Конспект ОД по духовно — нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Масленица».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели;
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели».
Состав группы воспитанников: 18 человек (10 девочек +8 мальчиков), возраст детей - 5- 6 лет.
Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?
В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.
Место занятия в программе дошкольного образования: реализация вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБДОУ «Детский сад №44».
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности, в содержании ООД раскрывается культура и быт русского народа, обряд таинства крещения и христианские традиции.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предполагаемый результат:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;
- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.
ОО «Познавательное развитие»:
- имеют представление о старинных русских обычаях;
- развита познавательная активность;
- имеют представление о празднике «Масленница»;
- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
ОО «Речевое развитие»:
- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;
- обогащен словарный запас дошкольников;
- умеют составлять рассказы из личного опыта.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;
- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).
ОО «Физическое развитие»:
- развита общая и мелкая моторики ребенка;
-выполняют основные виды движений под музыку.
Форма ООД: занятие - игра.
Дидактическое обеспечение: макет избы (печка, самовар, стол, деревянная посуда, колыбелька) кукла-малыш, клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.
Технические средства обучения: интерактивная доска, магнитофон.
Предварительная работа:
- проведение ООД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;
- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- создание условий в предметно игровой среде группы;
- ознакомление с техникой рисования пером;
- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий
(дидактические игры, подвижные народные игры);
- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи;
- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
- лепка оберегов из соленого теста.
Методы и приёмы:
• Словесные (рассказ, беседа)
• Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
Приёмы: вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихов
- Чтение и рассматривание книг, просмотр презентаций
Материалы:
- Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.
- Открытки, календарь народных праздников.
- Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
- Аудиозапись «Звон колоколов».
Ход ОД:
Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.
Ребятки, подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Теплота наших рук
Обойдёт весь наш круг
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.
Загадка:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают! (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.
- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)
-Хотите об этом узнать? (ответы детей).
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте ещё одну загадку и тогда узнаете:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.
Воспитатель: Первый блин. (Вешает на доску картинку)
Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу. Для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель: Второй блин (вешает на доску картинку)
Второй день- вторник, называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Воспитатель: Третий блин (вешает на доску картинку)
Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.
Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(Поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Подайте блинца!
(Протягивают руки вверх ладонями) .
Воспитатель: Четвёртый блин (вешает на доску картинку)
В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.
Игра «Карусели». (обруч с лентами.)
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешивает блины на доску)
Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.
Воспитатель: Последний блин (вешает на доску картинку)
Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.
- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.
Список литературы
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslennitsa.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44»
Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях детей дошкольного возраста
«Лествица: ступеньки к красоте души»
Номинация: лучшая разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию
Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Масленица».
Автор: Степанкина Юлия Александровна, воспитатель
г. Арзамас, 2020г.
Пояснительная записка
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели;
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели».
Состав группы воспитанников: 18 человек (10 девочек +8 мальчиков), возраст детей - 5- 6 лет.
Актуальность: для каждого человека его имя – одно из самых главных слов на земле. И всех без исключения интересуют вопросы: что означает моё имя, как и когда оно появилось?
В процессе обмена знаниями о своих именах у детей возникает интерес к познанию общества, в котором они живут, а также к традициям и духовной культуре русского народа.
Место занятия в программе дошкольного образования: реализация вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБДОУ «Детский сад №44».
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: воспитание уважения и интереса у старших дошкольников к обычаям старины, к русскому фольклору через разные виды детской деятельности, в содержании ООД раскрывается культура и быт русского народа, обряд таинства крещения и христианские традиции.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предполагаемый результат:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- развито взаимодействие и общение ребѐнка с взрослыми и сверстниками;
- сформировано умение работать в коллективе, помогать друг другу в случае необходимости.
ОО «Познавательное развитие»:
- имеют представление о старинных русских обычаях;
- развита познавательная активность;
- имеют представление о празднике «Масленница»;
- проявляют интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
ОО «Речевое развитие»:
- развиты коммуникативные навыки, средства речевого взаимодействия со сверстниками и окружающими людьми;
- обогащен словарный запас дошкольников;
- умеют составлять рассказы из личного опыта.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
- развиты предпосылки смыслового понимания значения своего имени;
- применяют нетрадиционную технику рисования (роспись пером).
ОО «Физическое развитие»:
- развита общая и мелкая моторики ребенка;
-выполняют основные виды движений под музыку.
Форма ООД: занятие - игра.
Дидактическое обеспечение: макет избы (печка, самовар, стол, деревянная посуда, колыбелька) кукла-малыш, клубок, аудиозаписи, видеозапись, заготовки оберегов, гусиные перья, гуашь.
Технические средства обучения: интерактивная доска, магнитофон.
Предварительная работа:
- проведение ООД с детьми по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя»;
- беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»;
- создание условий в предметно игровой среде группы;
- ознакомление с техникой рисования пером;
- совместная деятельность воспитателя с детьми вне занятий
(дидактические игры, подвижные народные игры);
- индивидуальная работа с семьями детей по созданию видеозаписи;
- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
- лепка оберегов из соленого теста.
Методы и приёмы:
• Словесные (рассказ, беседа)
• Наглядные (показ иллюстраций, мультимедийная презентация)
Приёмы: вопросы и ответы, беседа, демонстрация книг, рассматривание, рассказы детей.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихов
- Чтение и рассматривание книг, просмотр презентаций
Материалы:
- Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов.
- Открытки, календарь народных праздников.
- Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».
- Аудиозапись «Звон колоколов».
Ход занятия:
Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.
Ребятки, подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Теплота наших рук
Обойдёт весь наш круг
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.
Загадка:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают! (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.
- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)
-Хотите об этом узнать? (ответы детей).
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте ещё одну загадку и тогда узнаете:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.
Воспитатель: Первый блин. (Вешает на доску картинку)
Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу. Для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель: Второй блин (вешает на доску картинку)
Второй день- вторник, называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Воспитатель: Третий блин (вешает на доску картинку)
Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.
Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(Поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Подайте блинца!
(Протягивают руки вверх ладонями) .
Воспитатель: Четвёртый блин (вешает на доску картинку)
В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.
Игра «Карусели». (обруч с лентами.)
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешивает блины на доску)
Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.
Воспитатель: Последний блин (вешает на доску картинку)
Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.
- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.
Список литературы
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: « Мой род – моя семья»
Материал этого занятия поможет воспитывать в детях любовь, заботливое отношение и сопереживание к членам своей семьи, вызвать желание узнать больше о своем роде и предках, обогащать и акти...
Сборник методических разработок конспектов организованной образовательной деятельности по основам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «В СЕРДЦЕ ТВОЕ СТУЧУСЬ»
Актуальность сборника и педагогическая целесообразность духовно-нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что память предков, любовь и уважение к Отечеству его культуре, вера в добро и ...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде...
Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")
Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....