Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Блокада Ленинграда »
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города - блокаде;
дать представления о тяжелых днях в истории города-Героя Ленинграда; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.
Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, блокада, Дорога жизни.
Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к своей Родине, чувство благодарности и уважения к её защитникам.
Вызывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными людьми в годы ВОВ.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
- Чтение художественных произведений по теме
- Прослушивание песен и музыки военных лет
- Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе
- Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
- Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему «Снятия блокады…».
Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись звуков военных действий.
Ход НОД:
1.Организационный момент:
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение.
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок! Покажите мне ваши ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (Тепло)
Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим это тепло друг другу.
2.Основная часть.
А теперь закройте глаза. Что вы слышите? (Тишину) Это мирная тишина.
А теперь откройте глаза.
(Звучат звуки военных действий).
-Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей)
-Когда раздаются эти звуки? (Ответы детей)
-Слышны ли звуки выстрелов, взрывы снарядов в мирное время?
(Ответы детей)
А много лет назад, когда нас с вами еще не было на свете, была ВОВ с фашистской Германией.
-Ребята, а вы знаете, что такое война? (Ответы детей)
- А сейчас мы попробуем описать войну с помощью нескольких строк.
( На доске карточка со словом ВОЙНА)
- Война, какая она по характеру ?
(На доске карточки со словами ЖЕСТОКАЯ, СТРАШНАЯ, ГОЛОДНАЯ)
- Да, это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений.
- Что она делает?
(На доске карточки со словами УБИВАЕТ, РАЗРУШАЕТ, СТРЕЛЯЕТ)
- А что происходит с людьми, когда идет война?
(На доске карточки ЛЮДИ ПОГИБАЮТ ОТ ГОЛОДА И СНАРЯДОВ)
- Какое близкое по смыслу можно подобрать к слову война?
(На доске карточка со словом БОЛЬ.ГОРЕ)
Да, ребята война –это очень страшно. Она принесла много горя и несчастья людям.
- А сейчас рассмотрите эти картинки. Что на них изображено?
(Ответы детей : Каска, ложка, котелок, плащ-палатка)
- Как вы думаете, кому они принадлежат? (Ответы детей)
- Для чего они были нужны? (Ответы детей)
-Каска-защищала от пуль, ложка и котелок - для принятия пищи, плащ-палатка –укрывала от дождя и ветра.
Все эти вещи принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям.
Но героями были не только люди, но и города.
Сегодня о таком городе - герое мы с вами и поговорим. Это город Ленинград.
Слайд№1
- А может кто - то из вас вспомнить, как он назывался в годы войны?
(Ответы детей). 27 января в 2023 году исполнилось 79 лет снятие блокады Ленинграда.
Слайд №2
Много испытаний было у этого прекрасного города-наводнения, пожары, но война самое страшное испытание.
Фашисты окружили Ленинград со всех сторон, город и его жители дети, женщины и старики оказались в блокадном кольце.
Слад №3
- Ребята, а как вы понимаете блокадное кольцо?
-Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада- это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти. Вот в таком кольце жители Ленинграда жили 900 дней - это почти 2,5 года.
- Как вы думаете, какой была жизнь Ленинградцев? (Ответы детей).
- Почему? (Ответы детей).
Присядьте пожалуйста на стульчики и продолжим наше знакомство с жизнью Ленинградцев во время блокады.
Слад№4
Особенно тяжело было зимой. В квартирах было отключено электричество, топление, не работал водопровод. Город постоянно бомбили вражеские самолеты. Начались перебои с продуктами питания. Люди начали голодать.
Слад№5
-Как вы можете объяснить значение слова голодать? (Ответы детей).
Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его нахватало. Суточная норма хлеба для детей составляла -125 гр.
Слад№6
Показ на весах кусочек хлеба.
И был он по вкусу не таким, к какому мы с вами привыкли. Он был горьким и невкусным.
- Как вы думаете можно было наесться таким хлебом? (Ответы детей).
-Так его еще выдавали по карточкам, а если её потеряешь, то вообще останешься без хлеба.
Слад№7
И все -таки Ленинградцы нашли выход. По льду Ладожского озера водители везли в осажденный город хлеб и продовольствие.
Слад№8
Этот путь проходил по Ладожскому озеру.
Физминутка.
Ребята, я вам предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете по дороге жизни. У вас на ковре две полосы, нужно аккуратно по ним передвигаться, мимо не наступать, иначе провалимся, нам ведь главное перевести продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Заключительная часть.
-Это было тяжелое время. 900дней и ночей город был оторван от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобожден 27 января 1944 г.
В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием.
Слад№9
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город-герой.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь.
Слад№10
Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Все люди вспоминать должны
Про вечный подвиг Ленинграда.
Что перенес всю боль войны
Об этом вечно помнить надо!
-Выучим с вами это четверостишье и расскажем его своим близким друзьям и родным.
Мы с вами счастливые люди, мы живем в мирное время. Давайте дадим характеристику слову мир. ( На доске слово МИР)
Он какой? ( РАДОСТНЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ, КРАСИВЫЙ)
Что он делает? (ДРУЖИТ, РАДУЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ)
Что делают люди в мирное время? (ЛЮДИ ВСЕ СЧАСТЛИВЫ И РАДОСТНЫ)
Подберем близкое по смыслу слово к слову мир (СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ).
А теперь давайте почтим стоя минутой молчания блокада Ленинграда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»
Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»
Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...