Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Блокада Ленинграда »
план-конспект занятия (старшая группа)

Долгушева Светлана Александровна

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города - блокаде;

дать представления о тяжелых днях в истории города-Героя Ленинграда; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

 

Задачи:

ОбразовательныеЗакрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.

 Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, блокада, Дорога жизни.

ВоспитательныеВоспитывать любовь и гордость к своей Родине, чувство благодарности и уважения к её защитникам.

Вызывать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными людьми в годы ВОВ.

 

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
  2. Чтение художественных произведений по теме
  3. Прослушивание песен и музыки военных лет
  4. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе
  5. Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
  6. Рассказ о блокаде, стихи о блокаде… презентация-фильм на тему                          «Снятия блокады…».

Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись звуков военных действий.

Ход НОД:

1.Организационный момент:

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение.

Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок! Покажите мне ваши ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (Тепло)

Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим это тепло друг другу.

2.Основная часть.

А теперь закройте глаза. Что вы слышите? (Тишину) Это мирная тишина.

А теперь откройте глаза.

(Звучат звуки военных действий).

-Как вы думаете, что это за звуки?  (Ответы детей)

-Когда раздаются эти звуки?   (Ответы детей)

-Слышны ли звуки выстрелов, взрывы снарядов в мирное время?

 (Ответы детей)

А много лет назад, когда нас с вами еще не было на свете, была ВОВ с фашистской Германией.

-Ребята, а вы знаете, что такое война? (Ответы детей)

- А сейчас мы попробуем описать войну с помощью нескольких строк.

( На доске карточка со словом ВОЙНА)

  - Война, какая она по характеру ?

(На доске карточки со словами ЖЕСТОКАЯ, СТРАШНАЯ, ГОЛОДНАЯ)

- Да, это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушений.

- Что она делает?

(На доске карточки со словами УБИВАЕТ, РАЗРУШАЕТ, СТРЕЛЯЕТ)

- А что происходит с людьми, когда идет война?

(На доске карточки ЛЮДИ ПОГИБАЮТ ОТ ГОЛОДА И СНАРЯДОВ)

- Какое близкое по смыслу можно подобрать к слову война?

(На доске карточка со словом БОЛЬ.ГОРЕ)

Да, ребята война –это очень страшно. Она принесла много горя и несчастья людям.

 

-  А сейчас рассмотрите эти картинки. Что на них изображено?

  (Ответы детей : Каска, ложка, котелок, плащ-палатка)

- Как вы думаете, кому они принадлежат? (Ответы детей)

- Для чего они были нужны? (Ответы детей)

 -Каска-защищала от пуль, ложка и котелок - для принятия пищи, плащ-палатка –укрывала от дождя и ветра.

Все эти вещи принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям.

Но героями были не только люди, но и города.

 

Сегодня о таком городе - герое мы с вами и поговорим. Это город Ленинград.

 Слайд№1

- А может кто - то из вас вспомнить, как он назывался в годы войны?

(Ответы детей). 27  января в 2023 году исполнилось 79 лет снятие блокады Ленинграда.

 

 

 

 

 

Слайд №2

 

Много испытаний было у этого прекрасного города-наводнения, пожары, но война самое страшное испытание.

Фашисты окружили Ленинград со всех сторон, город и его жители дети, женщины и старики оказались в блокадном кольце.

Слад №3

- Ребята, а как вы понимаете блокадное кольцо?

-Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада- это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти. Вот в таком кольце жители Ленинграда жили 900 дней - это почти 2,5 года.

- Как вы думаете, какой была жизнь Ленинградцев? (Ответы детей).

- Почему? (Ответы детей).

 

Присядьте пожалуйста на стульчики и продолжим наше знакомство с жизнью Ленинградцев во время блокады.

Слад№4

Особенно тяжело было зимой. В квартирах было отключено электричество, топление, не работал водопровод. Город постоянно бомбили вражеские самолеты. Начались перебои с продуктами питания. Люди начали голодать.

Слад№5

-Как вы можете объяснить значение слова голодать? (Ответы детей).

 

Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его нахватало. Суточная норма хлеба для детей составляла -125 гр.

Слад№6

Показ на весах кусочек хлеба.

И был он по вкусу не таким, к какому мы с вами привыкли. Он был горьким и невкусным.

- Как вы думаете  можно  было наесться таким хлебом? (Ответы детей).

 

-Так его еще выдавали по карточкам, а если её потеряешь, то вообще останешься без хлеба.

Слад№7

И все -таки Ленинградцы нашли выход. По льду Ладожского озера водители везли в осажденный город хлеб и продовольствие.

Слад№8

  Этот путь проходил по Ладожскому озеру.

 

Физминутка.

Ребята, я вам предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете по дороге жизни. У вас на ковре две полосы, нужно аккуратно по ним передвигаться, мимо не наступать, иначе провалимся, нам ведь главное перевести продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.

Заключительная часть.

 

-Это было тяжелое время. 900дней и ночей город был оторван от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобожден 27 января 1944 г.

В город по железной дороге стали приходить   составы с продовольствием.

Слад№9

 

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город-герой.

На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь.

Слад№10

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Все люди вспоминать должны

Про вечный подвиг Ленинграда.

Что перенес всю боль войны

Об этом вечно помнить надо!

-Выучим с вами это четверостишье и расскажем его своим близким друзьям и родным.

Мы с вами счастливые люди, мы живем в мирное время. Давайте дадим характеристику слову мир. ( На доске слово МИР)

 

Он какой? ( РАДОСТНЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ, КРАСИВЫЙ)

Что он делает? (ДРУЖИТ, РАДУЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ)

Что делают люди в мирное время? (ЛЮДИ ВСЕ СЧАСТЛИВЫ И РАДОСТНЫ)

Подберем близкое по смыслу слово к слову мир (СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ).

А теперь давайте почтим стоя минутой молчания блокада Ленинграда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие в страну «Красивой речи».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речев...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи»

Данный конспект направлен на обобщение знаний детей старшей  группы, полученные в течения первого полугодия учебного года...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков (З) - (Ж)"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С -Ц»

Программное содержание:Совершенствовать речевое дыхание и дикцию. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ц]. Закреплять умение отвечать развернутым ответом. Познакомить детей с новыми загадк...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе   тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...