«Квест – современная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»
материал
Предварительный просмотр:
«Квест –
современная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Воспитатель:
Старикова Т.П.
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
А. С. Макаренко
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».
Сегодня, уважаемые коллеги, я предлагаю более подробно остановиться на квест-играх. Хотя уверена, что то, о чем я буду говорить, не будет, да и не может быть, для вас чем-то абсолютно новым. Я бы сказала это новая – старая технология.
Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим о квест-технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест», можно трактовать как «поиск» или даже «приключение».
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникативных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
• развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
• воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность).
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
• все игры и задания должны быть безопасными (недопустимо ставить задачи, которые связаны с риском для здоровья);
• задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
• задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
• игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
• следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
• дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно;
• в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
• ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
• споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Виды квест-игры
По структуре сюжетов:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.
По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.
Проводиться квесты могут как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада), так и на улице.
Квесты по числу участников:
1. Одиночные.
2. Групповые.
Структура квеста представляет собой следующую последовательность:
- Введение. Здесь происходит знакомство с сюжетом.
- Задание. Постановка целей и задач, распределение ролей
- Процесс. Логически и последовательно построенная цепочка заданий.
- Оценка. Порядок выполнения поставленной задачи (бонусы, штрафы)
- Заключение. На этом этапе подводятся итоги и награждение победителей.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
⎯ Карта (схематическое изображение маршрута);
⎯ «Волшебный экран» (планшет, экран или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
⎯ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
1. Поиск «сокровищ».
2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
3. Помощь героям.
4. Путешествие.
5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
Квесты для дошкольников должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. С детьми младшей группы проводили игры на основе сказочного сюжета. Например, квест на основе сказки «Колобок». К малышам в гости приходил Колобок и просил ребят о помощи — он заблудился в лесу, и ему нужно найти дорогу домой к бабушке и дедушке. Дети вместе с Колобком отправлялись в путешествие, где их ожидали разные преграды в виде спортивных и интеллектуальных заданий. В средней и в старшей группе мы проводили такие квест-игры как «В поисках сокровищ», «Баба Яга против» (приобщение к ЗОЖ), «В поисках волшебного ключика» (по правилам дорожного движения). Это отличная возможностью для меня и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду, потому что квест-игры оказывают неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
А теперь предлагаю немного вернуться назад, к началу нашей беседы. Помните выражение: «новые-старые» технологии? Поясню свою мысль. Вот такую цитату я прочитала в одной статье: Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
Новая ли это форма? А как же наши старые «Казаки-разбойники», «Зарница»? Не по таким ли принципам разворачивались любимые нашим поколением игры? А поиски кладов в играх в пиратов? А многие народные сказки, по-моему мнению, написаны по принципам линейного квеста: не выполнит Иванушка трёх условий – не найдет Василису… Согласны со мной? Да и вы можете вспомнить немало своих занятий, проведённых по этой технологии. Но мы же стараемся идти в ногу со временем. Поэтому принимаем новое слово КВЕСТ. Важно, что мы, опираясь на вышеизложенное, можем успешнее обучать наших детей, применяя новые-старые технологии!
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Подводя итоги, пожелаю всем вам, коллеги, успешно применять квесты в своей работе с детьми, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными для ребят! Удачи всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест – одна из современных технологий обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которо...
"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....
«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...
Презентация. Квест - игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Квест является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест построен на коммуникационном взаимоде...
Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...
Моя педагогическая находка: «КВЕСТ - ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО»
Основная задача педагога дошкольного учреждения – подобрать оптимальные формы и методы организации работы с детьми, которые помогут в развитии познавательной, поисковой и исследователь...
Web–квест- инновационная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Знакомство с интерактивными играми с проблемными ситуациями на основе Web-квест технологии. Веб-квест "Путешествие в театр"....