План по самообразованию «Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
материал
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
План по самообразованию
«Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
разработала
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Снежинка»
Хоптинская Ю.В.
г. Гагарин, 2023 г.
Цель: повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
#1055;овысить уровень знаний посредством изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы по вопросу развития познавательной активности дошкольников.
#1042;недрять в образовательный процесс ДОУ инновационные и развивающие технологии.
#1042;заимодействовать с родителями и педагогами ДОУ.
#1057;оздать развивающую предметно-пространственную среду и пространство детской реализации в группе для внедрения и применения инновационных образовательных технологий.
#1056;азработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами по данному направлению работы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В контексте ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие познавательной активности ребенка, его исследовательских способностей. Ведь для ребенка дошкольного возраста, знания, полученные в результате собственного эксперимента и исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
- развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.
Развитие познавательной активности дошкольников в настоящее время является одной из самых изучаемых проблем в психологии и педагогике. По последним исследованиям педагогов и психологов познавательная активность детей, находящихся на пороге школьного обучения, заметно снизилась, так же как и снизилась их заинтересованность в окружающей действительности, в познании окружающего мира.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Целесообразно использовать инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми в зоне ближайшего развития;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей в пространстве детской реализации и поддержка детской инициативы.
Формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы;
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).
Ожидаемые результаты:
- совершенствование насыщенности образовательной деятельности в зоне ближайшего развития и повышение познавательной активности в пространстве детской реализации;
- обогащение РППС, которая способствует развитию познавательного интереса у детей;
- достижение намеченных в ФГОС соответствующих ожидаемых образовательных результатов в образовательной области "Познавательное развитие".
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, сообщения для воспитателей и рекомендации для родителей
- Центры познавательного развития детей: картотеки, тематические папки, дидактические игры, выполненные своими руками и с помощью родителей; в центре экспериментирования (материалы для свободной познавательно-исследовательской деятельности)
- Презентация педагога по теме самообразования на педсовете ДОУ
План работы на 2023 -2024 учебный год
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: - в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; - намечать план действий; - отбирать способы решения поставленной задачи; - добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов), наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.) связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников - принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребенка - формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса: 1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; 2) в самостоятельной познавательной деятельности детей. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий: -использование ИКТ-технологий, -экспериментирования, - проектной деятельности, -проблемно-игровыми технологиями, -методами ТРИЗ, -знаково-символическими средствами - моделирование. | |
Месяц | Методическая работа по теме самообразования |
Сентябрь | Анализ собственных затруднений. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (в интернет ресурсах). Планирование работы с детьми на новый учебный год. |
Октябрь | 1. Технология ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. 2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера 3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина. Включение в игровую деятельность детей в режимных моментах в пространстве детской реализации. |
Ноябрь | Технология исследовательской деятельности. Экспериментирование. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: - эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; - наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); - опыты; - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творческие, развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. |
Декабрь | Технология проектной деятельности. Реализация краткосрочного проекта на тему: |
Январь | Проблемно-игровые технологии. |
Февраль | Использование ИКТ-технологий. Технология интерактивного обучения. |
Март | Технология моделирования со знаково-символическими средствами. |
Апрель | Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович. |
| |
Май | Отчет по самообразованию |
В течение года | #1050;онсультация для воспитателей «Метод проектов как современная педагогическая технология» #1052;астер-класс для воспитателей «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей» 3. Сообщение для воспитателей «Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» |
Месяц | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | Включение в повестку дня сообщение для родителей. (возрастные особенности, выдержки из программы о задачах на учебных год) "Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Что мы знаем , что хотим узнать?" | Привести в соответствие с возрастными особенностями детей центры познавательного развития в группе. |
Октябрь | Памятки для родителей. "ТРИЗ -технология" Проведение индивидуальных бесед Познакомить с книгой (предложить ознакомиться) Бориса Павловича Никитина «Ступеньки творчества или Развивающие игры». | #1057;оздать картотеку игр по ТРИЗ -технологии. 2. Приобретение блоков Дьенеша, развивающих игр по технологии Б.П. Никитина.
|
Ноябрь | Создать тематическую папку "Экспериментируем дома с детьми". Советы родителям и картотеки опытов и экспериментов домашних условиях. | Оформить весь игровой материал, атрибуты, выполненные с помощью родителей (прописать дидактические задачи, расставить в центре экспериментирования). |
Декабрь | Познакомить родителей с темой проекта, который будет реализовываться с детьми. | Обогащение РППС атрибутами по теме проекта, создание условий для реализации проектной деятельности. Презентация продукта проекта. |
Январь | Предложить родителям активно использовать проблемно-игровые технологии в организации досуга детей. «Проблемно-игровые технологии в развитии познавательной активности детей» | Составить картотеку проблемных ситуаций для детей. |
Февраль | Внесение в повестку родительского собрания вопроса «Вред или польза от интерактивного обучения и использования ИКТ - технологий в образовательном процессе» | В РППС создать аудио, медиатеки. Создать электронную библиотеку развивающих материалов для детей. |
Март | Консультация «Технология моделирования со знаково-символическими средствами» | Создать условия в РППС для полноценного внедрения технологии в группе. |
Апрель | Выставка в приемной группы игр и пособий по | Приобрести пособия по данной технологии. |
Май | Выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе. | Оформление опыта работы «Инновационные технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
«Игровые технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Представленны авторские пособия для позновательного развития дошкольников....
«Игровые технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Семинар на тему "Использование современных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста"...
Использование ТРИЗ-технологии для познавательного развития детей дошкольного возраста
Презентация подготовлена для выступления на педагогическом посвете для воспитателей. В ней рассмотрены разнообразные дидактические игры и методы ТРИЗ-технологии. А также, указано, в какой возрастной г...
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста.
Инновационные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возрастаВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаОрганизация: ГБДОУ Детский сад №68 Приморского районаНаселенный пункт: Санкт – ...
Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста» январь 2022
Всеобуч мастер-класс «Современные технологии в познавательном развитии детей дошкольного возраста»Одна из самых актуальных проблем в обучении — развития познавательной активности дош...