Формирование этнической идентичности в детском саду
методическая разработка (старшая группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Целью формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_etnicheskoy_identichnosti_v_detskom_sadu.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Формирование этнической идентичности в дошкольном возрасте в образовательной деятельности
Воспитатель: Каримова Ф.М.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Целью формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.
Задачи:
- обогащение представлений дошкольников о культуре народов;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- формирование уважительного отношения к людям разных национальностей;
- обеспечение проявления эмоционального интереса к культуре разных народов;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах этнокультурного образования.
Для успешной реализации поставленных задач нами выделены следующие условия:
- творческий подход к отбору содержания образования, к организации занятий, бесед, игр с детьми, отражающих быт и культуру разных народов;
- инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
- создание предметно-развивающей среды в группе, соответствующего темам и задачам;
- создание в дошкольном учреждении предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с культурой народов, проживающих на территории России, малой родины;
- организация праздников и развлечений в дошкольном учреждении.
Для реализации поставленных целей, ставятся задачи в соответствии с возрастными особенностями детей. Работа эта ведется с младшей группы и отражается в Рабочей программе, включено в разделы «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Этническая идентичность - это процесс формирования представлений о национальной культуре, осознание своей принадлежности к определенному этносу, развитие устойчивых познавательных интересов о людях разных национальностей, живущих в родном краю и творческих способностей.
Формирование этнической идентичности способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к народным традициям и обычаям всех народов, к национальной культуре; появляется чувство ответственности и гордости за достижения.
В процессе работы по формированию этнической идентичности выделяются следующие направления работы с детьми:
когнитивное – развитие познавательной активности (беседа, рассказ, чтение художественной литературы)
эмоционально-ценностное - развитие чувства причастности к культурно -историческому наследию своего народа (праздники и развлечения, разучивание песен, танцев)
социальное – развитие творчества (художественное и декоративно -прикладное творчество).
По формированию этнической идентичности дошкольников предусмотрены мероприятия, направленные на ознакомление дошкольников с бытом, фольклором, национальной одеждой, традициями и праздниками, музыкальными инструментами, песнями и танцами, подвижными играми разных народов России.
Учебно-воспитательный процесс состоит в том, чтобы помочь ребенку научится воспринимать произведения искусства людей разных национальностей.
Ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт. Значение имеет методы и приёмы преподнесения материала, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.
Это и занятия, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др. ;
продуктивная творческая деятельность детей с целью применения детьми полученных знаний, так как это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса;
развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям огромный эмоциональный заряд, формирует интерес к этнокультурным явлениям;
мультимедийное сопровождение позволяет создать у детей наглядные образы, расширять кругозор - дети получают представления об исторических фактах, о быте народов;
театрализованные представления
Использование разнообразных форм позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала.
Закрепление этнической идентичности осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. В игровой форме детей знакомятся с различными бытовыми ситуациями в традиционной семье народов. Игровая деятельность является существенным дополнением к познавательным занятиям, закреплению полученного материала. Большое значение имеет разучивание национальных игр.
Народные сказки, традиционные игры и танцевальные движения, жесты, мимика, фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в далёкое прошлое, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту обычаев и обрядов коренных народов.
Неотъемлемым компонентом в планировании воспитательно-образовательной работы является организация выставок народного творчества, организация и проведение экскурсий, в том числе и виртуальные экскурсии. Экскурсии, посещение выставок, музеев способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о культуре народов. Эти мероприятия являются интересным дополнением к выше упомянутым формам работы.
Одной из основных целей дошкольного учреждения является вовлечение родителей в формирование этнической идентичности.
Огромную развивающую ценность имеет совместная работа с родителями:
- выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены предметы народного декоративного творчества «Кышкы моннар», где принимают участие дети всех национальностей;
- выставка “Мастерская талантов;
- выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы, посвященные праздникам народного календаря.
- выставки семейного творчества «Традиции нашей семьи»
- создание родителями, совместно с детьми презентаций, альбомов с фотографиями, предметами быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий с последующим рассказом ребенка в детском саду.
- участие родителей, совместно с детьми в праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой «Самый важный национальный праздник», «Национальные блюда», «Масленица», «Амаль», «Пасха», «Рождество» и другие
- участие родителей и детей на районных мероприятиях: «Моя семья», «Сабантуй», «Кышкы моннар», «Звездочки района».
Заключение
Формирование этнической идентичности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего детства.
Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт.
Работа по формированию этнической идентичности дает возможность воспитанникам осмыслить и изучить информацию о культуре разных народов, фовармирования у них толерантных отношений к людям разных национальностей, основой представлений о культуре, традициях, быте и труде разного народа.
Список литературы:
- Арапова – Пискарёва Н. А. Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников Мозаика – синтез 2005
- Бабьшина, Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой: дис.... канд. пед. наук Т.Ф. Бабьшина. Екатеринбург, 2001. 201с.
- Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст.: дис. д-ра пед. наук / Е. С. Бабунова. Челябинск, 2009. – 509 с
- Волков, Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса Г.Н. Волков. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. 160с.
- Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: автореф. дис. канд. пед. наук /Г.Н. Гришина.-М., 1990.- 17с.
- Карачунская, Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: интегрированные занятия Т.Н. Карачунская; под. ред. К.Ю. Белой, Т.е. Комаровой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64с.
- Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: учебно-методическое пособие О.Л. Кназева, М.Д. Маханева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Детство-Нрофесс, 1988. 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе
Консультация для воспитателей ДОУ. В связи с нововведениями в законодательные документы в образовании, так же изменились и требования к выпускникам ДОУ....
К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос
Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...
Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду
1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...
Система работы по формированию ЗОЖ в условиях детского сада.
Схема комплексной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников в условиях детского сада общеразвивающего вида....
Формирование математических представлений в детском саду и дома
Консультация для родителей....
Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива
В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...