«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г.Знаменск»
Методические рекомендации
«Диагностические материалы к
дополнительным образовательным программам»
Подготовила
педагог дополнительного образования,
председатель М/О
И.Г.Камынина
2010г
- Что такое диагностика, с какой целью она проводится педагогом дополнительного образования?
Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.
Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.
Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:
- Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
- Уровень воспитанности;
- Уровень творческих способностей;
- Отношение к трудовой деятельности.
Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.
Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»
Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».
Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:
соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)
Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.
Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.
В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»
Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.
Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.
Цель проведения итогового этапа диагностики:
Определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»
Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.
Методические рекомендации М/О
Приложение№1
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Меня зовут_____________________________________________________________
- Мне__________________________________________________________________
- Я выбрал объединение____________________________________________________
- Я узнал об объединении (нужное отметить):
- Из газет;
- От учителя;
- От родителей;
- От друзей;
- Свой вариант_____________________________________________________
- Я пришел в это объединение, потому что (нужное отметить):
- Хочу заниматься любимым делом;
- Надеюсь найти новых друзей;
- Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
- Нечем заняться;
- Свой вариант_____________________________________________________
- Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
- Определиться с выбором профессии;
- С пользой проводить свободное время;
- Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
- Свой вариант____________________________________________________
Методические рекомендации М/О
Приложение№2
Определение уровня творческих способностей:
«Диагностика цветового восприятия»
Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.
Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета.
Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.
Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых.
Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.
Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.
Рис.1 Цветовосприятие
Методические рекомендации М/О
Приложение№3
«Уровень воспитанности детей»
№п/п | Ф.И.О. | Соблюдение норм поведения | Взаимоотношения | Я - концепция | ||||||
На занятиях | В семье | На мероприятиях | Со сверстниками | Со взрослыми | Умение аргументировать | самокритичность | Уверенность в себе | Лидерские качества | ||
1. |
Приложение№4
«Критерии воспитанности»
Отношение к старшим:
- Вежливость в общении;
- Послушание в выполнении заданий;
- Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
- Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
- Активное участие в совместной деятельности и играх;
- Чувство эмпатии.
Отношение к сверстникам:
- Умение аргументировать свою позицию;
- Самокритичность;
- Уверенность в себе;
- Лидерские качества.
Поведение в семье:
- Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
- Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
- Выполняет ли поручения;
- Проявляет заботу о членах семьи;
- Правильно реагирует на замечания;
- Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.
Методические рекомендации М/О
Приложение№5
«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»
Критерии анализа | возраст | Особенности поведения | Как оценивает полученный результат | ||||||||||
Ф.И.О Ученика | Слушает внимательно(В) или отвлекается(О) | Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно | Самостоятелен от начала до конца | Подражает другому | Работает быстро (Б) Медленно (М) | Увлечен занятием (да. нет) | Выполняет старательно | Успевает закончить (З) Оставляет незавершенным (Н) | Как реагирует на затруднения | Любуется своей работой, удовлетворен | Смущ9ается из – за ошибок | проявляет равнодушие | |
Приложение№6
«Критерии оценки работ учащихся»
1.Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
3.Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
5.Качество исполнения: изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
6.Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.
Методические рекомендации М/О
Приложение№7
Анкета для родителей
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.
1.Ф.И.О.родителей__________________________________________________________
2.Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
3. Состав семьи____________________________________________________________
4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:
- Всегда вежлив и учтив;
- Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
- Чаще всего проявляет неуважение;
- Ваш вариант_________________________________________________________
5.Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?
6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?
7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?
Приложение№8
Результаты диагностического контроля
№п/п | Ф.И.О.учащегося | Первичный контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | |||||||||
Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | Уровень мотивации и интереса | Уровень творческих способностей | Уровень воспитанности | Отношение к труду | ||
1. | |||||||||||||
2. |
1-3 баллов; 4-7 баллов, 8-10 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД
Диагностические задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...
Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет
Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет....
Методические материалы к образовательной программе "Югорский трамплин"
РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН"Программа дошкольного образования ориентированная на ребёнка «Югорский трамплин» под редакцией Е.Г. Юдиной, Л....
Диагностические материалы по программе "Шахматы" для детей от 6 до 7 лет
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на ш...
Диагностические материалы по программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной области "Социально -коммуникативное развитие"
Диагностические материалы по программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной области "Социально -коммуникативное развитие"...
Диагностическая карта соответствия образовательной программы
Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе...