Диагностические материалы для обследования речевых функций ребенка
материал по логопедии по теме

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.

Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, имеющих  задержку психического развития.

Схемы состоят из нескольких разделов, включающих в себя: исследование неречевых психических функций, исследование фонетической стороны речи, исследование фонематической стороны речи, исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи, исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояние связной речи, исследование понимания речи и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема обследования ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I. Исследование неречевых психических функций

 1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

 а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

 б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

 в)характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2.Состояние слухового внимания:

а)дифференциация звучащих игрушек;

б)определение  направления  источника звука  (звучащей  игрушки).

3.Исследование зрительного восприятия:

а)восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький;

б)восприятие   цвета   (не   соотносит,   соотносит,   обозначает словом):

2—3 года — красный, синий, желтый, зеленый;

3—4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а)ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди —сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей);

в)складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки).

5.Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

  • пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
  • перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
  • медленно покружиться на месте;
  • бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
  • поймать брошенный мяч;
  • подпрыгнуть на двух ногах на месте;        
  • выполнить наклоны вперед и в стороны.        

Для детей от 3 до 4 лет:

  • пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными
    на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга;        
  • перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;        
  • пройти по положенному на пол шнуру;        
  • прыгнуть в длину с места;        
  • переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки и другую (над головой, за спиной, перед собой).        

6.Состояние ручной моторики (нормальная моторика,  нарушения моторики).

В 2—3 года:

  • «покормить» куколку;
  • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
  • уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3—4 года:

  • расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
  • рисовать круг, тело человека;
  • складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи                                                                          (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.        Мышка пищит: и-и-и.

Ребенок плачет: уа.        Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у.        Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа.        Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные                [й]        

Согласные:                свистящие        

[б], [п], [м]                шипящие        

[в], [ф]                аффрикаты        

[Д], [т], [н]                [л], [л']         

[г], [к], [х]                [р], [р']        

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в)челюсти;

г)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д)твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж)язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

  • поднять брови вверх («удивиться»);
  • нахмурить брови («рассердиться»);
  • прищурить глаза;
  • надуть щеки («толстячок»);
  • втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

а)губы — «улыбка» — «трубочка»;

б)язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в)мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

а)наличие или отсутствие движений;

б)тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в)объем движений (полный, неполный);

г)способность к переключению от одного движения к другому;

д)замены движений;

е)добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж)наличие   тремора,   гиперсаливации,   отклонений   кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

  1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б)тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в)атака голоса (мягкая, твердая);

г)модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности просодической стороны речи                                  (при наличии фразовой речи):

а)темп (нормальный, быстрый, медленный);

б)ритм (нормальный, аритмия);

в)паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г)употребление основных видов интонации  (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол — стул, косы — козы;

папа — баба, горка — корка;

точка — дочка, миска — мишка.

2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя        импрессивной речи

1.Пассивный словарь:

а)понимание   конкретных   существительных  (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б)понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в)понимание действий:

  • показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
  • выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).

  1. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
  2. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

  1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
  2. Активный словарь:

а)существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);

б)глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в)прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3.Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол — столы        рука — руки

мяч — мячи        шар — шары

кукла — куклы        глаз — глаза

б)употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». — «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в)употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? — Лисы. Это сумка кого? — Мамы.

Это машинка кого? — Мальчика. Это уши кого? — Зайца;

г)согласование   имен   прилагательных   с   существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина – красная, чашка — синяя);        

д)употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

 е)употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
       стол — столик        ложка — ...

нос — ...        кукла — ...

дом — ...        кровать — ...

VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Схема обследования ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет)

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I.Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)                

2.Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-        

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--        

3.Зрительное восприятие:

а)подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,         

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,

б)показ основных цветов.

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а)        4—7 лет — показать правую и левую руку, правую и левую ногу,        

     5—7 лет — показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,        

     6—7 лет — правой рукой показать левый глаз, левой рукой — правое ухо,

б)        показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,

в) складывание разрезанных картинок из 2—4 частей (от 4 до 5 лет), из 5—8 частей (от 5 до 7 лет),        

г) складывание фигур из палочек

5. Состояние общей моторики:

  — сила движений,

  — точность движений,

  — темп движений,

  — координация движений,

  — переключение от одного движения к другому.        

 6. Состояние ручной моторики:

   — точность движений,        

   — темп движений.

   — синхронность движений правой и левой руки,        

   — переключение от одного движения к другому.        

  Задания.

От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание,  вырезывание.

        От 5 до 7 лет дополнительно: — «игра на рояле» (пальцы 1—5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

   — кулак — ладонь — ребро (правой, затем левой рукой);

   - чередование движений: правая рука — ладонь, левая рука —кулак, далее — наоборот.

II. Фонетической стороны речи

Состояние звукопроизношения

Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в)челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

—поднять брови вверх («удивиться»);        

—нахмурить брови («рассердиться»);        

—прищурить глаза;        

—надуть щеки («толстячок»);        

—втянуть щеки («худышка»).        

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы «Улыбка» — «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а)наличие или отсутствие движений;        

б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);         

в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);        

г)переключение от одного движения к другому;        

д)объем движений (полный, неполный);        

е)точность выполнения;        

ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)        

з)замены движения;        

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);        

Язык:

- Широкий — узкий (под счет: 3 раза — до 5 лет), (5 раз —с 5 лет),        

- Кончик языка поднять, опустить,         

-«Маятник»,

-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу — на нижнюю губу),        

-«Цоканье».        

а)наличие или отсутствие движений;        

б)тонус;        

в)темп;        

г)переключение от одного движения к другому;        

д)объем движения;        

е)точность выполнения;        

ж)замены движения;        

з)длительность удержания заданного положения;        

и) добавочные и лишние движения (синкинезия);               

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.)

        

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;        

2.Характеристика голоса:

а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);        

б)наличие или отсутствие носового оттенка;        

в)модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);        

2.Ритм;        

3.Правильность употребления пауз;        

4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).        

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом                        мостик                кошка

снег                        каша                        капуста

крыша                        хлеб                        помидоры

с 5 лет:

помидоры        милиционер

сквозняк        аквариум

сковорода        лекарство

температура        простокваша

свисток        подснежник
      скворечник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

III.Состояние фонематического восприятия  (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с        4 лет:

па-ба        па-га

ба-на        та-на

ва-та        га-да

та-да        ка-га

мя-ма        ба-ма

с        6 лет:

ба-ба-па        са-ша-са

та-да-та        жа-за-жа

га-ка-га        ча-ша-ча

ба-бя-ба        за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
         в произношении.

Показать картинки:

мишка — мышка        бочка почка

уточка — удочка        трава дрова

3.        Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска — мишка        цветик — Светик

крыса крыша        вечер — ветер

речка — редька        косы — козы
     челка
щелка

IV.Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук  [м]  (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка,  Оля, Ира, Инна ,улица.        

С 6 лет:

  1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
  2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
  3. Определение  последовательности  звуков  в  слове   («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
  4. Определение количества звуков в словах:  дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади куклу, мишку и т.д.        

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1.        Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

—Покажи, где:

стол столы, дом дома, стул — стулья, дерево — деревья, береза — березы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).

—Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.

С 5 лет:

2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в — из, на — с, под из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

—Покажи, где: дом — домик, стул — стульчик, одеяло — одеяльце, подушка — подушечка, замок — замочек.

3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:

Покажи,   где:   виноград — виноградинка,  бусы — бусинка,роса росинка.

3.3.Дифференциация   глаголов   с   различными   приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4.Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1.Словосочетания.

—Покажи:

ключом карандаш,        ключ карандашом,

где хозяин собаки,        где собака хозяина,

дочка мамы,        мама дочки.

4.2.Простые распространенные предложения.

—Покажи картинку:

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4.Понимание связной речи.

VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. — в соответствии с Программой детского сада.

1.2.Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шеяи др.        
  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
  • Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина

С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
  • Части окна: рама, подоконник, стекло
  1. Название профессий.
  2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня?  
  • Кто как передвигается?
  • Кто как кричит?

С 6 лет:

  • Кто какие звуки издает?
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6.        Прилагательные.
Название цветов.

   С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый

С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

Название формы.

С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):

добро — зло        высокий — ...

горе — ...        легкий — ...

друг — ...        поднимать — ...

хороший — ...        давать — ...

большой — ...        покупать — ...
широкий — ...

2. Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Употребление  существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол — столы        дерево —

кукла —        окно —

ухо —        стул —

слон —        воробей —

рукав —        пень —

глаз —        лев —

рот —        сон —

лист —

2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла)        
  • У меня нет
  • Я рисую ...
  • Папа пишет ....

С 5 лет:

2.3.        Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

        Много чего?

        шар — шаров        дерево — ...

        стол — ...        лист — ...

        дом — ...        стул — ...

            береза — ...                           мяч — ...

            чашка — ...                            ключ — ...

            книга — ...        карандаш — ...

        2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5.        Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов: шар — ..., ведро — ..., платье — ..., машина — ..., ботинок — ...

2.6.        Употребление словосочетаний — числительных два и пять с существительными:

дом — два дома, пять домов        шар — ...

кукла — ...        жук — ...

С 6 лет:

карандаш — два карандаша, пять карандашей 

ключ — ...        озеро — ...

лев — ...        дверь — ...

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

—Как назвать маленький предмет?

стол — столик        кукла — ...

мяч — ...        ложка — ...

дом — ...        шкаф — ...

кровать — ...        миска — ...
      береза — ...

С 6 лет:

гриб — грибок        воробей — ...

лиса — ...        одеяло — ...
     лист — ...

3.2.Образование названий        детенышей животных.

С 4 лет:

у кошки — котенок        у гуся — ...

у утки — ...        у лисы — ...

С 5 лет:

у зайца — ...        у медведя — ...

у белки — ...        у волка — ...

С 6 лет:

у коровы — ... у лошади — ... у собаки — ...

3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):

—относительных (из чего сделано):

дерево — деревянный        резина —

бумага —        металл —

солома —        снег —

мех —        брусника —

пух —        черника —

кирпич —        шерсть —

—притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы — мамина        хвост зайца — ...

кофта бабушки — ...        лапа медведя — ...

газета папы — ...        шерсть волка — ...
       нора лисы — ...

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет).
Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит — уходит входит — выходит — переходит

       бежит убегает — выбегает вбегает — перебегает

     летит — ...

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
      рисовал —
нарисовал

писал — ... делал — ...

VII. Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4—5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Логопедическое заключение

Схема обследования младшего школьника с ЗПР

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

  • латеральная  организация,   сформированное  соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
  • характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);

характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак — ребро — ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);

•        характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

  • характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
  • характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
    оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР — 7); запоминание четверостиший и другие задания);
  • характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
  • характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических  диктантов — рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);

•        характеристика  познавательной  потребности  и  мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности  (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций

1. Устная речь:

  • уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
    картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);
  • общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
  • состояние звукопроизношения;
  • способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.

2. Языковые операции:

  • фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
    слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);
  • актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова — предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
  • грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
  • языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).

3. Письменная речь:

  • чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного;  фиксируются   и  анализируются  затруднения   и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
  • письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
    текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного — непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи.
  • способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
  • анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности — выделение преобладающего вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...

Влияние движений пальцев рук на речевые функции ребенка

laquo;Учи ребенка делу, но не делай за него»,«побуждай, но не принуждай»&helli...

Диагностические материалы для обследования устной речи.

Подобранный  комплекс материалов для обследования речи детей...

Диагностические материалы по обследованию развития речи

Методика обследования развития детейОсновные задачи исследования развития воспитанниковСредства реализации задачКритерии оценкиИсследование состояния импрессивной речиВыявить уровень сформированностии...

Альбом нейропсихологического обследования речевой функции Т.Г. Визель

Альбом нейропсихологического обследования речевой функции Т.Г. Визель...