Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.
статья на тему
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если нам, педагогам важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
В данной статье описаны основные направления взаимодействия ДОУ с семьей, которые мы используем. И как привлечь родителей к сотрудничеству через проэктную деятельность (из опыта своей работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_s_semey_ya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы с родителями по экологии как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи.
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности педагога. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если нам, педагогам важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Что же мы можем сказать о современном родителе? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.
В нашем ДОУ взаимодействие с семьями воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для решения таких задач как:
- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей с целью полноценного и своевременного развития ребёнка
- целенаправленного образования родителей с целью повышения их грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения
- формирования активной позиции воспитательной роли семьи
Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей, которые мы используем в своей работе – это:
Направление | Формы |
Рекламное |
|
Диагностическое |
|
Психолого-педагогическое |
|
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе |
|
Мы заметили, что наиболее продуктивные и интересные формы работы с родителями это:
- групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
- мастер классы для родителей
- “Дни открытых дверей”,
- проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
- организация проектной деятельности (педагог – дети – родители)
- оформление наглядной педагогической пропаганды.
Я хочу поделиться опытом своей работы о том, как мы привлекали родителей к тесному сотрудничеству через проектную деятельность.
В рамках акции «Покормите птиц зимой», целью которой стало привлечь внимание детей и родителей к проблемам зимующих птиц, а также повысить уровень экологической активности населения, мы решили организовать проект на тему: «Кормушка для пичужки». Родители совместно с детьми проявляли творчество и фантазию при изготовлении кормушек, которые в последствии развесили на территории детского сада, приносили корм для птиц, дома изготовили листовки для других групп. На первом этапе проекта мы с детьми определили интересную для нас тему, обозначили цель, задачи, поговорили об ожидаемых результатах. Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребенка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. На втором этапе было проведено познавательное занятие на тему «Птицы», где мы закрепляли и систематизировали знания о перелетных и зимующих птицах. Развитие речи на тему «Какие разные птицы», где дети составляли рассказы о птицах, выделяя отличительные признаки. Рисовали синичку, лепили голубей, делали аппликацию «Снегири на ветке», где учились передавать характерные особенности строения птиц. Беседовали на темы «Как птицы к зиме готовятся», «Чем птицы питаются зимой, если нет кормушек», «Пользу или вред приносят птицы». Рассматривали картины, иллюстрации книг, журналов. Заключительным этапом стала тематическая выставка рисунков, конкурс на лучшую кормушку для птиц, фотовыставка «Как мы птицам помогаем». По итогам проекта все семьи, принявшие участие, были награждены благодарностями.
Продолжением воспитательно – образовательной работы стал следующий проект с родителями «Огород на подоконнике», целью которого было – формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Дать представление о том, как надо ухаживать за растениями в комнатных условиях и за изменениями, которые с ними произошли. Для этого предложили родителям помочь в организации проекта, принести контейнеры, землю, семена для посадки.
Домашним заданием для детей и родителей стало «прорастить любую культуру на подоконнике, составить рассказ о том, как за ней ухаживали и нарисовать рисунок. Организовали выставку этих работ.
Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, будут подмечать красоту растительного мира. У детей сформировались знания о росте растений в комнатных условиях.
Мною был проведен мастер- класс по изготовлению «Травянчика»
Цель мастер - класса: распространение и передача педагогического опыта, обучение приемам изготовления оригинальной игрушки – травянчика.
Что же такое «Травянчик?» это уникальная экологическая игрушка, выполненная вручную. Ее изюминка заключается в том, что Вы поливаете ее водой и через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень прикольную шевелюру. Наблюдать за процессом будет интересно и вам и вашим детям. После того как «волосы» травянчика немного подрастут, им можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова. Более того, зеленую травку можно использовать для корма животных.
В раздевалке группы была красиво оформлена и размещена «Копилка добрых дел». Мы предложили детям вместе с родителями в течение месяца записывать свои добрые дела, которые они совершили, и складывать в копилку.
Целью этой работы было:
- Развитие способностей оценивать состояние природы, принимать правильные решения по ее улучшению;
- формирование у детей чувства ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе
- формирование понимания необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.
Родители с радостью откликнулись на наше предложение, особенно много записочек складывали после выходных. Дети очень увлеклись заданием и даже на прогулке в саду, просили меня записывать их добрые дела.
У детей воспиталось эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Дети научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
В нашей группе было проведено родительское собрание в нетрадиционной форме ( в форме КВН), целью которого было повышение уровня экологической компетенции родителей, формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Наше собрание мы начали с того что предложили родителям быть на родительском собрании не просто обычными слушателями, а активными участниками диалога, где каждый из них закончил фразу: «Мой ребенок будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем мире, если я….»
После выступления воспитателя на тему: «Природа и мы», родители разделились на 2 команды.
1.Конкурс проходил под названием «Народная мудрость»
Мы предложили родителям начало русской народной поговорки, а их задача была вспомнить вторую ее часть. И дать ответ быстрее соперников.
Например:
Сломать дерево не долго, (растить годы)
Не нужна соловью золотая клетка, ( а нужна зеленая ветка)
Весна красна цветами, (а осень хлебами)
Во втором конкурсе «Знатоки» , мы использовали ИКТ.
Дети подготовили видеовопросы, на которые родители должны были ответить.
1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Потому что молодые)
2.Какие черные ягоды вы знаете? (Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина.)
3. Почему кошка вылизывает себя языком?
3 - ий конкурс «Разгадай ребус». В котором родители должны были поработать командой.
Мы раздали картинки с ребусами, какая команда быстрее все разгадает.
4-ый конкурс экологические ситуации.
Командам предлагались экологические ситуации, нужно было оценить эти ситуации, и предложить несколько вариантов ответов или альтернативный выход из данной ситуации.
1.Ситуация
Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему.
Задание: Какими могут быть объяснения папы? Дать несколько вариантов ответов.
Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы, будет нарушена экосистема пруда. И даже можно такими необдуманными действиями подвергнуть опасности существование всей популяции рыб.
Альтернатива (аквариум)
2. Ситуация
. В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели красивые цветы, пели птицы. Катя захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?
(Цветы - краса леса. Много людей приходит в лес, и все любуются ими. К тому же, в чашечках некоторых цветов, например, мак. Колокольчик, вьюн прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков. Так же в природе они предназначены для размножения растений (самоопыляющиеся растения) и пищи травоядным животным. А еще цветы бывают ядовитыми, в некоторых видах цветов содержится млечный сок, который может вызвать ожоги на теле.
Альтернатива: можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившееся растение.
Родители остались очень довольны формой проведения собрания. Отзывы были только положительные.
В течение года в детском саду проводились различные конкурсы рисунков на тему: «Золотая осень», «Зимушка, зима», «Весенняя капель». Наши родители принимали активное участие в изготовлении поделок из природного материала.
С детьми подготовительных групп провели всероссийскую викторину «Человек и природа», где дети показали высокий результат знаний.
Была проведена консультация для родителей в виде круглого стола «Зеленая аптека», где мы обменялись опытом использования дома лекарственных растений, как их выращивать, собирать, сушить.
Вместе с родителями мы решили создать «чудо-дерево», где вместо листьев будут висеть небольшие информационные записки о лекарственных растениях.
Заключение. Полагаем, что сегодня можно говорить о положительных результатах взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников: детский сад имеет достаточно высокий рейтинг среди родителей и других дошкольных образовательных учреждений, родители поддерживают педагогов и откликаются на наши предложения и начинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи "
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценност...
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)
Нетрадиционные формы работы с родителями (законными представителями) как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи (обобщение педагогического опыта)...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»
laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...