывания сказок по кругу;
- Сочинения сказок.
- Выявить и поддержать творческие способности.
- Снизить уровень тревожности и агрессивности.
- Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
- Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
В ходе работы можно использовать следующие методики:
- «Лесенка» - исследование самооценки.
- Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.
- Беседа о страхах. Модификация по: Захаров А. И.
Занятия также могут включать в себя игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения, решение проблемных ситуаций, свободное и тематическое рисование, релаксационные этюды и др.
Основные этапы работы
Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.
Пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображают животных, играли в различные пальчиковые игры.
Сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети еще и рисовали сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну и т.д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.
Сначала работу по методу сказкотерапии составляют такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.
Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей.
В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку нужна возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.
Психодинамические медитации – это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.
Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию может использоваться несколько приемов:
- Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица
- Групповое рассказывание сказок
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения
- Групповое придумывание сказки
По итогам работы можно провести открытые занятия для родителей, индивидуальные консультации, короткие беседы.
После комплексной работы по методу сказкотерапии дети научаются думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...
План работы по социальному – эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в связи с последними изменениями обязательных требований к дошкольному образованию. Методики исследования социально-коммуникативного ...
Совместные детско-родительские проекты как средство социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в деятельности дошкольного образовательного учреждения методической разработки совместного детско-родительского проекта с и...
Сказкотерапия,как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, вз...
План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...