Создание РППС по шахматам как фактор развития детской одаренности
материал

Старикова Татьяна Петровна

Материал будет полезен воспитателям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_shahmaty.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Создание РППС по шахматам как фактор развития детской одаренности

Воспитатель МКДОУ

«Детский сад «Теремок

Старикова Т.П.

декабрь 2022 года

Мир шахматной игры полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками, глазами и слухом. Если ребенок чувствует, значит - знает. Творчество - это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души.

Развивающая предметно пространственная среда обучения игре в шахматы в группе - важный компонент обучения игре в шахматы детей в детском саду. Она способствует развитию творческой личности, формирует образ мира ребенка. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметно пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей. Она строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для целенаправленной и разнообразной деятельности.

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию.

Обучение детей шахматной игре помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию логики, мышления, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, терпеливость, собранность, самостоятельность, гибкость, изобретательность и др.

Польза от игр в шахматы

1. Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения.

2. Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

3. У ребенка развивается пространственное воображение.

4. У ребенка формируются навыки планирования действий.

5. Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

6. Шахматы учат творчеству.

Для детского сада обучение шахматам играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их, ситуацию успеха, которая помогает дошкольникам раскрывать свои творческие возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

Чтобы заинтересовать детей игрой шахматами мы в группе создали шахматный уголок, в котором есть шахматный стол и магнитная шахматная доска, где дети могут самостоятельно обследовать шахматные фигуры, а в последующем - сыграть в шахматы. Находясь в группе, дети повсеместно наблюдают шахматную символику и атрибуты.

В шахматном уголке мы разместили игровой персонаж – шахматную королеву, которая присутствует на детских играх.

Сегодня мне хочется познакомить вас с  дидактическими играми, которые помогают при обучении игре в шахматы. Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Подобранные нами игры позволяют разнообразить методы и приемы работы, обеспечить индивидуально – дифференцированный подход к детям. Созданные игры, можно использовать как в совместной с педагогом, так и самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра «Кто быстрее соберет?»

Чтобы закрепить знания детей о шахматной доске сделали диаграмму шахматного поля и фишки черного цвета. Детям раздаются квадратики черного цвета, им необходимо выложить шахматное поле.

На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это линии горизонтали, вертикали и диагонали. Горизонтали проходят слева направо, вертикали сверху вниз, а диагональ – наискосок.

На шахматной доске дети расставляют фишки синего цвета, закрепляя понятие горизонталь, красного - вертикаль, зеленого - диагональ.

Дидактическая игра «Волшебные дорожки»

Цель игры: закрепление названий шахматных фигур и развитие мелкой моторики и тактильных ощущений.

Правила игры: Ребенок идет в гости к шахматной фигуре по дорожкам, изготовленным из разных материалов. Пройдя путь, ребенок называет фигуру, к которой он пришел в гости.

Дидактическая игра «Шахматные кубики»

Цели: Развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, закрепление названий шахматных фигур

Игра «Шахматное лото»

Цель: повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

- Мешочек

- Шахматные фигуры

- Большие карточки с фигурами 20-30 шт.

 - Фишки 50-80 шт.

Правила игры:

Детям раздают по 2-3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15-20 шт. Воспитатель (или ребенок) достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставляет фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.

Дидактическая игра «Найди половинку»

Цель игры: расширять представление ребенка о шахматах; формировать умение детей складывать из частей целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, интерес к игре в шахматы.

Дидактическая игра «Шахматный веер»

Взрослый или ребенок показывает веер, а дети по очереди называют шахматную фигуру, изображенную на веере. Другой вариант - ребенок показывает шахматную фигуру, а дети называют эту фигуру и находят ее у себя на веере.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: Повторить названия шахматных фигур, их первоначальную расстановку; развитие мелкой моторики рук; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

- Мешочек

- Шахматная доска

- Шахматные фигуры

- Пластилин (черный, белый), доски для лепки

Правила игры:

Вариант 1. Ребенок достает шахматную фигуру из «Волшебного мешочка», дети находят данную фигуру на шахматной доске.

Вариант 2. Детям раздают черный и белый пластилин, доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру, называет ее и ставит на шахматную доску, остальные дети лепят из пластилина такую фигуру.

Дидактическая игра «Шахматный чудо-куб»

Цель: закрепление знаний названия фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

- Чудо-куб

- Шахматное поле

- Пластилин (белый, черный), доски для лепки

Правила игры:

Вариант 1. Игра проводится на шахматном поле. Дети по очереди бросают «Шахматный чудо-куб». Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая фигура выпала. Дети находят ее среди своих фигур и показывают водящему.

Вариант 2. На столе лежит белый и черный пластилин, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо-куб». Дети по очереди его бросают. Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая фигура выпала, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.

Основная форма занятий с дошколятами - игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устаёт при усвоении нового материала и сохраняет к нему живой интерес.

Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают! Постепенно у него возникнет стойкий интерес к шахматам, и можно будет двигаться к более сложным заданиям, к новым вершинам.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, для этого просто необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к этой мудрой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в ДОУ для выявления и развития детской одаренности

Дошкольный возраст самый оптимальный для развития творческой личности. Необходимо создавать условия в детском саду для развития и обучения детей с разносторонними способностями, "одаренных" детей. Вос...

обобщение опыта работы по теме "Создание РППС в ДОО, способствующей патриотическому развитию дошкольников"

Материал был представлен в ходе работы муниципального методического ресурсного центра по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста"...

Создание РППС в рамках художественно-эстетического развития воспитанников ДОО в группах старшего дошкольного возраста

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках художественно-эстетического развития воспитанников ДОО в группах старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Факторы, влияющие на развитие детской одаренности"

В консультации представлены факторы, влияющие на развитие детской одаренности...

Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности

laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды по шахматам как фактор развития детской одаренности»

Данный материал для педагогов ДОУ, по оснащению предметно-пространственной среды ....