МАСТЕР-КЛАСС "ЛЭПБУК - инновационная технология формирования познавательной компетентности дошкольников".
материал
Мастер-класс для педагогов "Лэпбук"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28 «Колокольчик»
Режевской городской округ
МАСТЕР-КЛАСС
«ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования
познавательной компетентности ребёнка-дошкольника»
Воспитатели:
Овчинникова Э.Ф., высшая квалиф. категория
Замятина Л.С., первая квалиф. категория
Реж 2018
Мастер-класс«ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования познавательной компетентности ребёнка-дошкольника»Приветствуем вас, уважаемые коллеги. Разрешите представиться: воспитатель средней группы – Замятина Лариса Сергеевна и воспитатель старшей группы – Овчинникова Эльвира Фаязовна.
Наш мастер-класс посвящён теме формирования познавательной компетентности. «ЛЭПБУК» - инновационная технология формирования познавательной компетентности ребёнка-дошкольника.
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Методика создания Лэпбука, как и проектная деятельность, была изобретена американцами, которые активно используют её для обучения детей на дому.
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему, и ребенок может их доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Какое значение имеет использование Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования для ребенка? Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, расположенные в ней, и повторить пройденный материал. Лэпбук развивает познавательный интерес, способствует развитию творческого мышления, расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию мелкой моторики детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога? Она способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми, обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
- способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и другие специалисты: логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.
Логопеды могут создавать Лэпбук на определенный звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию этого звука. В лэпбуках они могут объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по какой-либо лексической теме.
Инструкторы по физической культуре могут в такой папке расположить информацию о каком-либо виде спорта, спортсменах, олимпийских играх и чемпионах, изображения с различными физическими упражнениями.
Создание Лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей и несёт в себе познавательную и развивающую функции. Лэпбук может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
В процессе изготовления и использования Лэпбуков в образовательной деятельности возникает творческое взаимодействие между педагогами, детьми и их родителями. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, одной из таких форм является – изготовление Лэпбука.
Родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбуков, они отмечают, что совместная деятельность сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка, его интересы.
Преимущество лэпбука состоит в том, что он помогает:
- структурировать сложную информацию;
- развивать познавательный интерес и творческое мышление;
- объединить всю семью, группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Использование лэпбука в совместной деятельности.
- Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже нравится.
- Лэпбук - это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
- Ребенок старшего дошкольного возраста научится совместно со взрослыми собирать информацию по определённой теме.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- содержательно-насыщенный (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме),
- полифункциональный и доступный: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его в любое время как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Изготовление лэпбука является культурной практикой, в процессе которой используются различные виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные культурные умения, такие как:
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Этапы изготовления лэпбука:
1этап: Выбор темы.
Тема папки может быть любая в зависимости от интересов и возраста детей в соответствии с комплексно - тематическим планированием. В младшем дошкольном возрасте это могут быть общие темы: «Времена года», «Животные», «Транспорт» и т.д. В старшем дошкольном возрасте лучше брать более узкие темы. Например, по теме недели «Животные» ребенок может выбрать любого понравившегося животного и дать подробную информацию о нем в своем лэпбуке.
Темами лэпбука могут стать:
-интересные события, происходящие с ребенком (отдых на море, появление домашнего питомца)
-темы комплексно-тематического планирования;
-решение проблемных ситуаций;
-литературные произведения;
-мультипликационные герои и т.д.
2 этап: Составляем план будущего лэпбука.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками, это технология познавательного развития детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план. На слайде вы видите примерный план по теме «Бабочки».
Например, план по теме «Бабочки» может охватывать следующие информационные блоки:
- Откуда появляется бабочка?
2. Где они обитают?
3. Чем питаются?
4. Какую пользу или вред приносят?
5. Найти стихи, загадки о бабочках.
6. Подвижные игры.
7. Развивающие задания по теме.
3 этапа: Создание макета
Далее мы придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть, рисуем макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это размещается на разных элементах (в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.)
Потом все это рисуем на черновике: листе А-4, сложенном в виде лэпбука.
Макет лэпбука можно выполнить от руки, нарисовав его на бумаге формата А 4 или сделать в цифровом редакторе.
4 этап: Создание лэпбука. Лэпбук состоит из папки формата А3, сложенных по такому эскизу, который вы видите.
Обложка лэпбука отражает его тему.
Виды элементов лэпбука представлены на слайде (мини-книжечки, конвертики фигурные, кармашки, фигурные кармашки конвертики, пирамидки, книжки-гармошки, мобильные - вращающие круги, стрелочки и т.п.).
Материалы, необходимые для изготовления лэпбука вы видите на экране:
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (распечатанные шаблоны Лэпбука);
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- скотч;
- безграничная фантазия.
Предлагаем вам с теоретического аспекта перейти к практическому и самостоятельно изготовить лэпбук по теме «Весна».
ЦЕЛЬ лэпбука по теме «Весна»: формировать обобщенные представления о времени года – весна, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, воспитывать эмоциально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
На ваших столах находятся шаблоны и материалы по теме «ВЕСНА» для изготовления лэпбука. Выберите шаблон и кармашки для вашего лэпбука, разложите их на готовом шаблоне. Затем подберите информацию по теме «Весна», распределите её по кармашкам и сделайте надписи на кармашках, какой материал в них находится.
- Мнемотаблица о весне
- Весенние загадки.
- Весенние приметы.
- Календарь наблюдений погоды на три весенних месяца
- Альбом с репродукциями русских художников о весне.
- Стихи о весне русских поэтов классиков
- Пословицы и поговорки по теме «весна»
- Задание «Обведи и раскрась первоцветы»
- Задание «Найди одинаковые цветы»
- «Отгадай, с какого дерева листок»
Педагоги изготавливают лэпбуки, используя представленный материал (звучит музыка по теме «весна»).
Итак, уважаемые коллеги, в рамках нашего мастер-класса мы с вами познакомились с развивающей познавательной технологией – ЛЭПБУК.
Чтобы подвести итоги нашего семинара и услышать от вас обратную связь, мы предлагаем вам оставить отзывы и пожелания о проведённом мастер-классе.
Спасибо за внимание! Желаем вам хорошего настроения и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности
Доклад о формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в опытно-исследовательской деятельности...
Формирование познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство в разных видах деятельности.
Формировании познавательной компетентности дошкольников через педагогическое мастерство и русское народное творчество в в разных видах деятельности.В детском саду №2 «Ивушка» я работаю с января ...
Аспекты применения инновационных технологий формирования эмоционального мира дошкольников с ОНР
Применение учителем-логопедом технологий формирования эмоционального мира детей с ОНР...
Консультация для педагогов. "Современные формы работы по формированию познавательной компетентности дошкольников".
Современные направления работы позволяет организовать воспитательно - образовательный процесс в детском саду бо...
Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников
На современном этапе развития дошкольного образования уделяется особое внимание проблеме познавательного развития дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образов...
21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»
Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...
Опыт инновационной работы «Формирование познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования пуговиц»
Наше с детьми увлечение пуговицами началось с обычного момента. Воспитанники на ковре нашли пуговицу. Пока мы выясняли, чья она, Степан рассказал, что у его бабушки есть шкатулка, в которой много пуго...