Преемственность в формировании правил поведения в детском саду и школе
материал по теме

Иващенко Алла Михайловна

Консультация для воспитателей ДОУ. В связи с нововведениями в законодательные документы в образовании, так же изменились и требования к выпускникам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_formirovanii_pravil_povedeniya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в формировании правил поведения

в детском саду и школе.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Подготовка детей 5-6 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику образовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования. Поэтому сейчас активизировался поиск путей обеспечения преемственности в содержании работы ДОУ и начальной школы, прежде всего определение новых подходов к организации образовательного процесса, принципов построения программы и использования педагогических технологий

 В связи с нововведениями в законодательство РФ «Закон об образовании», ФГОС начального образования, требования к выпускникам ДОУ так же изменились, и как следствие возникает потребность в введении форм и методов работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой.

     Необходимо уделять большое внимание воспитанию у дошкольников моральных норм, связанных с отношением к предстоящей учёбе, старшим товарищам.

   Основная деятельность детей  в школе – учебная, а важнейшая предпосылка успешной учёбы – умение организовано вести себя на уроке, подчинять своё поведение определённым правилам.

    Среди причин неуспеваемости следует отметить прямо связанные с недостатком волевой регуляции поведения, неумением заставить себя выполнить указание взрослого или довести начатое дело до конца.

    Педагоги, осуществляя преемственность в обучении и воспитании между детским садом и школой, опираются не только на имеющиеся у детей знания  в области развития речи, математики и др., но и на тот нравственный багаж, с которым он пришёл в первый класс, т.е. на ранее усвоенные правила поведения в коллективе.

    Основа преемственности в том, что сформированные навыки культуры поведения ребёнка в дошкольном возрасте, основы чувств становятся тем фундаментом, на котором в начальных классах опирается учитель. Исходя из этого, необходимо определить содержание работы по воспитанию у дошкольников моральных норм поведения.

    Учителя отмечают, что у большинства детей есть желание учиться, они хорошо подготовлены по математике и грамоте, имеют навыки ручного труда. однако, учителя испытывают большие трудности в организации детей на уроках, особенно в первые дни учёбы. Дети не всегда умеют подготовить своё рабочее место. на уроках невнимательны, часто отвлекаются. Переспрашивают задание,  некоторые плохо слушают ответы друг друга, неохотно делятся с другими пособиями.

   Наблюдая за воспитанниками подготовительной группы, видим, что  многие дети небезразличны к результатам своей деятельности, прислушиваются к указаниям педагога. Стараются выполнить требования. Предъявляемые всей группе. но не могут самостоятельно контролировать свои поступки.

   Для совершенствования методов по формированию у детей навыков и правил поведения в процессе обучения необходимо тщательно проанализировать состояние работы с начальной школой и определить навыки поведения, которые должны быть сформированы у детей к моменту поступления в школу:

  1. Внимательно слушай воспитателя и с первого раза выполняй все указания;
  2. Хочешь спросить или ответить – подними руку;
  3. Выполняй задания до конца;
  4. Работай по плану. Предложенному воспитателем;
  5. Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми;
  6. Будь внимателен к работе своего товарища, не мешай ему;
  7.  Не подсказывай на занятиях;
  8. Работай самостоятельно;
  9. Поделись с товарищем недостающим материалом.

Вместе с учителями наметить форм работы, которые необходимо провести для усвоения детьми перечисленных правил.

      Вначале учебного года надо организовать экскурсию в школу. Предварительно воспитатель должен рассказать детям, что в школе они узнают много нового, интересного, научатся читать и писать. но чтобы хорошо учиться, нужно знать правила поведения на уроке.

     Во время экскурсии в школу учителю необходимо рассадить детей за парты, рассказать о том, как нужно вести себя на уроке. Чтобы ребята лучше запомнили правила поведения  , предложить им выучить стихотворение С. Маршака «Школьнику на память»

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь,

Ответить хочешь – не шуми

 И только руку подними!

Воспитатели должны понимать. что важно не только знакомить детей с правилами поведения, но и приучать к их выполнению. В конце каждого занятия педагог, подводит итоги проделанной работы, даёт оценку тому, как вели себя дети во время выполнения задания.

     Закрепляя знания о правилах поведения. надо увязывать их с программным материалом. Который изучался на занятиях. Например, при обучении рассказыванию из коллективного опыта на тему «Как мы занимаемся» воспитатель знакомит детей со стихотворением П. Воронько «Мальчик Помогай». А затем провести беседу. Следует задать  вопрос: «Могут ли дети выполнять задание друг за друга?»  

     Воспитатель объясняет детям, что помощь товарищу на занятии заключается в том, чтобы не отвлекать его, быть внимательным к нему, если надо поделиться карандашами , красками.

     Правило поведения в учебной деятельности можно считать усвоенным, если дети осознают необходимость его выполнения    и постоянно соблюдают в различных жизненных ситуациях без напоминания со стороны взрослых и сверстников. Педагог должен использовать каждую подходящую ситуацию для воспитания детей. например, на занятии по аппликации у Кати не оказалось красной бумаги. Девочка попросила у соседа по столу, Илюши, но тот отказал ей. Воспитатель предложил детям поделиться с Катей. Многие сделали это. При анализе работ спросила: «Как вы думаете, смогла бы Катя сделать такую хорошую аппликацию, если бы Дима с ней не поделился бумагой?».

    Наблюдая за детьми первые дни в школе замечаем, что дети часто переспрашивают задание, а это отнимает у учителя много времени. Нарушение  такого правила, как «Начинай и заканчивай задание воспитателя вместе со всеми детьми», связано с неуверенностью ребят в своих силах: они ждали , когда начнут другие, а потом не успевают закончить задание. С такими детьми надо проводить индивидуальную работу, как на занятиях, так и в повседневной жизни. воспитатели должны сформировать у дошкольников необходимые навыки, поощрять каждый, даже незначительный успех. На занятиях постоянно следить за темпом выполнения работы, дополнительно объяснять. Как её сделать. Постепенно дети приобретут уверенность, перестанут отставать от своих товарищей.

   С первых дней учёбы учителя знакомят первоклассников с «правилами для учащихся». Они стараются закрепить знания правил поведения, полученных в детском саду, раскрыть детям смысл дисциплины как условия дружной коллективной работы. разъясняя первоклассникам способы выполнения предъявляемых требований необходимо напоминать: «Во время ответа товарища нельзя поднимать руку, т.к. он будет волноваться и не сможет хорошо ответить. Внимательно слушайте и запоминайте, что расскажет Миша правильно и какие допустит ошибки. Этим вы поможете ему сами лучше усвоить материал».

    Обязательные элементы занятий по формированию правил поведения у детей:

- фронтальные занятия;

- показ того, как надо поступать в том или ином случае ( моделирование ситуаций);

- наглядность;

- игровые приёмы;

- закрепление правил, проводимое в игровой форме.

   Поступая в первый класс, ребёнок осознаёт важность, нужность своих новых обязанностей и дел. Поэтому воспринимает новые школьные требования с желанием и готовностью выполнять их. Учитель занимает в этот период особое место в его жизни. каждое слово учителя, его требование – закон для детей. если они не выполняют их, то, как правило, только потому, что не умеют управлять своим поведением. Первоклассникам свойственно стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю. Кроме того, дети стараются подражать тем ученикам, которых учитель ставит в пример.

   С поступлением детей в школу основным видом их деятельности становится учение, но игра по-прежнему занимает значительное место  в их жизни. Коллективные игры сплачивают детей формируют товарищеские отношения между ними. Поэтому учителя первых классов должны вводить в свои уроки игровые моменты («Молчанка», «Найди своё место», «Считай да не ошибись», «Эстафета»).

    В процессе игровой  деятельности воспитываются наблюдательность, самообладание и другие положительные черты характера. В первом классе на переменах ив группах продлённого дня проводить игры: «Узнай по голосу», «Кто что любит делать», «Комплименты», «Город вежливых».

   Формирование правил поведения – длительный и сложный процесс, требующий постоянного контроля за их выполнением, как на уроке, так ив повседневной жизни.

    По мере усвоения детьми «Правил будущего первоклассника» педагогам следует переходить к разъяснению «Правил    товарищества», «Правил дружной работы, «Правил честной игры и состязаний», «Правил вежливости». Проводить беседы на темы «Как вести себя в классе», «Как вести себя на улице и в общественных местах», «Береги учебные и личные вещи», «Будь вежлив, уважай старших».

     Готовясь к очередной беседе, целесообразно разучить с детьми стихи, песни, небольшие инсценировки, поручить ребятам подготовить рисунки, сделать сатирические зарисовки. в беседы о правилах поведения обязательно включать примеры из жизни детей, их поступки в различных ситуациях, которые обсуждаются и оцениваются.

   При такой постановке преемственности детского сада и школы в воспитании правил поведения работа  даст свои положительные результаты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка " Правила поведения в детском саду"

Правила поведения для воспитанных детей в детском саду....

Правила поведения в детском саду для родителей

Несколько не сложных правил поведения  в детском саду. Правила касаются выполнения режимных моментов, поведения детей....

Правила поведения в детском саду

мммммммммммммммммммммммммммммммррррррррррррррррррррррррррррррррррррр888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888...

Правила поведения в детском саду для детей

Правила поведения для дтей. в помещения детского сада, на зянятиях, во время приеа пищи, на прогулке, при работе с инструментами....

Правила поведения в детском саду.

Основные правила поведения в детском саду для воспитанников....

Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы »

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемс...


 

Комментарии

Кочанова Наталья Александровна

Спасибо, отличный материал, пригодится в работе!!!