ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
методическая разработка
Диагностические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 175.5 КБ |
diagnostika_igrovyh_interesov_doshkolnikov_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 38.5 КБ |
diagnostika_levorukosti.doc | 84 КБ |
paket_diagnosticheskih_metodik.pdf | 196.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика детей раннего дошкольного возраста
Играть с малышами интересно и весело. Они полны любви, уверены, энергичны, игривы, беззаботны, шумливы, независимы, непредсказуемы, порой трудны и всегда удивляют.
Вопросами развития детей раннего дошкольного возраста занимаются многие современные авторы (Лесина С.В., Лыкова И.А., Комарова Т.С., Гончарова Н.В., Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., Вострухина Т.Н., Якушина Н.А., Зубкова Л.Н., Харитонова Н.А., Бога О.О., Зимакова Е.А.) разных городов России, в том числе и Москвы, Санкт Петербурга, Волгограда. В настоящее время существует огромное количество пособий, методических рекомендация, статей по проблемам развития детей раннего возраста, но существенным недостатком данных литературных источников является их однонаправленность. Одни включают в себя конспекты занятий по конкретным темам, другие – сетки занятий. Но при этом крайне мало внимания уделяется диагностике детей раннего возраста.
Диагностическое обследование включает в себя следующие параметры: уровень развития навыков самообслуживания, навыки игровой деятельности ребёнок, особенности контактов со взрослыми и сверстниками, развитие речи, развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мелкой моторики, сенсорное развитие и др.).
Самый лучший способ помочь развитию ребёнка – обеспечить его тем, что ему нужно, то есть окружить его благоприятной для изучения и в то же время безопасной средой, людьми, которые будут своевременно реагировать на его эмоциональные и интеллектуальные потребности.
Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 3 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества; |
иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку; | |
уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам | |
Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных | |
Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями | |
Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи | |
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов) | Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами |
Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о | |
Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а | |
Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями | |
Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных | |
Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии | |
Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу | |
Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау» | |
Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал) | |
Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у» | |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат) |
Цвет | Уметь группировать предметы по цвету |
Величина | Уметь чередовать предметы по величине |
Нанизывание колец одинакового раз мера | Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием |
Нанизывание колец, разных по размеру | Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки |
Действия с кубиками | Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом) |
Игровые действия с предметами | |
Показ предметов в действии | Разыграть с несколькими предметами |
Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой | Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.) |
Действия с | Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся) |
Действия с разными игрушками | Уметь производить одинаковые действия с разными предметами |
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь ходить самостоятельно |
Общеразвивающие упражнения | Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться |
Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности | |
Основные движения | Упражнять в ползании и пролезании под препятствие |
Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы | Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом |
Уметь бегать в указанном направлении | |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь пить из чашки |
Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает) | |
Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания | |
Уметь проситься на горшок | |
Социально-эмоциональная сфера | |
социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается) |
Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо) | |
Уметь заинтересовываться новой игрушкой | |
Уметь проявлять интерес к играм детей | |
Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток |
Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных |
Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета | |
Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе | |
Активная речь | Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова |
Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов | |
Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат | |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – |
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце | |
Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой» | |
Величина | Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого |
Величина | Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа |
Цвет | Уметь ориентироваться в двух-трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый |
Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов | |
Уметь различать цвета и понимать названия цвета | |
Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски | |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску |
Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой | |
Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу | |
Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами | |
Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь | |
Развитие движений | |
Ходьба обычная | Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы |
Перешагивание, Ходьба по лесенке | Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом |
Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом | |
Уметь проходить по слегка наклонной доске | |
Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх | |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь держать ложку в кулаке |
Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу | |
Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления | |
Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем | |
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет») |
Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается) | |
Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку | |
Уметь воспринимать различные художественное слово | |
Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку |
Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»; |
Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси) | |
Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями | |
Активная речь; четкое произношение | Уметь использовать предложения из двух слов: |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм: |
Величина | Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький) |
Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины | |
Цвет | Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать) |
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания» | |
Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы | |
Уметь пользоваться предметами-заместителями | |
Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа | |
Развитие движений | |
Ходьба-перешагивание | Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу |
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке) | Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве |
Метание | Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу |
Бег | Уметь бегать в разных направлениях |
Лазание | Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь самостоятельно есть любую пищу |
Уметь есть с хлебом | |
Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь | |
Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года) | |
Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки | |
Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей | |
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги |
Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения | |
Уметь контактировать со сверстниками | |
Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово |
Примерный план диагностического исследования детей в 2 года
Познавательная сфера (способности) | Уровень развития навыков (способностей) |
Развитие речи | |
Понимание речи | Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях |
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи) | |
Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.) | |
| Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми |
Уметь употреблять в речи: | |
Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах | |
Уметь называть предметы по картинкам | |
Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй» | |
Сенсорное воспитание | |
Форма | Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец |
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы | |
Величина | Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах |
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец | |
Цвет | Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть |
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов | |
Качества предметов | Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый |
Игровые действия с предметами | |
Игровые действия | Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку |
Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями | |
Уметь выполнять два последовательных действия | |
Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек | |
Развитие движений | |
Ходьба | Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом |
Ходьба и бег | Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу |
Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее | |
Уметь менять темп: ходьба и бег | |
Бег | Уметь бегать семенящим шагом |
Прыжки, подскоки | Уметь подпрыгивать, подскакивать |
Ловля и бросание | Уметь удерживать мяч одной или двумя руками |
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель | |
Уметь ловить мяч с близкого расстояния | |
Катание предметов | Уметь скатывать с горки предметы круглой формы |
Развитие бытовых навыков | |
Бытовые навыки | Уметь есть аккуратно, не обливаясь |
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком | |
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться | |
Уметь частично раздеваться | |
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки | |
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании) | |
Социально-эмоциональная сфера | |
Социально-эмоциональная сфера | Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения) |
Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми | |
Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором | |
Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи | |
Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя» |
Предварительный просмотр:
Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы.
- вопросы для беседы с ребенком
1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?
2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).
5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?
При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
- на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
- на любимые сюжеты и роли;
- на любимые игрушки;
Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.
Аспекты наблюдения:
- игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);
- разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;
- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
- характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.
Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.
Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы.
Имя ребенка | Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок | Игровой материал | Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов | Зависимость применения игровых умений от игровых интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОЦЕНКЕ И УЧЕТУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-7 лет Под редакцией академика РАО М. М. Безруких Москва 2006 г.
Диагностика на конечном этапе (перед школой) обеспечит определение «готовности» к школьному обучению и выбор оптимальной стратегии и тактики обучения (программы образования). Комплексная диагностика ...
«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»
методические рекомендации в помощь педагогам. воспитателям...
Справка по проверке диагностических материалов ДОУ.
Содержит аналитический материал на соответствие предъявляемым требованиям. Может использоваться в контролирующей деятельности старшего воспитателя, методиста ДОУ....
Диагностические материалы
Материалы для диагностики детей-дошкольников...
Диагностические материалы для обследования речевых функций ребенка
Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и ст...
Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД
Диагностические задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...
Диагностические материалы по овладению ИКТ педагогами в ДОУ
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий.Диагностическая карта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе»...