Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников
статья

Шматова Екатерина Руслановна

На современном этапе развития дошкольного образования уделяется особое внимание проблеме познавательного развития дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования как один из принципов дошкольного образования рассматривает развитие познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Также стандарт ориентирован на развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста. Развитие познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, исследование и применение технологий и эффективных методов работы с детьми. Профессор Л. А. Венгер изучил ключевые закономерности когнитивного развития у ребенка дошкольного возраста и обнаружил, что познавательная (когнитивная) способность включает: сенсорную, интеллектуальную и творческую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmatova_tekst_stati.doc.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Шматова Е.Р.

На современном этапе развития дошкольного образования уделяется особое внимание проблеме познавательного развития дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования как один из принципов дошкольного образования рассматривает развитие познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Также стандарт ориентирован на развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста. Развитие познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, исследование и применение технологий и эффективных методов работы с детьми. Профессор Л. А. Венгер изучил ключевые закономерности когнитивного развития у ребенка дошкольного возраста и обнаружил, что познавательная (когнитивная) способность включает: сенсорную, интеллектуальную и творческую. [1,32]

Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они являются основой умственного развития.

Интеллектуальные способности позволяют легко и эффективно освоить знания, сущность предметов и явления окружающего мира.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы решения задач, придумывать сказки или рассказы, создавать идею для игры, рисования, лепки и др.

Познавательные способности позволяют ребенку познать предметы и явления окружающего мира, также они тесно связаны с познавательными процессами.

И так рассмотрим развитие способностей через развивающие технологии.

На протяжении последнего десятилетие развитие дошкольного образования характеризуется инновационными процессами. А. А. Майер отмечает, что основной механизм оптимизации образования дошкольных учреждений - поиск и разработка инноваций, которые способствуют проявлению качественных изменений в деятельности дошкольных учреждений.

Вопросы инновационного развития дошкольного образования освещены в работах B.C. Лазарева, Н. Д. Малахова, A.M. Моисеева, М. М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогические инновации представляют собой целенаправленные изменения, которые вносят стабильные инновационные элементы в образовательное пространство, улучшают характеристики отдельных компонентов, и компонентов самой системы образования. [2, 245]

Таким образом, инновационный процесс  представляет собой сложную деятельность, направленную на создание, разработку, использование и распространение новшеств. Инновация – это создание и использование новых компонентов, которые вызывают переход среды из одного состояния в другое. Поэтому инновационные технологии в образовательном процессе означают создание нового, ранее не существующего компонента.

На современном этапе развития России изменяются образовательные процессы: содержание образования усложняется и уделяется особое внимание развитию творческих, интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; вместо традиционных методов появляются активные образовательные и воспитательные методы, направленные на активное познавательное развитие ребенка. В этих переменчивых условиях педагог дошкольного образования должен уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов для развития детей, на широкий спектр современных технологий.

Принципиально важным аспектом в педагогической практики является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый, общаясь с детьми, придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его задача способствовать развитию личности ребенка.

Любая педагогическая технология должна отвечать основным критериям методологии (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает обращение к конкретной научной концепции, в том числе философской, психолого-дидактической и социально-педагогической обоснованности достижения образовательных целей.

Системность включает в себя наличие всех признаков системы: логику процессов, взаимосвязь всех его частей, целостность.

Управляемость позволяет диагностировать постановку целей, планирование, проектирование процесса обучения, пошаговую диагностику, варьирование средствами и методами для коррекции результатов.

Под эффективностью понимается экономичность, гарантия достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость предполагает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в иных однотипных учебных заведениях, других субъектах.

Основной задачей педагогов дошкольных учреждений является выбор методов и форм организации работы с детьми, а также инновационных педагогических технологий, наиболее соответствующих цели развития личности. [4, 154]

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) дошкольного образования осуществляется в соответствии с современными образовательными технологиями, которые представлены ниже.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых дать ребенку возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки, необходимые для здорового образа жизни.

Технологии проектной деятельности, способствующие развитию и обогащению социально-личностного опыта путем включения детей в межличностное взаимодействие.

Технологии исследовательской деятельности, дают возможность сформировать основные ключевые умения у дошкольников, способность к исследовательскому типу мышления. Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Таким образом, при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить путем исследования  чего-либо или проводя эксперименты. [5, 44]

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя:

1. Опыты (экспериментирование)

2. Коллекционирование (классификационная работа)

3. Путешествие по карте

4. Путешествие по «реке времени»

Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, в корне отличается от мира, в котором выросли его родители. Это выдвигает новые требования к дошкольному образованию: обучение, используя современные информационные технологии (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Это в свою очередь ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:

• Идти в ногу со временем

• Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

• Наставником в выборе компьютерных программ

• Сформировать основы информационной культуры его личности

• Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Личностно — ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, обеспечивая  комфортные и безопасные условия его развития в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия для его развития и реализации имеющегося природного потенциала. Реализуется  данная технология в образовательной среде, отвечающей требованиям к содержанию новых учебных программ. [6, 78]

Игровые технологии строятся в виде целостного образования, охваченного определенной частью образовательного процесса и объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Анализируя сущность педагогических технологий, мы можем сделать следующие выводы:

- они направлены на обучающихся, и на достижение успеха в усвоении через собственную деятельность;

- позволяют достичь целей обучения путем формирования личности ребенка; посредством усвоения его целей и задач контроля и самоконтроля за качества профессиональной подготовки. [7, 90]

Поэтому применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью развития познавательной активности дошкольников, совместно с родителями вы сможете добиться положительных результатов в отношении детей.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно влияет на дальнейшее обучение в школе; на общее интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под воздействием грамотно организованного самостоятельного познавательного процесса, у детей развиваются умственные способности, творческое воображение, воспитывается интерес, волевые черты личности, стремление учиться, привычка к умственному напряжению и труду.

Список основных источников:

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», издание 6, дополненное. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
  2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подъяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  3. Практикум по развитию познавательной деятельности. Под ред. / С.В. Коноваленко; – Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  4. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Программа развития творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей.– Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
  5. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников, Под ред. / Н.В. Макарова; Москва,2009.
  6. Шипицына Л.В. Азбука общения - г. Санкт-Петербург: «Детсво-Пресс», 2004.
  7. Шолохович Ч.В. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Инновационные технологии раннего музыкального развития дошкольников"

В данном мастер-классе обсуждаются инновационные технологии  раннего музыкального развития дошкольников. Предложены конкретные примеры муззыкально-игрового материала из технологий  Е. Ж...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...

План по самообразованию «Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в...