Консультация для педагогов ДОУ тема «Логические блоки Дьенеша» (для детей младшего возраста)
консультация (младшая группа)

Шевченко Светлана А.

Цель: оказание методической помощи педагогам в реализации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Консультация для педагогов ДОУ

тема «Логические блоки Дьенеша»

(для детей младшего возраста)

Подготовила: Шевченко С.А.

воспитатель 1 категории

                                                       

                                                         2022г.

Цель: оказание методической помощи педагогам в реализации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша.

Педагогам логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера  знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.

Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.

Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

Пособие рассчитано для детей с двух лет.

«Логические блоки» 

представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

  • четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
  • трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
  • двух размеров (большие и маленькие фигуры);
  • двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

 По задумке Дьенеша, в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию.

Игры с логическими блоками позволяют:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. 
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать
  • Развивать речь.
  • Успешно овладеть основами математики и информатики.

Данный комплект подходит для детей от 2 до 10 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.

Альбомы для занятий разбиты по возрастам: сначала ребенок выкладывает блоки (фигуры) прямо в альбоме, в котором указано какого цвета и формы. Накладываем цветные блоки на цветные изображения в альбоме – получается объёмная картинка.

Когда ребенок станет постарше, можно выкладывать на столе, опираясь на шаблон в альбоме.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Сначала надо познакомить ребенка с блоками.

  •  Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
  • Найти все фигуры такого же цвета, как выложенный блок (покажите, например желтый).
  • Затем можно попросить показать все блоки квадратной формы.
  •  Попросите малыша дать мишке все синие блоки, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем блоки по размеру, форме, толщине.
  • Попросите определить какой-нибудь блок по цвету, форме, размеру, толщине. 

В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем словом «блок».

Примеры игровых упражнений

Знакомство с кругом

1. «Дай Мишке такой же круг»

Показать ребёнку красный круг, попросить дать Мишке такой же по цвету.

2.»Что изменилось?»

На столе жёлтый круг. Закрыть глаза, поменять на зелёный. Покажи, какого цвета был круг? Был жёлтый, а стал зелёный.

3. «Бусы для куклы»

Начинаем выкладывать круги разного цвета и размера (большой – маленький), ребёнок продолжает, сравнивает.

4. «Выкладывание предметов из кругов»

Ребёнок накладывает на контуры круги определённого размера и цвета.

5. «Кто где живёт»

В большой домик «поселяем» большие круги, в средний – средние, а в маленький – маленькие.

Знакомство с квадратом

1. «Дай такой же»

Показать ребёнку большой зелёный квадрат, попросить дать такой же.

2. «Строимся парами»

Ставим в один ряд один большой и один маленький квадраты одного цвета.

Остальные пары ребёнок подбирает самостоятельно.

3. «Печём  пирожки»

На большую салфетку выложить по одному красные квадраты, сопровождая словами: «один, ещё один, и ещё один – много пирожков»

4. «Кто где живёт»

В нижние (квадратные) части двух домиков разложить все квадраты: в большой дом - большие, в маленький – маленькие.

5. «Узнай на ощупь»

Взрослый кладёт в мешочек любой круг и любой квадрат, просим ребёнка вынуть квадрат.

6. Выкладываем предметы

Выкладываем квадраты, выделяем ритм словами: красный – зелёный, красный – зелёный.

Знакомство с треугольником

Выкладываем предметы из треугольников

Рассмотреть с ребёнком картинки «юлы», «ёлочки», наложить на них треугольники такого  же размера и цвета.

1. Склеиваем разбитую тарелку

Предоставляем ребёнку возможность самостоятельно сложить красный круг из двух половин, сначала на столе, затем на рисунке. Уточнить. Какого цвета круг и его части, сколько их.

Также «склеиваем» жёлтую тарелку (из четырёх частей).

2. Поможем Мишке починить салфетки

Сначала складываем большой квадрат из двух частей (красных). Затем – из четырёх (жёлтый и синий). Уточняем количество, форму, цвет и размер частей.

3. Камешки на берегу

Полоска бумаги – «река». Взрослый кладёт любые части фигур – «камешки» на «своём берегу», а ребёнок – такие же на «другом берегу».

4. «Узнай фигуру на ощупь»

В мешочке части квадрата и круга. На ощупь определить: часть какой фигуры находится в мешочке.

5. «Придумай фигуры»

Это упражнение творческое, развивающее комбинаторные способности.

Из четырёх маленьких квадратов сложить как можно больше фигур.

6. «Я работаю волшебником»  (конструирование из фигур)

Накладываем соответствующие части фигур на изображения домика и парусника.

Прямоугольник взрослый  только называет, ребёнок познакомится с ним в дальнейшем.

Материал разработан с постепенным усложнением от второй младшей к подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский  сад  для детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего возраста"

Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей....

Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста»го сознания у детей дошкольного возраста»

В детском саду понятие толерантность не дается, чаще встречаются такие понятия как дружба, сострадание, любовь, понимание и мир. Эти понятия являются компонентом толерантности. Толерантность - тема зл...

Консультация для родителей на тему: «Логические блоки Дьенеша: учимся играя».

Консультация для родителей на тему:«Логические блоки Дьенеша: учимся играя»....

Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...