Проект "Моя малая Родина"
проект (старшая, подготовительная группа)

Семеновых Елена Юрьевна
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenovyh_e.yu_.docx939.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Семеновых Елена  Юрьевна,

                                                                                   воспитатель 1 кв.категории

                                                                               Бектышский филиал МКДОУ

                                                                          Новобатуринский д/с «Петушок»

                                                                                           п. Бектыш.

                                                       Проект

«Моя малая Родина»

                                         

                                                   Актуальность.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины. 

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

 Цель: формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к своему дому, семье, детскому саду, родному городу.

Задачи:

-познакомить детей с понятиями, что такое «улица», «город», «Родина»? -познакомить детей с достопримечательностями своего города, самые известные места, памятники, места отдыха горожан.

-познакомить с национальными традициями родного края, города.

-познакомить с символикой города, страны (флаг, герб).

-развивать умения видеть красоту родного города, выражать свои эмоции.

-воспитывать любовь к природе и животным своего города и края.

- воспитать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему поселку.

Участники: дети, родители, воспитатели группы. Срок реализации: 9-23 января

Предполагаемый результат:  

-проявление         уважительного         отношения         к         своим         родным,         близким,

сверстникам,

-сохранение и развитие у детей чувства любви к своему городу,

-привитие доброго и бережного отношения к растениям и животным,

-привитие интереса к традициям своего народа, к его культуре,

-проект поспособствует развитию речи, активизации словарного запаса через выразительное чтение стихов, рассказов, прослушивание песен.

-развитие и пополнение развивающей среды, посредством привлечения помощи родителей.

-дети лучше смогут ориентироваться на территории детского сада.

-создание уголка патриотического воспитания.

Этапы.  

Подготовительный.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта. 

Постановка цели и задач.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Основной.

- консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Как часто звучат в наше время слова: «доброй души человек», «широкой души человек».  не менее часто: «падение нравственности», «деградация личности или общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания дошкольников. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу.

Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- Как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумаюсь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Мы учим ребенка с первых лет, жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так – же, как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили?

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России; своем поселке:
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста:

  • Знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
  • Знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой живет;
  • Знает, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва - столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна; имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Помните! Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, с детского сада:

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, не говорите ему такие слова и выражения: «Не

высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

Таким         образом,         подводя         итоги         можно         сказать,         что нравственно патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного гражданина.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей         работы         по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

  • изготовление стенгазеты «Наш город дорог нам», «Моя семья» - создание патриотического уголка в группе.
  • изготовлению         атрибутов         к         сюжетно-ролевым         играм         по темам: «Семья», «Детский сад», ряженье «Мамин сундучок».

  • викторина «А знаете ли Вы свой город(поселок)?».
  1. Назовите дату образования своего города(поселка) ?
  2. Крупнейшее предприятие города(поселка)?
  3. Главные улицы вашего города(поселка)?
  4. Памятники города(поселка)?
  5. Что изображено на гербе города(поселка)?
  6. Как называется эта улица? (фото) 7. Что располагается в этом здании? (фото)
  1. Численность населения нашего города(поселка)?
  2. Когда отмечаем день Города(поселка)?
  3. Когда отмечаем День Шахтера?
  4. В честь каких героев названы улицы?
  • фотовыставка «Прогулка по родному городу». «Моя мама самая, самая».
  • фотовыставка «Я помогаю папе…».
  • фотовыставка «Как мы отдыхали летом».
  • выставка рисунков «Дом, в котором я живу», «Моя семья».
  • экскурсия по группе «Мы здесь живём»,
  • экскурсия по территории детского сада  
  • знакомство и наблюдение за деревом березой

Сюжетно-ролевые: «Семья», «Детский сад», «Больница

Дидактические: «Угадай         по         описанию», «Идем         в         гости», «Вежливые слова», «Мамины помощники», «Кто что делает?», «Где что лежит?», «Кого чем накормим?»

Игры со строительным материалом: «Мой дом», «Наша улица». «Мебель для куклы Кати», «Будка для собачки».

Подвижные игры: игра-эстафета «Помоги маме собраться на работу», «Кто быстрее оденется?», «У медведя во бору», «Мышата в норках», «Лохматый пёс»

 

Заключительный.

Создание патриотического уголка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...