Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия- родина моя!» для старшего- подготовительного возраста
проект (старшая группа)

Шевердина Диана

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

                                   ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и страной, ее столицей и символами.

 

                                               ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье,  стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

                                          ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Тип  проекта:  тематический.

 

Срок проекта:  долгосрочный

 

Участники проекта: педагоги, дети, родители

 

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной город, село 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция) 


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

 

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

 анкетирование;

Фотоконкурсы;

праздники;

 

Сентябрь

«Моя семья»

1 Беседа на тему «Дерево держится корнями, а человек семьёй».

2 НОД «Самый дорогой на свете человек»

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и село, где я живу».

1 прогулка «Моя улица»

2 беседа на тему «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»

3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5 составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6Утренник «Осеннее путешествие по родной стране»

7оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу на земле Алтайской»

1 НОД «Я живу на земле Алтайской»

2 рассматривание иллюстраций из книги «Алтай» В.Садчикова

3 беседа на тему «Красная книга области»

4 прогулка «Белая берёза под моим окном»

5 Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 беседа на тему «Большая и малая родина»

2 НОД«Россия- Родина моя»

3 беседа «Государственная символика России»

4 рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5 рисование «Русский национальный костюм»

6 Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»

Январь

«Краса ненаглядная»

1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 рисование «Золотая хохлома»

3 аппликация «Гжельская роза»

4 дидактические игры «Собери картинку», «найди похожие»

5 рисование « матрёшка»

6 Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

 

Февраль

«День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Защитники отечества»

3 чтение художественных произведений по теме

4 ручной труд : «Бескозырка, пилотка»

5 рассматривание картины «Богатыри»

6 Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать»

7 музыкально-спортивный досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Моя мама- лучше всех»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5 чтение стихов о маме

6 Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Издалека долго, течёт река Волга».

1 беседа о Волге, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки и людей, которые трудятся на реке.

2 рисование на тему «Волга – матушка»

3 аппликация «Подводное царство»

4 беседа на тему «Города нашей страны»

5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2 экскурсия к памятнику погибших воинов .

3 НОД «Мирная тишина»

4 музыкальная гостиная «поём и слушаем песни военных лет»

5 рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

6 заучивание стихов о войне

7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике

8 Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне»

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ «Моховской детский сад» -  «Большепанюшевский детский сад»

        

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Россия- родина моя!»

для старшего- подготовительного возраста

                                         ВОСПИТАТЕЛЬ: Шевердина Д. А.

2021г.

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

                                   ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и страной, ее столицей и символами.

                                               ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье,  стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

                                          ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной город, село 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция) 


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

 анкетирование;

Фотоконкурсы;

праздники;

Сентябрь

«Моя семья»

1 Беседа на тему «Дерево держится корнями, а человек семьёй».

2 НОД «Самый дорогой на свете человек»

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и село, где я живу».

1 прогулка «Моя улица»

2 беседа на тему «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу»

3 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4 рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5 составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6Утренник «Осеннее путешествие по родной стране»

7оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу на земле Алтайской»

1 НОД «Я живу на земле Алтайской»

2 рассматривание иллюстраций из книги «Алтай» В.Садчикова

3 беседа на тему «Красная книга области»

4 прогулка «Белая берёза под моим окном»

5 Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 беседа на тему «Большая и малая родина»

2 НОД«Россия- Родина моя»

3 беседа «Государственная символика России»

4 рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5 рисование «Русский национальный костюм»

6 Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка»

Январь

«Краса ненаглядная»

1 беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 рисование «Золотая хохлома»

3 аппликация «Гжельская роза»

4 дидактические игры «Собери картинку», «найди похожие»

5 рисование « матрёшка»

6 Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Защитники отечества»

3 чтение художественных произведений по теме

4 ручной труд : «Бескозырка, пилотка»

5 рассматривание картины «Богатыри»

6 Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать»

7 музыкально-спортивный досуг «Буду в армии служить, буду Родину любить»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Моя мама- лучше всех»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5 чтение стихов о маме

6 Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Издалека долго, течёт река Волга».

1 беседа о Волге, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки и людей, которые трудятся на реке.

2 рисование на тему «Волга – матушка»

3 аппликация «Подводное царство»

4 беседа на тему «Города нашей страны»

5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1 беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2 экскурсия к памятнику погибших воинов .

3 НОД «Мирная тишина»

4 музыкальная гостиная «поём и слушаем песни военных лет»

5 рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

6 заучивание стихов о войне

7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике

8 Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне»

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина – Сыктывкар»

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном возрасте, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «малой Родине»....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Юные защитники Родины".

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Юные защитники Родины"....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

Цель проекта: формирование у детей нравственно-патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.Задачи:расширение представлений о родине, о родном крае;закрепление знаний о государственной ...

Паспорт проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая родина"

ull;Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего города, достопримечательности....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и Родина моя» (подготовительная группа)

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и Родина моя» (подготовительная группа)...