Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_-_tesha.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Река Теша»
Цель: ознакомление детей с водоемом города Арзамаса.
Задачи:
-формировать у детей представление о реке Теше, ее прошлом и настоящем, ее обитателях;
- учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.
- познакомить с проблемой загрязнения реки, прививать навыки экологической культуры;
- формировать у детей гуманные чувства, бережное отношение к природным ресурсам родного края;
-воспитывать любовь к малой родине и к реке Теше;
-развивать память, любознательность, интерес у детей.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды;
-чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой;
-чтение сказки «Путешествие Капельки»;
-знакомство с круговоротом воды в природе.
Средства: карта Арзамаского района с изображением реки, краски, кисточки, альбомные листы.
Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадки, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.
Использование ИКТ: мультимедийная презентация, слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, физкультурная минутка.
Ход занятия
В-ль: Ребята, посмотрите как за окном стало серо и уныло, солнышко совсем не светит и не греет. Листья уже практически облетели, птицы улетели в теплые края. Какое время года сейчас идет? А какое скоро наступит? Да, все живое готовится к зиме. А я сегодня нашла в группе письмо, но письмо совсем не радостное. Наша река Теша заболела и просит вас ей помочь, вылечить ее. А вы знаете, что такое река?
Отгадайте загадки:
1. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)
2. Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (Море.)
3. Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)
Восп-ль – Река, море, болото, ручей. – Как можно назвать их одним словом? (Водоемы.). Да, это примеры разнообразных водоемов, в которых существует жизнь. А скажите, кому нужна вода? (Ответы детей). Значит для жизни животным, растениям, человеку необходима чистая вода. А где можно ее взять сейчас? А раньше?
А еще вода дает начало рекам. Какие реки бывают? (слайды о реках) Какие реки вы знаете? На реках строят мосты, заводы, города. Наш город ( как он называется)тоже стоит на реке. ( слайд Арзамаса) Ее название Теша. Говорят в старину на реке жил купец вместе с двумя сыновьями. И звали его Теш. Купец занимался рыбным и пушным промыслом и был очень знаменит. К нему приезжали другие рыбаки и говорили «Поеду к Тешу», «Еду от Теша», поэтому и река получила свое название – Теша. Свое начало река берет на юге области на Приволжской возвышенности и впадает в реку Ока недалеко от г. Муром. Длина реки 310 км, раньше она была широкой и чистой.. Правый берег высокий, левый – низкий. В реке водилось много рыбы(язь, щука, окунь, налим, плотва ) можно было поймать раков, которые живут только в чистой, проточной воде, цвели цветы. Протекала река с востока на запад и использовалась для прогулок и промысла. Затем в 1578 году на берегу Теши было решено построить город, который получил название Арзамас. Кроме Арзамаса на Теше были построен еще город Лукоянов и поселок Шатки.
И жизнь реки стала потихоньку меняться.
Ах, какое наслажденье
В чудном городе гулять
Чистым воздухом дышать.
Речка вкруг него бурлит
Рыбой всякою кишит.
Вскоре, был завод воздвигнут
Там товары выпускают
За границу отправляют
Грязь же в речку всю сливают
От нее все погибает.
Речку люди посещают
Ветки ломают, костры разжигают
После их отдыха на берегах
Мусор валяется, бумага в волнах.
А потом проложили трассу
Потоком машины поехали сразу
Моют машины чистой водой
В реку сливают всякий отстой
Чахнут рощи день за днем
Погибает водоем.
Мы кричим всему народу
Берегите люди воду!
В-ль: Ребята, для чего нужны реки? Как себя нужно вести около реки? Как содержать реки в чистоте? Наша река большая или маленькая? Какие рыбы жили в Теше? Давайте вспомним, как появляются реки? Физкульминутка.
В-ль: Я буду мамой- тучкой, а вы, ребятки детками-капельками. Как все дети капельки любили гулять и отпрасились у мамы на землю. Полетели капельки вниз и запрыгали по земле. Но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Потекла речка и попала в море. Плавали капельки в море и вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме- тучке.(муз.пауза?)
Восп-ль: Шло время, города становились все больше и больше, а река Теша чувствовала себя все хуже и хуже. (можно слайды Теши в современных условиях). И тогда попросила Теша о помощи. Сможем мы с вами ей помочь? Как? Конечно, нельзя ничего сливать в реку и загрязнять ее воды, ее берега, обязательно убирать за собой, да и за другими, если вы видите, что мусор калечит природное состояние Теши.
Ну чтож, ребята, вот наша река и вдохнула с облегчением, а чтобы ей стало еще лучше, предлагаю вам нарисовать рисунки о нашей реке и повесить их в нашей группе. Приглашаю вас за столы, возьмите краски, листы и нарисуйтето, что вы хотите пожелать и подарить нашей красавице реке.( работы детей)
На карте Тёша - ниточка тонкая,
Совсем не знаменитая река
Но может это тоненькая нить
С делами предков нас соединить
2 реб: Река водою медленно качнёт,
И оживать история начнёт.
На травах росы блещут, как алмаз,
Стоит над Тёшей город Арзамас.
3 реб: На карте Тёша-ниточка тонка,
Совсем не знаменитая река,
Друг, посмотри попристальней окрест:
В России нет не знаменитых мест.
В-ль: А мы хотим совсем немного
Чтоб ты, любимая река
Была чистейшей очень долго
А мы придем наверняка.
И будем плавать и купаться
И кувыркаться и нырять
А можно в мячик наиграться
На берегу позагорать.
И детский хохот и веселье
Услышат все издалека
Тебе поклон наш на прощанье
Наша любимая река.
Рефлексия: Ну что ж , ребята, сегодня мы с вами познакомились с нашей родной речкой, которая называется… Как вы думаете, смогли мы помочь нашей речке? Как мы с вами ей помогали? Я думаю, наша Теша поправится и все у нее будет хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...
Конспект занятия по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Мальчики и девочки: разные или похожие?...
Конспекты занятий по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предлагаю подборку к конспектам из серии занятий ОНР....
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "О чём поёт весна?"
Познавательно-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование у детей представлений о весенних изменениях, происходящих в природе....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста - «Спешите делать добро»
: формирование у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях. Воспитывать социальные чувства, активную жизненную позицию...
Конспект занятия по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Добрые люди»
Конспект занятия...
Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»
Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...