Доклад на тему: «Игровые технологии в образовательной деятельности»
материал
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» А.С. Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_igrovye_tehnologii.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на педагогических чтениях.
Слайд№1
Тема моего выступления: «Игровые технологии в образовательной деятельности»
Презентация ссылка для просмотра:
https://disk.yandex.ru/d/mNirVXIlZRzoXw
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов.
Слайд№2
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность - работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» А.С. Макаренко
Я хочу поделиться своим опытом работы по теме «Игровые технологии в образовательной деятельности».
В этом направлении с воспитанниками второй младшей группы работаю второй год. И за это время мы вместе уже добились кое каких результатов. Но об этом далее, а сначала хочу пояснить, на какие теоретические основы данной педагогической технологии опираюсь в своей работе.
Слайд№3
Игровые технологии актуальны в связи с колоссальным значением игры для ребенка . Использование их способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС.
Слайд№4
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Слайд№5
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
- необходимость объяснения родителям важности игры;
- обеспечение безопасного пространства для игры;
- наличие соответствующей развивающей предметно - пространственной среды.
Слайд№6
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
- Сделать воспитательный процесс управляемым
Слайд№7
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
- По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
- По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
- По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
- По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Слайд№ 8
Использование игровых технологий:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.
Слайд№9
В результате применения игровых технологий у детей развиваются психические процессы:
- восприятие,
- внимание,
- память,
- воображение,
- мышление.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Слайд№10
Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:
- игровые тренинги;
- сюжетно - ролевые игры;
- театрализованные игры.
Слайд№11
Познавательное развитие-игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков - это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний,развитие познавательных способностей.
Слайд12
Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:
- игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
- игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
- игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.
Слайд№13
Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Слайд№14
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.
Слайд№15
Функции игры:
- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
- Коммуникативная
- Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Слайл№16
Игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить игры
- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
- которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое
Слайл№17
Группы игр по характеру игровой методики
Предметные игры: «Игры с прищепками», «Найди заплатку», «Подбери по цвету» и др.
Слайд№18 Строительно-конструктивные
Слайд№19 Творческие. Сюжетно-ролевые «Больница», «Магазин»
Слайд№20 Интеллектуальные игры
Слайд№21 Игры с готовыми правилами
Слайд№22 Пальчиковые игры
Слайд№23
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра — это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Слайд№24 Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного воспитания . Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Литература:
- Касаткина E. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
- Пенькова Л. А. , Коннова 3. П. Развитие игровой активности дошкольников.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Игровые технологии:сюжетно-ролевые игры"
Доклад к педсовету "Итоги года" в котором рассказывается об использовании игровых технологий для детей дошкольного возраста....
Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий».
Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий»....
Доклад на тему: «Игровые технологии в детском саду».
Доклад на тему:«Игровые технологии в детском саду»....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «Роль игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...
Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...
Доклад на тему: "Игровые технологии в ДОУ"
laquo;Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»А. М. Горький. В развитии ребенка — интеллектуальном, физическом, нравственном &m...
Доклад на тему"Игровые технологии"
В данной статье игровые технологии определяются как наиболее активные и эффективные методы воспитания и обучения....