Методика «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой
методическая разработка

Губина Алёна Анатольевна

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.

Методика «Вопрошайка»

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_voproshayka_m.b._shumakovoy.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.

Методика «Вопрошайка»

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям: – широта охвата предметов, изображенных на картинках; – количество вопросов, задаваемых одним ребенком; – тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

Если в детской речи мы наблюдаем все типы познавательных вопросов, то делаем вывод о высоком уровне познавательной активности ребенка, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике

Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

Представление на Шумакову Ирину Александровну от родительского комитета

Ирина Александровна - воспитатель одаренный, эрудированный, творчески относящийся к своему делу, принципиальный и требовательный....

"Познавательное развитие детей" по направлению "ТРИЗ". Игра «Вопрошайка» (авторская разработка), презентация.

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопр...

Диагностика уровня познавательной активности дошкольника «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Выявление уровня познавательной активности дошкольника методикой М. Б. Шумаковой  «Вопрошайка» ....

Методика "Вопрошайка" М.Б. Шумаковой

Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопр...