Квест – одна из современных технологий обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_kvest_-_sovremennaya_tehnologiya_obucheniya_doshkolnikov_v_usloviyah_fgos_do.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест – одна из современных технологий
обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Дронова М.В. воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»
города Губкина Белгородской области
«Живые» квесты в образовании.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. С использованием квестов педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.
Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс способный подвигнуть человека к творческой деятельности. Живой квест вполне способен справиться с этой задачей.
Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают детям отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. На квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.
В настоящее время широко известен и активно применяется во многих ДОУ метод проектов. Web-квесты – это один из видов проектной деятельности. Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет-ресурсов в различные учебные предметы и программы.
Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт, возможность с пользой провести время, отдохнуть.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
Важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
Введение | предназначено для привлечения интереса учащихся |
Задание | описывает конечный продукт деятельности |
Процесс | пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация |
Оценка | в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся |
Заключение | подведение итогов проектной деятельности |
Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
- Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
- Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
- Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
Использование данной технологии в процессе обучения дает возможность:
- повысить заинтересованность учащихся в изучении учебной дисциплины;
- повысить мотивацию обучения;
- использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
- наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
- воспитывать информационную культуру учащихся.
Классифицируем квест как технологию. Наилучшей среди многих считают классификацию, по которой педагогические технологии сгруппированы согласно различных системных и инструментально-значимых признаках. На основе классификации педагогических технологий, которая рассматривает в своих исследованиях Дычкивская И.М. [3, с. 72-76], представим характеристику квест-технологии:
Классификация квест-технологии
Квест-технология | |
по уровню применения | предметная |
по научной концепции усвоения опыта | развивающая (основываются на теории развития способностей) |
по отношению к ребенку | личностно-ориентированная |
по ориентации на личностные структуры | в зависимости от типа, целей и задач квеста: информационная; операционная; эмоциональнохудожественная и эмоционально-нравственная; технология саморазвития; эвристическая; прикладная. |
по типу организации и управления познавательной деятельностью | игровая технология |
Кроме того, обобщая различные подходы к классификации проектов и анализируя научно-педагогическую литературу, автор разработал обобщающую классификацию квестов согласно различных системных и инструментально-значимых признакам:
По форме проведения квесты бывают:
а) компьютерные игры-квесты - один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
б) веб-квесты - направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб-продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);
в) QR-квесты - направлены на использование QR-кодов;
г) медиа-квесты - направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото / видео квесты;
д) квесты на природе (улицы, парках и т.д.);
е) комбинированные.
По режиму проведения: в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме.
По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год.
По форме работы: групповые; индивидуальные.
По предметному содержанию: моно квест; межпредметный квест.
По структуре сюжетов различают: линейные; не линейные; кольцевые.
По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда.
По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги, ЖЖ и др.); сайты; форумы; Google - группы; Вики - страницы; социальные сети.
По доминирующей деятельности учащихся: исследовательский квест; информационный квест; творческий квест; поисковый квест; игровой квест; ролевой квест.
За характером контактов: учащиеся одного класса или школы; ученики одного района; учащиеся одной страны; учащиеся из разных стран.
По типу задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча):
а) перевод - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
б) планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
в) самопознание - любые аспекты исследования личности;
г) компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
д) творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихи, песни, видеоролика;
е) аналитическая задача - поиск и систематизация информации;
ж) детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;
с) достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;
и) оценка - обоснование определенной точки зрения;
к) журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
л) убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
м) научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
В литературе также существует два варианта понимания веб-квестов:
- Веб-квест по типу «метода проектов[1]» - прослеживаются основные этапы метода проектов: все участники объединяются в группы (исследователи, дизайнеры, литераторы); каждая группа получает свое проблемное задание, а также набор вебресурсов, с которыми они будут работать. Каждая группа, выполняя задания должна создать новый веб-продукт (сайт, блог, виртуальный словарь, кулинарную книгу). Основной акцент в таком виде веб-квеста: решение проблемного вопроса / задачи с помощью анализа веб-ресурсов и создания нового веб-продукта.
- Веб-квест по типу «соревнования[2]» - учитель создает интересный сюжет; ученики (индивидуально или коллективно, согласно сюжету) проходят задачи (поиск информации, раскрытие тайны). Все задачи выполняются для получения цели (отгадать пароль, найти сокровища). Основной акцент в таком виде веб-квеста: поиск ответов с помощью анализа Интернет - источников.
Необходимо отметить, что один и тот же квест может быть классифицирован по нескольким параметрам одновременно.
Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.
Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В ДОУ и начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями дошкольников и младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность.
Удачным является использование в образовательном процессе квест-проектов.
Преимуществом квест-занятий является использование активных методов обучения. Квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Ребенок в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.
Выполняя квест-проект, дошкольник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ребенок может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-занятия способствуют формированию у воспитанников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ребенка к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.
Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников (а теперь и внедряется в образовательный процесс дошкольных учреждений), способна не только расширить кругозор ребенка, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию в целом. За ней - будущее.
[1] Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [7]
[2] Соревнования - отношения, складывающиеся в процессе совместной деятельности людей, выражающиеся во взаимном стимулировании активности друг друга и в конечном увеличении полезных результатов совокупных действий и тех и других [Словарь по этике / Под редакцией И. Кона, 1981 г.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....
«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...
«Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Применение новой игровой технологии КВЕСТ в работе с дошкольниками....
Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "
В преддверии праздника Дня Космонавтики данный материал будет актуален для начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...
"Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе проведения физкультурно-досуговых мероприятий....
Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...
«Квест – современная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...