"Формирование этнической идентичности как процесс поликультурной социализации детей дошкольного возраста". Статья
статья
Предварительный просмотр:
Формирование этнической идентичности как процесс поликультурной социализации детей дошкольного возраста
Попова Наталья Владимировна, воспитатель
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков
Сегодня, в условиях глобализации мирового пространства, становится очевидной необходимость сохранения национального самосознания, внедрение современных инновационных технологий, новаторских методов организации воспитания и обучения с учетом этнокультурных традиций «малой родины».
Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной сфере, принадлежит к определенному этносу. Этническая культура придает специфический колорит среде, которую необходимо максимально использовать в воспитании детей.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила этнопедагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность мы считаем олонхо – якутский народный эпос. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности.
Педагог, обеспечивая этнокультурное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.
Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую — отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и националистическо-шовинистическую — проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.
Наш детский сад работает по программе «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в поликультурной образовательной среде ДОУ» под руководством к.п.н. О.Н. Степановой и заведующей П.И. Филипповой Также мы являемся участниками пилотного проекта кафедры дошкольного и начального образования ИПКРО «Семь народов - семь алмазов» под руководством к.п.н. Н.Н. Лебедевой.
В связи с этим нами были разработаны и внедрены в образовательную деятельность сценарии детских народных праздников, развлечений, музыкальных сказок с этнокультурным компонентом. Мы приобщаем детей к культурным традициям народов, проживающих в Республике Саха (Якутия): юкагиров, эвенов, чукчей, долганов, русских, якутов, эвенков. Знакомим детей с материальной культурой народов (основной тип поселений, жилища, основные предметы быта; одежда (национальный костюм), украшения; национальные кушанья; транспортные средства; орудия труда;), духовной культурой (народные обычаи, обряды, праздники; народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература), формируем общечеловеческие личностные качества: толерантность, этнокультурную терпимость, коммуникативность.
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности, т.к. лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Свою статью нам бы хотелось закончить словами Э.К. Сусловой: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Далее предлагаем разработку сценариев постановки спектакля по мотивам олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный» для детей старшего дошкольного возраста, юкагирской народной сказки «Как звери и птицы солнце достали».
Приложение 1
«Дьулуруйар Ньургун Боотур»
(сценарий постановки спектакля)
Цель – формирование этнокультурной компетентности, развитие у детей культуры межэтнического общения, приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к родной культуре;
- воспитывать положительные нравственные общечеловеческие качества;
- прививать любовь к народной музыке;
- воспитывать интерес к устному, народному творчеству;
- воспитывать свободную, творческую личность, характеризующуюся гуманистической направленностью в своих действиях и поступках, в отношениях между людьми;
Обучающие задачи:
- учить к уважительному отношению к человеческой личности вне зависимости от ее этнической, расовой принадлежности;
- учить сопереживать героям олонхо;
- обогащать словарный запас детей посредством олонхо;
- учить различать жанры устного народного творчества
Развивающие задачи:
- развивать понимание и принятие якутской культуры;
- формировать этническое самосознание;
- сохранять и развивать этнокультурную самобытность якутского народа;
- развивать творческую фантазию.
Предварительная работа:
- Прослушивание отрывков из олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» П.А.Ойунского;
- Просмотр мультипликационного фильма-олонхо;
- Просмотр иллюстраций из олонхо (нижний мир, средний мир верхний мир);
- Рисование сюжетов из олонхо;
- Встреча-беседа-концерт с артисткой якутского театра-олонхо Балановой Василиной Васильевной;
- Разучивание танцев, народных песен-тойук, осуохай.
- Рассказывание и показ олонхо, используя настольный театр.
Декорация: Аллараа дойду тимир хайата ойууламмыт. Сымара тааска Туйаарыма Куо икки илиитэ хандалыылаах, синньигэс биилиттэн истиэнэҕэ харҕаланан олорор.
На левой стороне цены сидит ведущий - рассказчик (Олонхоһут).
Ведущий: Алдьархайдаах Аллараа Дойду Арбаҕастаах адьарай аймаҕын ортотугар туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо барахсан ытыы-сонуу олорор.
(Ырыа)
Туйаарыма Куо тойуга:
- Ыһыы-ыһыы-ыһыйбыыһын,
Аһаа-аһаа-аһайбыыһын.
Айыы - хаан аймахпын
Алдьаттарыам иннигэр
Алыс үчүгэй буолан
Айыллыбыт эбит буоллаҕым.
Ураанхай саха удьуорун
Умсартарыам иһин
Ураты үчүгэй буолан
Үөскээбит эбиппин.
Аанай – туонай абам ини
Кимнээх буолан, кимим быыһыай –
Дьэһэ – боһоо,
Дьэһэ-ээ, боһо-һо-һо-һооо!
Ведущий: -Диэн ытыыр – айманар
Уон тутум уһун тумустаах,
Дьыыбар – дьаабыр тыҥырахтаах,
Тоҕус улуу ойуун тобугун уҥуоҕа
Илин – кэлин кэбиһэрдээх,
Үллэр – күдэҥ күлүктээх.
Түптэ кутурук, кураанах куолай ,
Кыптый сарын, кытырыгас оҕо
Кыыс Кыскыйдаан обургу
Иэҕэллик – куоҕаллык
Үҥкүүлээн көрдөрөр,
Ыллаан ыһыллаҥнатар
Из-за больших камней выходит Кыыс Кыскыйдаан и танцуя поет песню-тойук. (Кыыс Кыскыйдаан үҥкүүтэ)
Кыыс Кыскыйдаан : (ырыа)
Иһиллигим – таһыллыгым
Кырдьыга даҕаны да
Кыыс оҕо кылааннааҕа
Талыыта буллаҕым.
Үтүө дьахтар халыыта
Буоллаҕым ини дуу
Һуу-һуу-һуу!
Сытыы туйах чыскыытаата,
Ньүһэр тилэх ньирийдэ –
Айыы аймах ааттааҕа
Дьулуруйар Ньургун Боотур
Аартыкпытын таҥнарда,
Үөлэспитин өҥөйдө.
Чэй да, тойон убаккаам,
Тахса охсон тыынын тардыый!
Һуу-һуу-һуу!
Уот Уһутаакы выходит со своими подчененными и танцуют танец абааһы.
Уот Уһутаакы: (стихотворение)
Аар-дьаалы! Аар- татай!
Бу ханнык да
Маҥан аллааҕай ,
Бачча бу бардамсыйбыт.
Эн саҕаны көрөрүм,
Эн саҕаны иинниирим!
Туох дойду киһититтэн үөскээбит,
Күтүр өстөөх буолуой да доҕоор!
Мин даҕаны ,
Иһирик ойуур саҕа илбистэн,
Хара дьай сүгэһэрдээх
Буолуом этэ.
Дьэ, ити аата иккиттэн
Биирдэспит буоллаҕай!
Заходит Ньургун Боотур и Боотуры. Ньургун Боотур и Уот Уһутаакы дерутся в ритме танца. Ньургун Боотур побеждает Уот Уһутааку и освобождает Туйаарыму Куо. Они вместе возвращаются в свой средний мир. За ними идут Боотуры.
Ведущий: - Дьулуруйар Ньургун Боотур
Абааһы аймаҕын аҕата буолбут
Арсан Дуолай оҕонньор аччыгый уола
Уот Уһутаакы обургуну
Уһун уҥуоҕун урусхаллаан,
Кылгас уҥуоҕун кыдьымахтаан,
Тоҕус быластаах, долгун солко суһуохтаах
Туйаарыма Куону сиэтэн,
Дьонугар – сэргэтигэр төнүннэрэн аҕалар.
Үөрүү –көтүү үксүүр,
Уруй-айхал этиллэр.
Алгыс ырыата ылланар,
Оһуохай оонньуу саҕаланар.
Танец с туесками- девочки
Ведущий: Бу кэмтэн ыла урааҥхай саха төрүттэммитэ,
Орто дойдуга олох олохтоммута үһү.
Все участвующие дети выходят и стоят полукругом. Посередине стоит мальчик-алгысчыт.
Алгысчыт: Орто улуу дойду оһуордаах ньууругар
Сирим симэҕэ сириэдийэн тахсыбыт,
Күөх сирэм күлүмнүү умайбыт.
Көрдөөх-нардаах, көмүс бараах уйабытын
Аллараа дойдуттан аргыар аргыйбатын,
Үөһээ дойдуттан үргүөр үргүйбэтин,
Орто дойдуттан оһол тахсыбатын.
Уруй буоллун, туску буоллун!
Все: Уруй! Уруй! Уруй!
Оһуохай. Все стают в круг, держатся за руки. Один поет оһуохай, а остальные за ним повторяют.
Оһуо-оһуо-оһуокай!
Эһиэ-эһиэ-эһиэкэй!
Чэйиҥ-чэйиҥ чэкийдэр!
Кындыа маҥан кыргыттар,
Орто дугуй уолаттар,
Айгыр дьарылык саҥастар,
Толуу ньургун убайдар,
Унаар – мынаар мыраннаах,
Уйаар-куйаар урсуннаах,
Орто туруу дойдубут,
Орой төбө саалыттан,
Сырдык ырай кииниттэн,
Сылам далбар быарыттан,
Тэргэн үөрүү буолбучча,
Тэйэн-тэбэн биэриэҕиҥ!
Оһуо-оһуо-оһуокай!
Эһиэ-эһиэ-эһиэкэй!
Приложение 2
Юкагирская сказка
«Как звери и птицы достали солнце»
Цель: знакомить детей с юкагирской культурой.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- воспитывать положительные нравственные общечеловеческие качества;
Обучающие задачи :
- учить к уважительному отношению к человеческой личности вне зависимости от ее этнической, расовой принадлежности;
Развивающие задачи:
- формировать этнокультурную компетентность;
- развивать понимание и принятие культуры других народов;
Предварительная работа:
- Чтение сказки воспитателем.
- Рассказывание и показ сказки, используя настольный театр героев ненецкой сказки «Кукушка».
- Рисование сказки на занятии по рисованию.
- Разучивание национальных танцев.
- Слушание музыки.
Действующие лица: Рассказчик, Заяц, Медведь, Пуночка, Сова, Тунгаки, дети в костюмах зверей.
Рассказчик – Так это было. Однажды злые духи – тунгаки, похитили у жителей тундры солнце. (танец тунгаков, после танца забирают солнце и уходят)
Рассказчик – В вечном мраке жили теперь звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот решили они собрать большой совет.
Выходят звери и птицы.
Танец Ворона.
Ворон- Крылатые и волосатые братья! До каких же пор мы будем жить во тьме? Слышал я от стариков, что недалеко от нашей земли, в глубоком подземелье живут тунгаки, которые похитили свет. У тех тунгаков в сосуде из белого камня хранится большой светящийся шар. И тот же шар они называют солнце. Если похитить этот шар у тунгаков, земля озарится светом. Вот я, старый ворон даю вам совет послать за солнцем самого большого и сильного из нас белого медведя…
Все звери хором- Медведя, медведя!
Танец Медведя
Сова - (спрашивает у пуночки) О чем толкуют звери и птицы?
Пуночка подбегает к зверям и птицам, подслушивает и возвращается к сове.
Пуночка- Медведя хотят послать за солнцем, как самого сильного.
Сова – Напрасны их старанья. Встретит медведь на пути лакомство и обо всем забудет. Не будет у нас солнца.
Все звери хором- Да, сова права – не надо посылать медведя.
Ворон- Ну тогда пошлем волка, ведь после медведя он всех нас сильнее и быстрее.
Все звери хором- Волка! Волка!
Танец зверей вместе с волком.
Сова - (спрашивает у пуночки) О чем толкуют звери и птицы?
Пуночка подбегает к зверям и птицам, подслушивает и возвращается к сове.
Пуночка- Волка решили послать за солнцем.
Сова – Напрасно хлопочут. Встретит волк оленя, убьет и про солнце забудет.
Все звери хором- Правильно, не надо волка посылать за солнцем.
Пуночка- Но кого же нам тогда послать за солнцем?
Тут выбегает маленькая мышка. Танец мышки.
Мышка- зайчика вот этого отправить бы, ведь он лучший прыгун и на ходу Солнце схватить может.
Все звери хором- Зайчика, зайчика, зайчика!
Танец зайца.
Заяц- Хорошо, я пойду и отберу у злых тунгаков Солнце. Тогда у нас будет светло.
Сова - (спрашивает у пуночки) О чем толкуют звери и птицы?
Пуночка- Зайчика за солнцем решили послать – ведь он лучший прыгун, на ходу Солнце схватить может.
Сова – Этот пожалуй прыгает хорошо и не жаден. Ничто не сможет задержать его в пути.
Так зайчика выбрали похитителем Солнца, и он не долго думая, отправился в путь. Шел, шел, и вот наконец далеко впереди заметил светлое пятнышко. Стал зайчик к пятнышку приближаться и увидел, что яркие лучи его освещают подземелье, а в другом углу подземелья на мягких оленьих шкурках лежат тунгаки. Спустился зайчик в подземелье, выхватил огненный шар из каменного сосуда и выскочил с ним в щель. Всполошились тункаги, вслед за зайчиком погнались.
Танец тунгаков вокруг зайчика. Зайчик от них убегает и бросает шар вверх и он превращается в солнце, как светло вдруг стало на земле! (зайчик поднимает солнце вверх) Тунгаки ослепленные светом, скылись в подземелье и стех пор не появлялись на земле.
Танец зверей и птиц, в ценре зайчик.
Все звери хором - Слава Солнцу! Слава Зайцу! Слава Солнцу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошк...
"Социализация детей дошкольного возраста в процессе литературного образования"
Педагогический проект "Социализация детей дошкольного возраста в процессе литературного образования"...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Объект исследования: социализация детей дошкольного возрастаПредмет исследования: методика проведения сюжетно-ролевых игр способствующих социализации детей дошкольного возраста.Цель и...
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство формирования основ толетарности.
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь н...
Статья "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста"
в данной статье вы можете ознакомиться с важностью поликультурного воспиатния детей дошкольного возраста. а так же почему именно в дошкольном возрасте важно ознакомиться с хэтим вопросом именно в детс...