Создание условий в ДОУ для выявления и развития детской одаренности
консультация на тему
Дошкольный возраст самый оптимальный для развития творческой личности. Необходимо создавать условия в детском саду для развития и обучения детей с разносторонними способностями, "одаренных" детей. Воспитатели нашего ДОУ выявляют и осуществляют педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_v_dou_dlya_vyyavleniya_i_razvitiya_detskoy_odarennosti.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий в ДОУ для выявления и развития детской одаренности.
Современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и к активной преобразовательной деятельности. Дошкольный возраст самый оптимальный для развития творческой личности.
В нашем ДОУ активно ведется экспериментальная деятельность по выявлению и развитию общих способностей детей, благодаря чему происходит выявление и педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости.
Обогащается предметно-развивающей среды, которая создает и воспроизводит условия для развития и обучения детей с разносторонними способностями, «одаренных» детей.
Созданы авторские программы педагогами ДОУ по развитию творческих, интеллектуальных, художественных, физических и других способностей дошкольников.
Будут разработаны методические рекомендации педагога-психолога по выявлению и развитию детской одаренности в условиях ДОУ для педагогов.
Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».
Различают одаренность:
-социальную, иначе лидерскую;
-художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;
-психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;
академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
-интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе - отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;
-творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении, но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения со взрослыми, т.к. они понимают его лучше.
Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, психолога, воспитателей.
Проблемы работы с одаренными детьми обсуждались на педсоветах, круглых столах. Методологической основой программы развития системы воспитания детей является личностно – ориентированный подход (опора на субъектный опыт жизнедеятельности человека) и деятельностный подход (опора на ведущую деятельность, как движущую силу развития личности). Научно-методическое обеспечение деятельности базовой площадки по работе с художественно одаренными детьми основано на концепции арт-терапевтического воздействия на воспитанников. Возможность обучения и развития одаренного ребенка во многом определяется сопровождающими его взрослыми и, прежде всего, педагогами. Именно поэтому особую остроту и значимость приобретает проблема компетентности педагога, работающего с одаренными детьми. Педагоги нашего ДОУ систематически повышают свою компетентность, обучаясь на курсах повышения квалификации, участвуют в семинарах, МО, конкурсах педагогического мастерства. Все педагоги и специалисты ДОУ работают в тесном взаимодействии. В организации образовательного пространства можно выделить три поля взаимодействия. Первое поле формируется на основе предметной деятельности. Педагог и ребенок взаимодействуют в творческом объединении, сочетая работу в группе и индивидуальную. Совместная постановка целей, порождающих состояния неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата, поддерживает и развивает надситуативную активность в ребенке. Педагог выступает в роли фасилитатора его интересов и творческих способностей.
В рамках экопсихологического подхода этот процесс можно считать обучением в контексте образа жизни, ориентирующем ребенка на выстраивание индивидуального образа жизни, на гармонизацию отношений человека с миром.
Позиция родителей заключается в понимании и поддержке разнообразных форм взаимодействия ребенка и педагога, обеспечении участия детей в конкурсах, фестивалях, конференциях. Второе поле взаимодействия – создание условий для предъявления и интеграции инициатив одаренных детей. Формами такого взаимодействия являются:
- решение актуальных психологических проблемы детей, обогащение опытом развивающего взаимодействия педагога и ребенка;
- поиск локальных и универсальных технологий развития одаренности: технологии развития надситуативности, апробация форм и способов работы по проблеме жизненного сценария творческой личности, создание условий для рефлексии гармонизирующей функции индивидуального стиля, поддержка и развитие гармонизирующих и конструктивных персонализаций.
Третье поле. Проектирование образовательной деятельности, оценка эффективности образовательного процесса, педагогическая рефлексия происходит в поле взаимодействия воспитывающих взрослых: «педагог – психолог – родители – специалист».
Формы взаимодействия:
- развитие партнерских коммуникаций «педагог-родитель»;
- психологическое консультирование и психолого-педагогические консилиумы;
- методические семинары: теоретические, аналитические;
- педагогические советы;
- тренинги личностного роста для педагогов (в том числе видеосеминары;
- семинары, направленные на поиск содержания и новых элементов в организации образовательного процесса в рамках авторской лаборатории «педагог-ребенок»
Для педагога это взаимодействие создает условия формирования и развития рефлексивной и исследовательской позиции, профессиональной компетентности.
В дальнейшем планируется продолжать работу по данным направлениям. Для расширения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей мы планируем:
- Организация повышения квалификации педагогов по работе с одарёнными детьми, через краткосрочные курсы при ГАУ ДПО «СОИРО».
- Повышение квалификации педагогов и специалистов дистанционно.
- Организация и проведение мероприятий для педагогов города по теме «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ».
- Совершенствование уровня психолого – педагогической грамотности, повышение компетентности в области знаний работы с одаренными детьми.
- Разработка методических рекомендации психолого - педагогического инструментария для выявления и развития одаренных детей.
- Содействовать педагогом в организации работы с родителями детей имеющих ярко выраженные способности.
- Организация дополнительной кружковой работы в соответствии с интересами и склонностями детей.
- Разработка занятий по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей.
- Повышение познавательной активности у всех дошкольников.
- Разработка ленты занятий по речевому, математическому и физическому развитию, художественному творчеству дошкольников.
- Участие педагогов в дистанционных семинарах по работе с одарёнными детьми.
- Презентация опыта работы экспериментальной площадки на Экспертном совете при ГАУ ДПО «СОИРО».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)
Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...
Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Материал будет полезен в работе воспитателям ....
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...
Рабочая программа «Одаренный ребенок» Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимос...