Методика "Вопрошайка" М.Б. Шумаковой
методическая разработка (старшая группа)
Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_voproshayka_m.b._shumakovoy.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.
Методика «Вопрошайка»
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п.), на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.
В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям: – широта охвата предметов, изображенных на картинках; – количество вопросов, задаваемых одним ребенком; – тип вопросов.
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).
Если в детской речи мы наблюдаем все типы познавательных вопросов, то делаем вывод о высоком уровне познавательной активности ребенка, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление на Шумакову Ирину Александровну от родительского комитета
Ирина Александровна - воспитатель одаренный, эрудированный, творчески относящийся к своему делу, принципиальный и требовательный....
Методика «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой
Уровень развития умения ребенка задавать вопросы можно определить по методике «Вопрошайка» М.Б. Шумаковой.Методика «Вопрошайка»Цель: Изучение познавательной активности ребенка-...
Диагностика уровня познавательной активности дошкольника «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Выявление уровня познавательной активности дошкольника методикой М. Б. Шумаковой «Вопрошайка» ....