Эффективные способы взаимодействия с родителями
консультация
Взаимодействие с семьей – одно из важнейших направлений деятельности педагога в ДОУ. В настоящее время очень малая часть родителей принимает активное участие в жизни ребенка в ДОУ, родители неохотно идут на контакт и их интерес ограничивается в основном как вел себя ребенок и что ел. Исходя из этого можно сказать, что выявление наиболее эффективных способов взаимодействия с родителями на сегодняшний день очень актуально. Чем интереснее организовано взаимодействие с родителями, тем более активно родители участвуют в жизни ДОУ. У родителей повышается заинтересованность, компетентность, доверие к педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivyne_sposoby_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные способы взаимодействия педагога с родителями
1) индивидуальные формы работы (беседы со специалистами, родительские часы);
2) коллективные формы работы (родительские собрания);
3) групповые родительские собрания;
4)день открытых дверей в группе;
5) детские утренники и праздники.
Используя данные формы работы, мы не всегда видим активное участие родителей, в основном они выступают пассивными слушателями и наблюдателями. Для того чтобы родители начали взаимодействовать с воспитателем нужно искать новые формы работы и дополнять стандартные.
Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа.
1. На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:
- Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)
- Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения («Комплимент», «Подарок», «Предмет рассказывает о хозяине», «Я в лучах солнца», «На что похожа наша группа»). С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).
- Презентация собственного ребенка – развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка, что бывает очень актуальным для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».
2. На втором этапе активное слушание родителей переходит в активное действие под руководством педагога. Общение с родителями выходит на новый качественный уровень, когда на основе наглядного, обучающего материала и игровой ситуации в доступной форме необходимо преподать сложный материал, отражающий особенности психического и социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными для достижения данных целей являются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
- КВНы – отработка теоретического материала на практике в игровой форме (использование коррекционно-развивающих игр в КВНе «Развитие внимания и памяти детей в игровой деятельности»);
- «Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания (изучение приемов воспитания семьи Никитиных на основе книг «Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);
- Ток-шоу «Есть мнение», «Большая стрика» - организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе. Когда начать, чтобы не опоздать?»);
- Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»);
- Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.
- Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);
- «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.
3. На заключительном этапе активное действие родителей под руководством педагога переходит в активное общение родителей друг с другом. Здесь важно активизировать их на обратную связь, развивать умение оперировать полученными знаниями в любой ситуации. На данном этапе превалируют более сложные формы взаимодействия с родителями, такие как:
Совместные занятия детей и родителей позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания);
- Круглые столы, родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Здесь может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.
- Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).
Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: "Эффективные способы взаимодействия воспитателя с родителями"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска» Методическая разработкаСеминар-практикум для педагогов ДО...
Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...
Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем це...
Семинар «Формирование эффективных способов взаимодействия родителей с детьми»
Данный семинар направлен на формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми в семье, ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия, привлечение внимания роди...
ГМО: «Эффективные способы взаимодействия с родителями с целью повышения мотивации к сотрудничеству»
Презентация на тему ГМО: «Эффективные способы взаимодействия с родителями с целью повышения мотивации к сотрудничеству»...