Рабочая программа воспитателя
рабочая программа (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
МБДОУ детский сад «Алтан Сэсэг»
с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа)
составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
на 2022 – 2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Алтан Сэсэг»
Утверждено:
Заведующая МБДОУ Детский сад «Алтан Сэсэг»
Галданова Д.Н.
_______________________
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
МБДОУ детский сад «Алтан Сэсэг»
с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа)
составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
на 2022 – 2023 учебный год
Воспитатель:
Смагина А.В.
2022 г.
Введение
Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержанием детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, расчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей (6-7 лет, подготовительная группа) и расчитана на 36 -37 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа является «открытием» и предусматривает вариативную, интегрированную, изменения и дополнения по мере необходимости.
Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным взаимодополняющим образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно– эстетическое развитие, физическое развитие.
В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Объём обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников. Соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками образовательных отношений составляет 60% и 40% соответственно.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования. При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29декабря2012г.№273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от17октября2013г.№1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от30августа2013г.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы воспитателя составленной с учетом федеральных государственных общеобразовательных стандартов дошкольного образования (подготовительная группа) составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- Владение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
- Развитие физических качеств.
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
- Правильное выполнение основных движений.
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
- Овладение подвижными играми с правилами.
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Бурятия, патриотического воспитания и здоровьесберегающих технологий.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Бурятию и Иволгинский район вчастности.
- формирование представлений о достопримечательностях родного района; его государственных символах.
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе.
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Республики Бурятия.
- ознакомление с картой Республики Бурятия.
Алгоритм деятельности:
- ставить перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;
- вовлекать дошкольников в решение проблемы
- намечать план движения к цели (поддерживать интерес детей и родителей);
- обсуждать план с семьями;
- обращаться за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составлять план-схему проведения проекта;
- собирать информацию, материал;
- проводить занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- давать домашние задания родителям и детям;
- поощрять самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);
- организовывать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составлять книгу, альбом совместный с детьми;
- подводить итоги (выступать на педсовете, обобщать опыт работы).
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовый вид деятельности | Периодичность | Интеграция образовательных областей |
Утренняя гимнастика | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Гигиенические процедуры | ежедневно | «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» |
Дежурства | ежедневно | «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» |
Прогулки | ежедневно | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие» |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Игра | ежедневно | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно | «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» |
Структура усовершенствованного двигательного режима
детей 5 - 7 лет
Формы организации | Особенности организации |
Физкультурно-оздоровительные мероприятия | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в группе. Длительность 7-10 минут. |
Двигательная разминка | Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статистических поз). Длительность 5-7 минут. |
Физкультминутка | Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 минут. |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. | Ежедневно, во время утренней прогулки, подгрупп, подобранных с учетом уровня ДА детей. 25-30 минут. |
Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность - 3-7 минут |
Индивидуальная работа по развитию движений. | Ежедневно, во время вечерней прогулки. Длительность- 10-12 минут. |
Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным массажем. | Ежедневно, в группах. Длительность - 5-7 мин. |
Организованная образовательная деятельность | |
Физическая культура | Три раза в неделю (одно на улице) в 1-2 половине дня. |
Музыкально-ритмическая | Длительность - 25-30 минут. Два раза в неделю. |
Бурятский язык | Длительность - 25-30 минут. Два раза в неделю |
Лепка/аппликация | Длительность - 25-30 минут. Один раз в неделю |
Рисование | Длительность – 25-30 минут. Два раза в неделю |
ФЭМП | Длительность – 25-30 минут. Два раза в неделю |
Развитие речи | Длительность – 25-30 минут. Два раза в неделю |
Окружающий мир | Длительность - 25-30 минут. Один раз в неделю |
Самостоятельная двигательная деятельность | |
Самостоятельная двигательная деятельность. | Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от инд. особенностей детей. |
Физкультурно-массовые занятия | |
Неделя здоровья | Два раза в год. |
Физкультурный досуг | Один раз в месяц |
Спортивный праздник. | Два-три раза в год, на открытом воздухе. |
Игры-соревнования между возрастными группами. | Один-два раза в год. |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи | |
Физкультурные занятия детей совместно с родителями | По желанию родителей |
Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада. | Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, туристических походов, посещения открытых занятий |
Перемещение детей по зданию | Примерно 20 мин в день |
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
3.1. Система физкультурно-оздоровительной работы -реализовать программу закаливания ,составленную на 2022-2023 год.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья, обширное закаливание и укрепление здоровья.
3.2. Региональный компонент, способствующий включению воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Бурятия.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
- приобщение к истории возникновения родного села; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Бурятию.
- формирование представлений о достопримечательностях родного района; его государственных символах.
- воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
- формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном селе;
- формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Республики Бурятия.
- ознакомление с картой Республики Бурятия;
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
3. Модель организации воспитательно- образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых ООД с повседневной жизнью детей
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
- совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
| Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе подгруппы)выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.
4. Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей
Старший дошкольный возраст
Образовательная область | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Социально – коммуникативное развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Физическое развитие |
|
|
5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- Явлениям нравственной жизни ребенка
- Окружающей природе
- Миру искусства и литературы
- Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
- Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, день народного единства, день защитника отечества и др.)
- Сезонным явлениям
- Народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
План воспитательной работы (помимо НОД и ОД в режимных моментах)
на 2022-2023 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...