«Диагностические материалы к дополнительным образовательным программам»
методическая разработка по теме

Камынина Ирина Геннадьевна

методические рекомендации в помощь педагогам. воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методичка91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г.Знаменск»

Методические рекомендации

«Диагностические материалы к

дополнительным образовательным программам»

Подготовила

педагог дополнительного образования,

председатель М/О

И.Г.Камынина

2010г

  1. Что такое диагностика, с какой целью она проводится педагогом дополнительного образования?

   Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.

   Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

   Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

   Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

   Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  1. Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  2. Уровень воспитанности;
  3. Уровень творческих способностей;
  4. Отношение к трудовой деятельности.

 Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.

   Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»

   Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».

   Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:

соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)

   Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.

  Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.

   В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»

  Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.

   Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.

  Цель проведения итогового этапа диагностики:

  Определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

  Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»

  Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

Методические рекомендации М/О

Приложение№1

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут_____________________________________________________________
  2. Мне__________________________________________________________________
  3. Я выбрал объединение____________________________________________________
  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):
  1. Из газет;
  2. От учителя;
  3. От родителей;
  4. От друзей;
  5. Свой вариант_____________________________________________________
  1. Я пришел в это объединение, потому что (нужное отметить):
  1. Хочу заниматься любимым делом;
  2. Надеюсь найти новых друзей;
  3. Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
  4. Нечем заняться;
  5. Свой вариант_____________________________________________________
  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
  1. Определиться с выбором профессии;
  2. С пользой проводить свободное время;
  3. Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
  4. Свой вариант____________________________________________________

Методические рекомендации М/О

Приложение№2

Определение уровня творческих способностей:

«Диагностика цветового восприятия»

Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.

    Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета.

Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

   Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

 Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.

  Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

                  

Рис.1 Цветовосприятие

Методические рекомендации М/О

Приложение№3

«Уровень воспитанности детей»

№п/п

Ф.И.О.

Соблюдение норм поведения

Взаимоотношения

Я - концепция

На занятиях

В семье

На мероприятиях

Со сверстниками

Со взрослыми

Умение аргументировать

самокритичность

Уверенность в себе

Лидерские качества

1.

Приложение№4

«Критерии воспитанности»

Отношение к старшим:

  1. Вежливость в общении;
  2. Послушание в выполнении заданий;
  3. Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  4. Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  1. Активное участие в совместной деятельности и играх;
  2. Чувство эмпатии.

Отношение к сверстникам:

  1. Умение аргументировать свою позицию;
  2. Самокритичность;
  3. Уверенность в себе;
  4. Лидерские качества.

Поведение в семье:

  1. Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  2. Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  3. Выполняет ли поручения;
  4. Проявляет заботу о членах семьи;
  5. Правильно реагирует на замечания;
  6. Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.

Методические рекомендации М/О

Приложение№5

«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»

Критерии анализа

возраст

Особенности поведения

Как оценивает полученный результат

Ф.И.О

Ученика

Слушает внимательно(В)  или отвлекается(О)

Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно

Самостоятелен от начала до конца

Подражает другому

Работает быстро (Б)

Медленно (М)

Увлечен занятием  

(да. нет)

Выполняет старательно

Успевает закончить (З)

Оставляет незавершенным

(Н)

Как реагирует на затруднения

Любуется своей работой,

удовлетворен

Смущ9ается из – за ошибок

проявляет равнодушие

Приложение№6

«Критерии оценки работ учащихся»

1.Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.

 2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.

 3.Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;

  4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.

  5.Качество исполнения:  изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.

  6.Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.

Методические рекомендации М/О

Приложение№7

Анкета для родителей

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.

1.Ф.И.О.родителей__________________________________________________________

2.Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

3. Состав семьи____________________________________________________________

4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:

  1. Всегда вежлив и учтив;
  2. Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
  3. Чаще всего проявляет неуважение;
  4. Ваш вариант_________________________________________________________

    5.Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

    6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

    7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Приложение№8

Результаты диагностического контроля

№п/п

Ф.И.О.учащегося

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

1.

2.

1-3 баллов; 4-7 баллов, 8-10 баллов

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические материалы для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей ПДД

Диагностические  задания для выявления уровня знаний по программе воспитания и обучения детей старшего возраста ПДД...

Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет

Диагностический инструментарий освоения образовательной программы для детей с 4 до 5 лет....

Методические материалы к образовательной программе "Югорский трамплин"

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ "ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН"Программа дошкольного образования  ориентированная на ребёнка «Югорский трамплин» под редакцией  Е.Г. Юдиной, Л....

Диагностические материалы по программе "Шахматы" для детей от 6 до 7 лет

Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий  с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на ш...

Диагностические материалы по программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной области "Социально -коммуникативное развитие"

Диагностические материалы по  программе "От рождения до школы " для групп раннего возраста в рамках образовательной  области "Социально -коммуникативное развитие"...

Диагностическая карта соответствия образовательной программы

Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе...