Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2016 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
для первой младшей группы «A»
(разделы: музыка, лепка, рисование)
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом Комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Мир открытий»,
научный руководитель Л.Г. Петерсон,
под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г
воспитатели:
Желоватых О.Н.
Надым
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для группы первого младшего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
1.1. Музыка
Рабочая программа рассчитана на 37 учебных недель, 2 раза в неделю, продолжительность непрерывной образовательной деятельности в неделю для детей второго года жизни составляет не более 10 минут.
Программные задачи
• Развивать элементарное музыкально-эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку.
• Содействовать развитию музыкальной активности: певческой, музыкально-ритмической, игре на детских музыкальных игрушках-инструментах.
• Развивать музыкально-сенсорные способности.
• Содействовать развитию чувства любви к музыке, появлению музыкальных предпочтений.
Рабочая программа по «Музыкальному воспитанию» интегрируется в ходе реализации всех образовательных областей Программы. Программа реализуется с помощью непосредственно образовательной деятельности по плану музыкального руководителя, частично в свободной деятельности в группе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Слушание + пение + музыкально-ритмические движения + музыкальные (сюжетно-ролевые) игры | 37 |
2. | Слушание + пение + музыкально-ритмические движения + музыкальные (сюжетно-ролевые) игры | 37 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
к концу обучения ребенок
- выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в их повторном слушании;
- участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнять в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная);
- с удовольствием включается в пение интересных для него песен.
Содержание рабочей программы
Вызывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на ее характер и настроение, на музыкальный образ, доступный ребенку. Развивать элементарное музыкально-сенсорное восприятие некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков). Способствовать активным проявлениям детей в процессе слушания музыки. Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа. Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности песни. Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков. Приобщать к выразительному пению. Содействовать развитию элементарных певческих умений: напевному, протяжному пению; правильной певческой дикции; согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания; одновременному началу и окончанию песни. Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному с взрослыми, под аккомпанемент и без него. Побуждать детей к эстетическому восприятию музыки, используемой для музыкально-игровой и танцевальной деятельности, обращая внимание на ее характер, темп, на ее ритмическую выразительность. Приобщать к выразительному исполнению несложных танцев, хороводов, игр под музыку, вызывая желание детей с удовольствием участвовать в них. Содействовать развитию элементарных музыкально-ритмических умений: двигаться в соответствии с характером музыки (весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш); с изменением динамики звучания музыки (тихое и громкое звучание), регистров музыки (высокий и низкий). Приобщать к ориентировке в пространстве, к умению двигаться стайкой за взрослым, становиться в круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять его, становиться парами по кругу (мальчик спиной, девочка лицом в круг).
Содействовать выполнению элементарных танцевальных движений: хлопки в ладоши и по коленям, притопы одной ногой и попеременно, полуприседания с легким поворотом тела вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, выполнение движений с атрибутами. Побуждать детей активно участвовать в сюжетных музыкальных играх, посильно выполняя под музыку образные роли, понимать взаимоотношения в игре, в движениях. Увлечь детей звучащими музыкальными игрушками и детскими инструментами. Знакомить с тембром звучания различных игрушек (бубенчики, дудочка и т.п.), а также со звучащими игрушками типа шарманки. Знакомить с тембром звучания различных видов детских музыкальных инструментов: духовых инструментов (свирель, дудочка); ударно-клавишных (детское пианино, детские клавишные игрушки-инструменты). Эпизодически приобщать к музицированию на металлофоне.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года –май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения музыкального развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: музыкальный зал, оснащенный: смарт доска, фортепиано, музыкальный центр, магнитофон, синтезатор, проектор, картотеки музыкальных игр, музыкальные игрушки и т.д.
1.2. Лепка и рисование
Данная рабочая программа рассчитана на 37 учебных недель, 1 раз в неделю лепка, 1 раз в неделю рисование, продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей второго года жизни составляет не более 10 минут.
Программные задачи
• Обогащать ребенка яркими впечатлениями, развивать эстетическое восприятие окружающего мира; способствовать отображению впечатлений в художественной деятельности.
• Содействовать появлению у ребенка предпосылок позиции субъекта изобразительной деятельности (инициативный выбор вида деятельности, художественного материала, темы, образа, получения результата); вызывать интерес к результату действий, «живое видение» рисунка, поделки.
• Формировать предпосылки творчества (экспериментирование с содержанием ассоциативных образов, обыгрывание получившихся «каракуль», фигурок из глины и пластилина, словесно-игровое развитие сюжетных замыслов).
• Создавать условия для освоения элементарных способов изображения и технических умений, поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними.
• Приобщать ребенка к восприятию доступных произведений изобразительного искусства (скульптура малых форм, иллюстрации в книгах, предметы народного декоративного искусства, натюрморт).
Рабочая программа по лепке предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Предметная лепка, коллективная лепка | 37 |
2. | Рисование предметов, коллективное рисование | 37 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
к концу обучения ребенок
- выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании.
- с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье.
- в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.
- владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью.
- получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).
- испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.
Содержание рабочей программы
Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении с окружающим миром. Помогать видеть и чувствовать эстетические особенности предметов и явлений (зеленая сочная трава, яркие цветы, шумный дождь и ритмичный звон капели). Приобщать к восприятию доступных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства; развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений на картинах, в иллюстрациях книг, скульптурах. Развивать умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму (яркий колорит, блестящая поверхность игрушки). Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности.
Помогать осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке (в рисовании: ритмичные штрихи, пятна, линии – горизонтальные, вертикальные, пересекающиеся, округлые формы; в лепке: отщипывать, раскатывать, расплющивать кусочки глины; освоение рисовальных и пластических движений); развивать чувство ритма, цвета.
Поощрять инициативное обследование новых изобразительных материалов и стремление освоить способы действий с ними. Знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными правилами и приемами их использования (техника работы с гуашевой краской и кистью: прием захвата, набирать краску, промывать, осушать кисть); в игровой форме упражнять в свободном, смелом, более уверенном выполнении доступных изобразительных действий. Содействовать первоначальному освоению деятельности в сочетании всех ее структурных компонентов: мотивов (от интереса к материалу, поиска ассоциативного образа в своих «каракулях» до появления первых замыслов, стремления по собственной инициативе выразить впечатления о конкретных предметах, явлениях), предпосылок целеполагания в виде определения темы своих действий, выполнения их и получения результата. Стимулировать появление мотивов подлинно художественной деятельности: желания малыша рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Вызывать интерес к результату деятельности, «живое» видение созданного образа; поддерживать поиски малышом «ассоциативных» образов в получившихся штрихах и линиях и развитие на их основе сюжетно-игровых замыслов. Поддерживать чувство радости от процесса и результата, стремление поделиться радостью с взрослыми и детьми, удовлетворение от благожелательного внимания к рисунку окружающих людей.
Поощрять взаимодействие детей по поводу рисунков: стремление обыграть, рассказать, поделиться впечатлением, сопереживать чувствам других детей. Приучать детей сначала вместе с взрослым, а потом и самостоятельно убирать художественные материалы со стола, мыть руки после занятия.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, игрушки, демонстрационный материал, пластилин, глина, восковые и цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, краски для рисования пальчиками и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3.
3. Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
по художественно-эстетическому развитию (лепка) в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1, 2 | Мой детский сад (адаптационный период) | адаптационный период | |
3, 4 | Осень золотая | «Падают, падают, листья…» | Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина -отщипывать кусочки желтого цвета, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной «Дорожки» из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. Воспитывать самостоятельность. | |
Октябрь | 1, 2 | С бабушкиной грядки | «Огурец» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней; раскатывать толстый столбик, придавая ему форму овала. Развить точность движений. Учить понимать содержание потешки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
3, 4 | Фруктовый сад бабушки | «Яблоко» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока. Развивать логическое мышление. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
Ноябрь | 1, 2 | Мои меньшие друзья | «Печенье для кота» | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
3, 4 | Кто живёт на птичьем дворе? | «Вкусное угощение» | Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек .Учить лепить шар круговым раскатыванием в ладонях. Знакомить с формой шара на примере разных «угощений». Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
5 | Лесные обитатели – звери | «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» | Учить детей моделировать образ ежика: вставлять «иголки» в «туловище», вылепленное педагогом. Самостоятельно выбирать материал для деталей (спички, зубочистки, семечки и т. д.) Развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы. Воспитывать самостоятельность, интерес к лепке. | |
Декабрь | 1 | |||
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | «Зайчик» | Закреплять умение делить комок на две части скатывать в шар. Оставшийся пластилин разделить еще раз пополам, скатывать головку, оставшийся пластилин разделить еще раз пополам , раскатывать две палочки и приклеить, как ушки вместо глаз горошины, вызвать интерес к забавному зайчишке. Развивать внимание, слуховое восприятие. Воспитывать самостоятельность. | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | «Снеговики играют в снежки» | Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми (педагог лепить снеговиков, дети снежки).Учить лепить шар -раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | «Вот какая елочка» | Продолжать учить создавать образ ёлки, сотворчестве с педагогом и другими детьми: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу – столбику. Закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней (путем многократного повторения одного действия). Учить пользоваться стекой- делить столбик на кусочки (практическое освоения базового понятия «часть и целое»).Знакомить с зеленым цветом(по ассоциации). Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, интерес к лепке. | |
Январь | 2, 3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | «Солнышко – колоколнышко» | Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска(сплющенного шара) и лучиков (жгутиков)Показать возможность сочетания разных по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность. |
4 | В мире посуды | «Баранки для матрешки» | Учить детей скатывать прямыми движениями вперед- назад по дощечке «колбаски» из пластилина»; свертывать получившуюся «колбаску», плотно прижимая ее концы друг другу. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать аккуратность. | |
5 | В мире одежды | «Пуговицы для платья» | Развивать умение различать и называть основные цвета. Отделять маленькие комочки от большого куска пластилина, умение располагать комочки (пуговицы) на ограниченном пространстве; Учить называть существительные детали и части предметов(рукава, воротник, пояс, карманы, рюшки, юбка, кофта, пуговицы) Создать удовлетворение от результатов работы. Воспитывать бережное отношение к одежде. | |
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | «Погремушка» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина между ладоней шарик, а из него на дощечке прямыми движениями рук раскатывать столбик; украшать изделие. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
2 | Кто к кормушке прилетел? | «Птенчик в гнездышке» | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Птенчики в гнездышке». Учить детей лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции (червячки в клювиках).Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к птицам. | |
3 | Папин праздник | «Самолет» | Продолжать учить детей раскатывать на дощечке движениями вперед – назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать внимание. Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность. | |
4 | Мы едем, едем, едем… | «Дорога для поезда» | Учить раскатывать комочки пластилина прямыми движениями (столбики); развивать сюжетно-игровой замысел. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к лепке | |
Март | 1 | Мамин праздник | «Угощайся, Мамочка!» | Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Учить лепить шар и слегка сплющивать ладонями в диск для получения печенья и пряников. Развивать восприятие формы : показать разнообразие кондитерских изделий для обогащения зрительных впечатлений. Развивать мелкую моторику, координировать работу обеих рук Воспитывать заботливое отношение к маме. |
2, 3 | Весна пришла! | «Цветок» | Создать эмоционально –положительное настроение; формировать интерес детей к лепке; Развивать чувство формы и цвета . Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
4 | Удивительный мир цветов | «Мыльные пузыри» | Учить детей наносить пластилин на картон; делать «оттиски» на пластилине крышкой от фломастера. Развивать речь, чувство ритма, мелкую моторику пальцев. Воспитывать самостоятельность. | |
Апрель | 1, 2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | «Конфеты» | Продолжать учить детей круговыми движениями рук скатывать из пластилина шарики; прямыми движениями раскатывать толстые столбики; учить оформлять поделку. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
3 | Все работы хороши (профессии) | «Вкусный пирог» | Учить детей сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая ему форму лепешки; учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту. | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | «Приглашаем мишку, зайку, лисичку в гости» | Учить лепить разные конфеты (круглые, длинные, как палочки) круговыми и прямыми движениями ладоней; лепить печенье (раскатывание, сплющивание). Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным. | |
Май | 1, 2 | Забавные букашки (насекомые) | «Гусеница» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Учить осознанно, переключать внимание. Развивать умение различать и называть цвета. Воспитывать радостное настроение. |
3, 4 | Азбука безопасности | «Лесенка» | Продолжать закреплять знания детей об орудиях и предметах труда. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек. Развивать желание лепить. Воспитывать уважение к труду взрослых. | |
5 | Скоро лето! | «Вот какие ножки у сороконожки» | Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образы на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда- сюда» и слегка видоизменять форму – изгибать, дополнять мелкими деталями (ножки, глазки). Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность. |
Календарно-тематическое планирование
по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1, 2 | Мой детский сад (адаптационный период) | адаптационный период | |
3, 4 | Осень золотая | «Дождик, чаще, кап-кап-кап!» | Учить изображать тучу и дождь пальчиками или ватными палочками. Знакомить, с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | |
Октябрь | 1, 2 | С бабушкиной грядки | «Помидор» | -Учить закрашивать круговыми движениями, не выходя за контур; -развивать мелкую моторику руки; -проверить, как дети различают и называют овощи, их цвет и форму; -вызвать удовлетворение от собственной работы; -воспитывать самостоятельность. |
3, 4 | Фруктовый сад бабушки | «Домашнее консервирова-ние» | Учит детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речь, мышление. Воспитывать самостоятельность. | |
Ноябрь | 1, 2 | Мои меньшие друзья | «У кошки усы» | Учить правильно держать карандаш тремя пальцами чуть выше заточенной части, не сильно сжимая; левой рукой поддерживать лист бумаги; дорисовать усы кота путем ритмичного проведения коротких горизонтальных линий на близком расстоянии друг от друга. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать внимание. |
3, 4 | Кто живёт на птичьем дворе? | «Мяч» | Учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Рисовать кистью круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
5 | Лесные обитатели – звери | «Грибы для белочки» | Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формирование представления о том, что животные делают заготовки на зиму. Учить рисовать грибы. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность, интерес к изодеятельности. | |
Декабрь | 1 | |||
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | «Снежинки танцуют» | Учить рисовать красками; правильно держать кисть, смачивать ворс («хвостик»), набирать краску и ставить отпечатки приемом «примакивание». Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | «Снег идет» | Развивать у детей умение рисовать снег приемом примакивания; Формировать умение держать кисть тремя пальцами чуть выше металлической части, обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки. Воспитывать самостоятельность. | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | «Праздничная ёлочка» | Вызвать интерес к рисованию праздничной ёлки в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Разнообразить технику рисования кистью: учить вести кисть по ворсу и проводить прямые линии –«ветки». Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Показать наглядно взаимосвязь общей формы и отдельных деталей (веток). Формировать способы зрительного и тактильного обследования предметов. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | |
Январь | 2, 3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | «Снеговик» | Создавать у детей интерес к образу, учить раскатывать комочки круговыми движениями, соединять их вместе. Развивать внимание и восприятие. Воспитывать самостоятельность. |
4 | В мире посуды | «А у нашего двора, Снеговик стоял с утра…» | Закреплять навык закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз и слева направо всем ворсом кисти. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к рисованию. | |
5 | В мире одежды | «Дорисуй ниточку к шарику» | Учить проводить вертикальные линии, делая нужный нажим. Продолжать работу с четырьмя основными цветами. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность. | |
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | «Орехи для белочки»» | Формировать умение узнавать в нарисованном ,знакомые предметы, рисовать в ограниченном пространстве; Развивать умение различать и называть качество предметов(гладкий, твердый); цвет( коричневый); форму (круг); величину( большая, маленькая); количество(много, один); Способствовать развитию ориентировки в пространстве; Создать радостное настроение, удовлетворение от результата работы. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
2 | Кто к кормушке прилетел? | «Корм для птичек» | Учить рисовать на целом листе, развивая чувство ритма; развивать мелкую моторику руки; продолжать формировать умение правильно держать кисть; Закреплять знание цвета(желтый), формы (круглые», величины (мелкие», количества (много); Воспитывать заботливое отношение к птицам. | |
3 | Папин праздник | «Праздничный салют» | Вызвать интерес к рисованию салюта в сотворчестве с педагогом. Создать условия для экспериментирования с разными материалами. Продолжать освоение способа «принт»(печать): учить рисовать нетрадиционными способами -ставить отпечатки тряпочкой, ватными тампоном, пробкой. Воспитывать интерес к наблюдению красивых явлений в окружающем мире и отображению впечатлений в изодеятельности доступными изобразительно-выразительными средствами. Развивать мелкую моторику. | |
4 | Мы едем, едем, едем… | «Колеса поезда» | Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. Приучать работать коллективно. Развивать речь и мышление. Воспитывать самостоятельность , познавательный интерес. | |
Март | 1 | Мамин праздник | «Украсим платочек для мамы» | Формировать умение располагать узор; совершенствовать навык рисования пальцами, развивать чувство ритма; Формировать представление о значении прилагательных; развивать мелкую моторику, умение выполнять действия с предметами, различать и называть форму; воспитывать доброе и заботливое отношение к близким. |
2, 3 | Весна пришла! | «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» | Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми6 рисовать иголки –прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ ежика. Учить наблюдать за творческой работой педагога действовать по подражанию. Вызвать желание рисовать ягодки и яблочки(ватными палочками или пальчиками). Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать любознательность. | |
4 | Удивительный мир цветов | «Цветочный хоровод» | Формировать представление о времени года (лето); Обогащать представление детей о растении и его строении (стебель , листья лепестки); Различать и называть цвета, чередовать предмету по цвету и величине, форме; Формировать умение правильно держать стержень губки тремя пальцами, обмакивать губку в краску, рисовать цветок способом примакивание, под словесное сопровождение «примакнули-подняли». Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать эмоционально- положительное настроение, удовольствие от результатов работы. | |
Апрель | 1, 2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | «Вот веселые матрешки, Ладушки, ладушки…» | Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; вызывать интерес к образу желание разрисовать матрешку; осваивать элементы декоративного узора (прямые пересекающиеся линии, точки, круги, ритм и чередование элементов, цветовых пятен), разукрашивая сарафан и передник матрешки. |
3 | Все работы хороши (профессии) | «Подарим Елене Васильевне красивые вёдра» | Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых. Побуждать детей делать приятный сюрприз для помощника воспитателя. Развивать у детей эстетическое восприятие. Рисовать пальчиками аккуратно, набирать необходимое количество гуаши. Примакивать ритмичными движениями руки. Воспитывать уважение к труду взрослых. | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | «Инструменты» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. Развивать память, речь и мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | |
Май | 1, 2 | Забавные букашки (насекомые) | «Домик для пчел». | Предложить выполнить усложненную конструкцию. Уделить особое внимание цветовому решению и украшению постройки. Учить «замыкать» пространство. -Развивать мелкую моторик. Координацию обеих рук, устойчивое внимание. -Активизировать активный и пассивный словарь детей -Воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку). |
3, 4 | Азбука безопасности | «Тили - тили –тили –бом! Загорелся кошкин дом». | Знакомить с правилами пожарной безопасности; учить рисовать поролоном; развивать образное воображение. Воспитывать , самостоятельность, аккуратность. | |
5 | Скоро лето! | «Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем. | Закреплять представление о грибах, которые растут в лесу. Учить передавать форму в лепке, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам леса. Упражнять в раскатывании пластилина круговыми движениями ладоней и сплющивании его пальцами в диск, в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук(создание палочки – ножки). Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая, их друг другу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к природе. |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей первой младшей группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании. | 2. с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье. | 3. в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма. | 4. владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью. | 5. получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.). | 6. испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми. | 7. участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнить в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная) | 8. с удовольствием включается в пение интересных для него песен |
1. выделяет любимые произведения, проявляет инициативу в повторном слушании.
2 балла – выбирает любимые книжки, несет их взрослому для совместного чтения.
1 балл – самостоятельно не выбирает книжек, но на вопрос взрослого, предлагающего выбор («Эту книжку будем читать или эту?»), отвечает довольно четко и уверенно.
0 баллов – не выражает предпочтений ни самостоятельно, ни в ситуации выбора.
2. с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду, семье.
2 балла – с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.
1 балл – иногда повторяет понравившиеся фрагменты стихов и сказок, слушает новые книжки, но не инициирует самостоятельно их чтение.
0 баллов – не повторяют фрагментов стихов и сказок, не проявляет интереса к их чтению.
3. в соответствующих ситуациях сопереживает герою литературного произведения, мультфильма.
2 балла – при чтении, просмотре мультфильмов, в случайно сложившихся жизненных ситуациях проявляет сопереживание по отношению к сверстнику (непосредственно эмоционально – воспроизводя те же эмоции, действием – пытаясь погладить, утешить, вербально – говоря «не плачь» или «жалко» и т.п.).
1 балл – самостоятельно не проявляет сопереживания, но может сделать это по предложению взрослого.
0 баллов – не проявляет сопереживания по отношению к сверстнику или герою литературного произведения ни самостоятельно, ни по предложению взрослого.
4. владеет (с разной степенью освоенности) изобразительной и пластической деятельностью.
2 балла – владеет изобразительной и пластической деятельностью достаточно хорошо: выполняет рисунки и поделки по программе и может пытаться воплотить собственные идеи.
1 балл – при организации изобразительной и пластической деятельности необходима помощь взрослого.
0 баллов – не проявляет интереса к рисованию и лепке, отказывается от деятельности или использует эти материалы не по назначению.
5. получает и выражает разными способами яркие эмоциональные впечатления при ознакомлении с предметами, природными явлениями как объектами предстоящей изобразительной деятельности (яркие игрушки на елке, одуванчики на лугу, шумный дождь и т.д.).
2 балла – ребенок самостоятельно замечает и открыто выражает яркие эмоциональные впечатления.
1 балл – ребенок может эмоционально реагировать на то или иное явление, предмет и пр. только после того, как взрослый обратит его внимание на него; при повторном наблюдении эмоциональная реакция может повторяться.
0 баллов – ребенок не проявляет выраженной эмоциональной реакции, на прямой вопрос взрослого: «Тебе нравится?» - пожимает плечами, дает отрицательный ответ и пр.
6. испытывает чувство радости от процесса и результата художественной деятельности, стремится поделиться радостью со взрослыми и детьми.
2 балла – ребенок увлеченно действует на занятиях и открыто выражает эмоции по поводу своего рисунка, поделки, демонстрирует окружающим (другим детям, родителям).
1 балл – ребенок не выражает особых эмоций по поводу своих рисунков, поделок, но на вопрос взрослого отвечает, что ему нравится собственная работа.
0 баллов – ребенок не выражает положительных эмоций в процессе и по окончании деятельности, в ответ на вопрос взрослого говорит, что ему не нравится его работа.
7. участвует в несложных танцах, хороводах под музыку, некоторые движения может выполнить в паре с другим ребенком. Может двигаться в соответствии с характером музыки (веселая – грустная, плавная – ритмичная)
2 балла – активно участвует в танцах, хороводах; двигается в соответствии с характером музыки, выполняет знакомые танцевальные движения.
1 балл – участвует в танцах, хороводах; может двигаться в соответствии с характером музыки и выполнять знакомые танцевальные движения, но не проявляет при этом активности и заинтересованности.
0 баллов – отказывается от участия в танцах, хороводах, плохо двигается под музыку.
8. с удовольствием включается в пение интересных для него песен
2 балла – с удовольствием, эмоционально включается в пение знакомых любимых песенок (ритмично двигается), подпевает знакомые слова.
1 балл – может подпевать знакомые слова песенок, но эмоциональное включение не наблюдается.
0 баллов – не включается в пение знакомых песенок (ни словами, ни движением).
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материал | Дата |
Сентябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Октябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Ноябрь | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Декабрь | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Январь | 2,3 | ||||
4 | |||||
Февраль | 1 | ||||
2 | |||||
3,4 | |||||
Март | 1 | ||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
Апрель | 1,2 | ||||
3,4 | |||||
Май | 1,2 | ||||
3,4 |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Выставка поделок | «Осень. Урожайная пора» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Сентябрь |
2. | Выставка рисунков | «Пожилой человек» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Октябрь |
3. | Конкурс зимних построек | «Зимушка-зима» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Ноябрь |
4. | Конкурс новогодних поделок | «Новогодние чудеса» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Декабрь |
5. | Конкурс поздравлений к 23 февраля | «Воинам России посвящается» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Февраль |
6. | Конкурс поздравлений к 8 марта | «Нет прекраснее на свете…..» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Март |
7. | Конкурс рисунков по безопасности | «Чтобы не было беды….» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Апрель |
8. | Акция | «Георгиевская ленсточка» | Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу | Май |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Художественно-эстетическое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Участие в конкурсах | Ноябрь | ||
2. | Участие в конкурсах | Январь | ||
3. | Участие в конкурсах | Март |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя на основе ООП "Детский сад "Медвежонок" с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсовн...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной програамы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ старшая группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон...
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя)
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ средняя группа (рабочая программа воспитателя) с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...