Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кантова Наталья Александровна

Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_-_tesha.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Река Теша»

Цель: ознакомление детей с водоемом города Арзамаса.

Задачи:

-формировать у детей представление о реке Теше, ее прошлом и настоящем, ее обитателях;

- учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.

- познакомить с проблемой загрязнения реки, прививать навыки экологической культуры;

- формировать у детей гуманные чувства, бережное отношение к природным ресурсам родного края;

-воспитывать любовь к малой родине и к реке Теше;

-развивать память, любознательность, интерес у детей.

Предварительная работа:

- беседа с детьми о значении воды;

-чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой;

-чтение сказки «Путешествие Капельки»;

-знакомство с круговоротом воды в природе.

Средства: карта Арзамаского района с изображением реки, краски, кисточки, альбомные листы.

Методические приемы: беседа, рассказ воспитателя, наблюдение, иллюстративно – наглядный материал, музыкальное сопровождение, загадки, физкультминутка, индивидуальная работа, групповая работа, предварительная работа, игровой прием, проблемная ситуация.

 Использование ИКТ: мультимедийная презентация, слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, физкультурная минутка.

Ход занятия

В-ль: Ребята, посмотрите как за окном стало серо и уныло, солнышко совсем не светит и не греет. Листья уже практически облетели, птицы улетели в теплые края. Какое время года сейчас идет? А какое скоро наступит? Да, все живое готовится к зиме. А я сегодня нашла в группе письмо, но письмо совсем не радостное. Наша река Теша заболела и просит вас ей помочь, вылечить ее. А вы знаете, что такое река?

Отгадайте загадки:

1. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)

2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река.)

2. Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (Море.)

3. Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото.)

Восп-ль – Река, море, болото, ручей. – Как можно назвать их одним словом? (Водоемы.). Да, это примеры разнообразных водоемов, в которых существует жизнь. А скажите, кому нужна вода? (Ответы детей). Значит для жизни животным, растениям, человеку необходима чистая вода. А где можно ее взять сейчас? А раньше?

А еще вода дает начало рекам. Какие реки бывают? (слайды о реках) Какие реки вы знаете? На реках строят мосты, заводы, города. Наш город ( как он называется)тоже стоит на реке. ( слайд Арзамаса) Ее название Теша. Говорят в старину на реке жил купец вместе с двумя сыновьями. И звали его Теш. Купец занимался рыбным и пушным промыслом и был очень знаменит. К нему приезжали другие рыбаки и говорили «Поеду к Тешу», «Еду от Теша», поэтому и река получила свое название – Теша. Свое начало река берет на юге области на Приволжской возвышенности и впадает в реку Ока недалеко от г. Муром. Длина реки 310 км, раньше она была широкой и чистой.. Правый берег высокий, левый – низкий. В реке водилось много рыбы(язь, щука, окунь, налим, плотва ) можно было поймать раков, которые живут только в чистой, проточной воде, цвели цветы. Протекала река с востока на запад и использовалась для прогулок и промысла.  Затем в 1578 году на берегу Теши было решено построить город, который получил название Арзамас. Кроме Арзамаса на Теше были построен еще город Лукоянов и поселок Шатки.

И жизнь реки стала потихоньку меняться.

Ах, какое наслажденье          

В чудном городе гулять

Чистым воздухом дышать.

Речка вкруг него бурлит

Рыбой всякою кишит.

 Вскоре, был завод воздвигнут

Там товары выпускают

За границу отправляют

Грязь же в речку всю сливают

От нее все погибает.

Речку люди посещают

Ветки ломают, костры разжигают

После их отдыха на берегах

Мусор валяется, бумага в волнах.

 А потом проложили трассу

Потоком машины поехали сразу

Моют машины чистой водой

В реку сливают всякий отстой

Чахнут рощи день за днем

Погибает водоем.

Мы кричим всему народу

Берегите люди воду!

 В-ль: Ребята, для чего нужны реки? Как себя нужно вести около реки? Как содержать реки в чистоте?  Наша река большая или маленькая? Какие рыбы жили в Теше? Давайте вспомним, как появляются реки? Физкульминутка. 

В-ль: Я буду мамой- тучкой, а вы, ребятки детками-капельками. Как все дети капельки любили гулять и отпрасились у мамы на землю.  Полетели капельки вниз и запрыгали по земле. Но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Потекла речка и попала в море. Плавали капельки в море и вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме- тучке.(муз.пауза?)

Восп-ль: Шло время, города становились все больше и больше, а  река Теша чувствовала себя все хуже и хуже. (можно слайды Теши в современных условиях). И тогда попросила Теша о помощи. Сможем мы с вами ей помочь? Как? Конечно, нельзя ничего сливать в реку и загрязнять ее воды, ее берега, обязательно убирать за собой, да и за другими, если вы видите, что мусор калечит природное состояние Теши.

Ну чтож, ребята, вот наша река и вдохнула с облегчением, а чтобы ей стало еще лучше, предлагаю вам нарисовать рисунки о нашей реке и повесить их в нашей группе. Приглашаю вас за столы, возьмите краски, листы и нарисуйтето, что вы хотите пожелать и подарить нашей красавице реке.( работы детей)

На карте Тёша - ниточка тонкая,

Совсем не знаменитая река

Но может это тоненькая нить

С делами предков нас соединить

2 реб: Река водою медленно качнёт,

И оживать история начнёт.

На травах росы блещут, как алмаз,

Стоит над Тёшей город Арзамас.

3 реб: На карте Тёша-ниточка тонка,

Совсем не знаменитая река,

Друг, посмотри попристальней окрест:

В России нет не знаменитых мест.

В-ль: А мы хотим совсем немного

Чтоб ты, любимая река

Была чистейшей очень долго

А мы придем наверняка.

И будем плавать и купаться

И кувыркаться и нырять

А можно в мячик наиграться

На берегу позагорать.

И детский хохот и веселье

Услышат все издалека

Тебе поклон наш на прощанье

Наша любимая река.

Рефлексия: Ну что ж , ребята, сегодня мы с вами познакомились с нашей родной речкой, которая называется… Как вы думаете, смогли мы помочь нашей речке? Как мы с вами ей помогали? Я думаю, наша Теша поправится и все у нее будет хорошо.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "О чём поёт весна?"

Познавательно-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование у детей представлений о весенних изменениях, происходящих в природе....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста - «Спешите делать добро»

: формирование у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях. Воспитывать социальные чувства, активную жизненную позицию...

Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»

Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...