Чудесная глина
проект (старшая группа)
Ребёнок - познаёт окружающий мир через опыт личных ощущений, переживаний, действий.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_glina_glavnyy | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ивушка»
Познавательно - творческий проект
Чудесная глина
Руководители: Никонова Евгения Николаевна
Баланова Алёна Сергеевна
с. Пайвино
2022г.
Оглавление
1. Введение...............................................................................................................2
2. Этапы реализации проекта.................................................................................4
2.1. Подготовительный............................................................................................4
2.2. Основной...........................................................................................................4
2.3. Итоговый...........................................................................................................7
3. Заключение..........................................................................................................7
4. Список использованной литературы.................................................................8
5. Приложения
1. Введение
Целевая группа: дети от 5 до 6 лет, посещающие старшую группу МКДОУ детского сада «Ивушка».
Ребёнок - познаёт окружающий мир через опыт личных ощущений, переживаний, действий.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Знакомя дошкольников с прикладным искусством в НОД, дети проявили большой интерес к глине. Они задавали множество вопросов: - Зачем нужна глина? Как её добывают? и.т.д. Учитывая интерес детей, нами был разработан проект «Чудесная глина», чтобы вместе с детьми ответить на вопросы и решить поставленные задачи.
Цель: познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами и применением.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей со свойствами и качествами глины, с использованием и быту.
Развивающие:
- Формировать исследовательский интерес у детей, познавательную активность;
- Развивать эстетическое восприятие мира у дошкольников, умение рассказывать о своих впечатлениях;
- Совершенствовать творчество, фантазию, наблюдательность и воображение.
Воспитательные:
- Формировать общую культуру личности ребенка;
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров;
- Воспитывать познавательный интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Срок реализации проекта: 2 недели.
Проект проходил в три этапа:
Подготовительный
Основной
Итоговый
2.Этапы реализации проекта
2.1. Подготовительный этап.
В ходе подготовительного этапа был подобран иллюстративный, художественный и дидактический материал по теме проекта. Собрана информация о глине и глиняных изделиях; разработан план мероприятий по теме проекта.
Уголок экспериментирования пополнился:
- разнообразной глиной, необходимой для проведения опытов;
- гончарный круг (2шт )
- инструменты для лепки.
Проведён опрос детей, с целью выявления степени информированности детей о глине перед началом проекта.
2. 2. Основной этап.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Беседы: Познавательная беседа «Дымковская игрушка», «Нужна ли глина людям?», «Где и как добывают глину?», «Полезные ископаемые. Что это? »;
Просмотр презентации: «Удивительная глина», видеоролик «Изготовление дымковской игрушки» Приложение№1
Рассматривание альбомов:
- «Филимоновская глиняная игрушка», «Дымковская игрушка». Альбомы предназначены для ознакомления дошкольников с росписью, элементами узора, с разнообразием игрушек.
- Альбом «Маслянинский кирпичный завод», знакомство с производством кирпича. Приложение№2
Совместная деятельность «Знакомство с гончарным кругом»
Приложение№3
Экскурсия в «Детскую школу искусств»: Проведение мастер класса преподавателем МДШИ Остапченко А.А. в гончарной мастерской. Приложение№4
Чтение художественной литературы:
Чтение стихотворений о глине: В. Степашин «О глине»; Л. Орлова «Лепка»; А. Пастернак «Мягкую, вязкую, глину возьмём»; С. Русановская «Я могу из глины». Отгадывание детьми загадок про глину, знакомство и обсуждение пословиц, связанных с темой проекта. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Горшочек каши», «Как кусочек глины, красивой вазой стал» Н.Н. Косарева (авторская сказка)
Цель: Расширять знания детей по теме посредством художественной литературы. Приложение№5
Дидактические игры и упражнения:
Д./игра «Собери осколки»
Д./ игра «Что бывает глиняным?»
Д./ игра «Четвертый лишний»
Д./ игра «Чей лоскуток?»
Настольно-печатные игры:
«Узнай, что изменилось»
«Найди такую же картинку»
«Лото» - «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»
Плазлы «Собери дымковскую игрушку»
«Что из чего?»
«Найди 10 отличий» Приложение№6
Словесные игры:
Внесение в центр развития речи лексических игр и упражнений на темы: «Какая глина?»; Д./ игра «Что бывает глиняным? », «Отгадай по описанию», «Расскажи о глине» и т д.
Цель: расширить словарный запас детей, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры:
«Посудная лавка», «Магазин игрушек».
Динамические паузы:
Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.
Пластический этюд «Глиняные фигуры»
Пальчиковая гимнастика «Я возьму кусочек глины…»
Подвижная игра «Горшки»
Экспериментально – исследовательская деятельность:
«Эксперименты с глиной» Приложение№7
Работа с родителями:
Помощь родителей в организации экскурсии в «Детскую школу искусств»
Домашнее задание: «Сообщение по теме проекта»
Консультация: «Экспериментируем с глиной» Приложение№ 8
Продукты творческой деятельности детей.
Рисование « Нарядная барышня», «Раскрашивание посуды» Приложение№9
Лепка: «Дымковская игрушка», «Кружка», «Дымковская барышня» Приложение№10
2. 3. Итоговый этап.
Викторина «Русское народное творчество» Приложение№11
Выставка детских работ. Приложение№12
Создание мини-музея «Чудесная - глина». Приложение№13
Фото отчет для родителей по реализации проекта «Чудесная глина ». Цель: информировать родителей о достижениях детей по теме.
3. Заключение.
Результаты:
Проведя викторину, стало ясно, что знания о глине у детей систематизировались и расширились. На протяжении всего проекта у детей был познавательный интерес, активность в практической деятельности. Дети пополнили свой словарь, узнали новые приемы народных росписей по глине, познакомились с гончарным промыслом. У детей появился интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Вывод:
Проведенная работа позволила расширить представления детей не только о свойствах и качествах глины, но и разнообразных способах её применения в быту. У детей сформировались умения и навыки в лепке из глины и росписи готовых изделий. Повысился уровень творческих изобразительных способностей, воображение, фантазия, появился познавательный интерес к труду народных умельцев и мастеров.
Список использованной литературы.
1.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва. Владос 2003г.
2.Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие/Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова. -СПб.,2009
3.Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Составители: М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова, Волгоград, Издательство «Учитель», 2012
4.И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017
5.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.-М.:Сфера,2006.
6. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.
-М.:Мозаика-Синтез, 2007.
7.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. –М.:Мозаика-Синтез,2005.
8.Н. Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012
9.Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». Москва «Просвещение»1985 г.
10.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Мозаика- синтез, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудесные свойства глины
Хочу познакомить родителей, а также тех, кто ещё никогда не лепил из глины, но, возможно, захочет этим заняться, с чудесными свойствами этого материала и тем благотворным влиянием, которое глина оказы...
Проект "Чудесная глина"
Для детей 4-5 лет...
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа
Познавательно-исследовательский проект "Чудесные свойства глины",подготовительная группа...
Сценарий мастер-класса «Чудесная глина» для родителей и детей раннего возраста
Форма работы с родителями : мастер-класс.Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста.Цель: Формировать интерес родителей к познавательно-исследовательской деятельно...
Папка-пердвижка "Как чудесна эта глина
Данный материал в папке-передвижке поможет родителям приобщить детей к интереснейшему, полезному занятию....
Проект "Чудесная глина"
Расширение знаний детей о глине....